Поиск по материалам сайта
Cлово "SGU"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Девятайкина Н. И. Диалоги Петрарки как источник для изучения гендерных представлений XIV века (по трактату «О средствах против превратностей судьбы»)
Входимость: 3. Размер: 35кб.
2. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... К всевластной природе.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
3. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Смотреть вперед запрещено?
Входимость: 1. Размер: 3кб.
4. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Эпиграф
Входимость: 1. Размер: 3кб.
5. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
6. Лукьянова Л. М.: Античные истоки диалогов Петрарки «О дружбе» в трактате «О средствах против превратностей судьбы»
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Девятайкина Н. И.: Петрарка как общественная личность перед лицом власти.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
8. Девятайкина Н. И. :Проблема войны и мира в диалогах трактата Петрарки «De remediis utriusque fortunae»
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Без страха Божия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
10. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Несколько предваряющих слов.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
11. Линючева М. П.: Гуманистическая дружба как феномен ренессансной эпохи.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
12. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Неслыханное своеволие в божьем аду.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
13. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Личность.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
14. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... На пути к свободомыслию.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
15. Девятайкина Н. И.:Влияние городской среды на ментальные установки итальянских гуманистов ХIV и их гендерные представления (по трактату Петрарки «О средствах против превратностей судьбы»)
Входимость: 1. Размер: 29кб.
16. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... К прошлому или к будущему?
Входимость: 1. Размер: 4кб.
17. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Ученик эпикурейцев.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
18. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Противоречивость Данте.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
19. Поздникин А. А.: Поджо Браччолини о тирании.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
20. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Так почему же "Комедия"?
Входимость: 1. Размер: 15кб.
21. Лукьянова Л. М. Медицинская тема в творчестве Петрарки.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
22. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Разум и вера
Входимость: 1. Размер: 11кб.
23. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... По лезвию ножа.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
24. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Милый мир.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
25. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Доблесть.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
26. Доронина Л. Л. : Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
27. Доронина Л. Л.: "Наставления Людовика XI" как источник для изучения представлений об идеальном государе во Франции второй половины XV века.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
28. Решетникова Е. С.: Об одном из символических аспектов средневекового романа
Входимость: 1. Размер: 36кб.
29. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Посюсторонность
Входимость: 1. Размер: 3кб.
30. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Восходящее очищение души?
Входимость: 1. Размер: 5кб.
31. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Оправдание любви.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
32. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Эпопея Средневековья?
Входимость: 1. Размер: 6кб.
33. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Иллюзия и правда
Входимость: 1. Размер: 6кб.
34. Девятайкина Н. И.: Итальянский город и горожане XIV в. в восприятии новых интеллектуалов (по трактату Петрарки «О средствах против превратностей судьбы
Входимость: 1. Размер: 14кб.
35. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Синтез средневековой культуры
Входимость: 1. Размер: 3кб.
36. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... К реализму.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
37. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Крушение священной колесницы.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
38. Лукьянова Л. М.: Гендиадис в трактате Петрарки "О средствах против превратностей судьбы".
Входимость: 1. Размер: 7кб.
39. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Проблема славы и бессмертия.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
40. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Проблема фортуны.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
41. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Сок замысла.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
42. Санников А. Н. : Проблема авторского самосознания итальянского гуманиста Лоренцо Валлы: отношение к плагиату.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
43. Поздникин А. А.: Представления о свободе Поджо Браччолини
Входимость: 1. Размер: 23кб.
44. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Христиане до христианства?
Входимость: 1. Размер: 5кб.
45. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Секуляризация нравственности.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
46. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Блаженство Рая.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
47. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... "Вы к доблести и к знанью рождены".
Входимость: 1. Размер: 3кб.
48. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Фантазия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
49. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Правоверный диктат или свобода мысли?
Входимость: 1. Размер: 8кб.
50. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... "Родится человек над брегом Инда".
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Девятайкина Н. И. Диалоги Петрарки как источник для изучения гендерных представлений XIV века (по трактату «О средствах против превратностей судьбы»)
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Часть текста: источник для изучения гендерных представлений XIV века (по трактату «О средствах против превратностей судьбы») 1 Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Научные публикации. Петрарка. http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/Sred_vek/petrarca/petrarca.php Как уже приходилось писать, научная «ниша», связанная со всесторонним и комплексным изучением трактата Петрарки «О средствах против превратностей судьбы», остается еще далеко не заполненной. Долгое время дело «тормозилось» тем, что не существовало научного издания сочинения, обращаться к его 254 диалогам можно было лишь на базе изданий XVI века. В результате в поле зрения исследователей попало три десятка диалогов, которые казались наиболее яркими с точки зрения ренессансных гуманистических представлений. Они были переведены на разные европейские языки, кочевали из одной общей работы в другую, иногда становились объектом специального изучения на темы благородства, доблести, достоинства и других «базовых» вопросов, рисующих новое мировоззрение 2. Толчком к активизации публикаций стал юбилей Петрарки, важный вклад в которые в отечественной науке внесла Л. М. Лукьянова. Она, вслед за В. В. Бибихиным, стала переводить предлагать для публикации тематические циклы (подборки) диалогов, которые создают более отчетливую картину 3 . Наконец, для недавней публикации Л. М. Лукьянова подготовила три больших цикла диалогов (всего - 38) на эстетические, гендерные темы и по вопросам досуга. 4 Иными словами, на данный момент переведена и опубликована примерно треть диалогов из трактата. На интересующие нас гендерные темы переведено примерно столько же. Что касается состояния дел с переводом трактата в западной науке, то, конечно,...
2. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... К всевластной природе.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: убеждений, добытых разумом и опытом, к убеждению в суверенности человеческой личности, к первым ступеням, ведущим в полный воздуха и простора дворец природы и гуманизма. Конечно, этот путь начался раньше создания «Комедии», о чем убедительно говорят ранние трактаты Данте, особенно «Пир». И к «Комедии» он приступил не робким учеником, а мужем, уже закаленным в битвах, в горячих и далеко не безопасных политических сражениях в беспокойной флорентийской коммуне. И незаурядным поэтом. И серьезным мыслителем, который уже во многом усомнился, многое отверг, многое новое уже возвел на пьедестал. Бесстрашное своеволие в адском Лимбе, выдвижение и отстаивание новой, актуальной и плодотворной идеи веротерпимости, ростки пробивающегося свободомыслия свидетельствуют о влиянии на Данте флорентийских кружков материалистического направления – эпикурейцев, к которым он примыкал, и аверроистов, да и прямого атеизма, которого придерживался близкий друг автора «Комедии» – Гвидо Кавальканти. Маятник ищущей мысли Данте раскачивался в достаточно широкой амплитуде: от теизма через платонизм, пантеизм до натурализма и апофеоза всемогущей и всетворящей природы. Ведь Данте устами Карла-Мартелла Анжуйского (см. выше), ни словом не упоминая бога, утверждает, что путь улучшения мира и человека целиком зависит от следования природе. Причем природа не поставлена рядом или выше бога, она сама правит и ведет – и именно она должна быть компасом человечества (Р., VШ, 142-144): «И если б мир, основы обозрев, Внедренные природой, шел за нею, Он стал бы лучше, в людях преуспев». И высшая оценка тела: «Каждая из разных сил вступает В связь с драгоценным телом (Р., 11, 139-140). Затем – полный апофеоз тела (!): «Ликующей природой рождена»(!) Влитая сила светится сквозь тело, Как радость сквозь зрачок излучена....
3. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Смотреть вперед запрещено?
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Смотреть вперед запрещено? Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000 http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД ЗАПРЕЩЕНО? В четвертом рве восьмого круга Ада, где наказуются прорицатели, Данте-герой поэмы не может спокойно видеть, как ужасно исковеркано человеческое тело, когда голова на вывернутой шее обращена назад. Он сострадает этим людям. Данте-автор явно призывает и читателя сострадать им. Более того, он уверен (или только пишет, что уверен?), что и бог им сочувствует. Он вкладывает в уста своего героя такие слова: Читатель, – и господь моим рассказом Тебе урок да преподаст благой, – Помысли, мог ли я невлажным глазом Взирать вблизи на образ наш земной, Так свернутый, что плач очей печальный Меж ягодиц струился бородой. Я плакал, опершись на выступ скальный (А., XX, 19-25). Но тут же устами Вергилия называет такое сочувствие к наказуемым – безумием. «Ужель твое безумье таково? …………………………….. Не те ли всех тяжеле виноваты, Кто ропщет, если судит божество?» (А., XX, 26-30). Сознает ли Данте свое непослушание богу? Очевидно, сознает. Но осуждая себя устами Вергилия, он устами Данте-героя все-таки продолжает роптать против такого бесчеловечного наказания человеку только За то, что взором слишком вдаль проник (А., XX, 38). Значит, дело не только в сострадании. Перед нами слегка прикрытый протест против средневекового запрета человеку пытаться проникнуть мыслью в будущее. Очевидно, Данте симпатичен человек, устремленный взглядом в будущее, хотя оное запрещено. В этих несогласиях, поправках, самовольном отходе от средневековых религиозно-нравственных предписаний, в замене их, по сути дела, гуманистическими вердиктами (выказанными или подразумеваемыми) – главное. Данте, вероятно, еще до того, как взялся за перо, уже оттолкнулся, отплыл от берега нерушимого правоверия, от церковной этики. И это – ведущая тенденция в обнажившемся противоречии.
4. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Эпиграф
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Эпиграф Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000 http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com ЭПИГРАФ О вы, разумные, взгляните сами, и всякий наставленье да поймет, сокрытое под странными стихами! (1*) К своей знаменитой «Комедии», разделенной на три части – «Ад», «Чистилище» и «Рай», Данте не дал эпиграфа. Приведенные выше стихи взяты из IX песни «Ада». Они, как нож, врезаны в текст после описания неожиданной встречи путешественников (Данте, напоминаем, в его хождении по Аду сопровождает Вергилий) с тремя отвратительными фуриями, грозившими смертью. Они, несомненно, символизируют инквизицию, страшных лап которой во что бы то ни стало нужно избежать. И автора «Комедии» спасает его мудрый и энергичный друг Вергилий. Далеко не всякому читателю удается понять и сами стихи, и то, почему они находятся именно там. Между тем приведенные строки как нельзя более удачно помещены там, где им и должно быть. Но если бы Данте поставил эти стихи в качестве эпиграфа ко всему произведению, они были бы тоже к месту и помогли бы читателю раньше и выше подняться к пониманию всех глубин «наставления» поэта и, более того, помогли бы почувствовать, с какой любовью и болью за людей поэт-мыслитель создавал творение, как много он сказал людям не только своего поколения, но и грядущих веков. Поэтому – да простится нам...
5. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000 http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com Несколько предваряющих слов. Эпиграф Синтез средневековой культуры Эпопея Средневековья? Восходящее очищение души? Посюсторонность Противоречивость Данте. Милый мир. Данте - судия. Не с толпой правоверных Неслыханное своеволие в божьем аду. Оправдание любви. Смотреть вперед запрещено? Разум и вера Иллюзия и правда Проблема Беатриче. Крушение священной колесницы. Апофеоз Средневековья, или вызов, брошенный ему в лицо? Секуляризация нравственности. Эллинизация христианства. Проблема фортуны. Против жажды богатства. Личность. Доблесть. Проблема гордости. Проблема славы и бессмертия. К прошлому или к будущему? По лезвию ножа. Люди - черви? "Родится человек над брегом Инда". Христиане до христианства? Правоверный диктат или свобода мысли? "Что скажут персы вашим королям?" Блаженство Рая. Данте и Илахим К всевластной природе. Без страха Божия. Ученик эпикурейцев. На пути к свободомыслию. К реализму. Торжество реализма. Сок замысла. Фантазия. Кто же герой поэмы? "Вы к доблести и к знанью рождены". Так почему же "Комедия"?
6. Лукьянова Л. М.: Античные истоки диалогов Петрарки «О дружбе» в трактате «О средствах против превратностей судьбы»
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Петрарки является трактат «О средствах против превратностей судьбы». Трактат создавался несколько лет и, по сути, является итоговым произведением, представляющим философские и общественно-политические взгляды великого гуманиста. Он посвящен отдельным вопросам практической морали, по отношению к которой гуманист старается примирить воззрения древних стоиков с христианским учением. Трактат состоит из 253 диалогов, в которых наряду с другими проблемами человеческой жизни обсуждаются и проблемы дружбы. Эта тема, как замечает исследователь гуманистических представлений Петрарки Н. И. Девятайкина, проходит через всё творчество Петрарки; к ней он обращался и в своём первом латинском сочинении «Об уединённой жизни», и в многочисленных письмах. 1 В трактате «О средствах против превратностей судьбы» теме дружбы Петрарка посвящает семь диалогов: «О дружбе с царями», «Об изобилии друзей», «О незнакомых друзьях», «О единственном верном друге», «О неверных друзьях», «О смерти друга», «Об отсутствующих друзьях». Уже в выборе этой темы можно усмотреть влияние древних авторов. На тему дружбы написаны оба сочинения Аристотеля по этике; трактат Цицерона «О дружбе»; об отношениях с друзьями неоднократно рассуждал Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию»; о дружбе писали почти все античные поэты. Не только тема, но и форма трактата заимствована из античности. Со времён Сократа излюбленной формой наставления стал философский диалог,...
7. Девятайкина Н. И.: Петрарка как общественная личность перед лицом власти.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: из самых актуальных в современной науке как в рамках интеллектуальной истории, так и в культурно-антропологической. Далеко не все еще изучено в отечественной историографии, по крайней мере, в приложении к эпохе Возрождения, хотя в отношении Петрарки новые подходы блестяще в последнее время демонстрирует Л. М. Баткин 1 . Избранной нами проблемы он специально не рассматривает, но сквозь призму анализа личных побуждений по-эта и гуманиста касается. В давней и недавней европейской историографии, равно как и отечественной, в наибольшей степени, пожалуй, разработана одна сторона проблемы – политическая позиция Петрарки. И оценки оказываются также в наибольшей степени полярными. В последние десятилетия авторы и все больше говорят о серьезной роли Петрарки в общественно-политической жизни. Опираясь на сделанное исследователями ХІХ в. (М. С. Корелиным, У. Фосколо, Дж. Робинсоном, К. Штейнером), современные авторы выяв-ляют злободневность, реализм, содержательность политической мысли Петрарки, открытие им ряда тем в гуманистической литературе 2 . Глубже, чем прежде, исследуется рождение национальной идеи, по-новому прочитываются политическая лирика, письма, диалоги 3 . Но живучи и старые формулы, которые не исчезают ни со страниц научной, ни даже учебной литературы. Как век...
8. Девятайкина Н. И. :Проблема войны и мира в диалогах трактата Петрарки «De remediis utriusque fortunae»
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: деятелей первого этапа развития ренессансного гуманизма, еще не изучены всесторонне. Степень их исследования значительно уступает место лингвистическому, текстологическому, литературоведческому, анализу его произведений. 2 . Нельзя не отметить, правда, что в последние десятилетия ситуация начала меняться, по крайней мере, среди итальянских и американских ученых. В рамках проблематики данной статьи значительный интерес представляют исследования U. Dotti, M. Ariani, V. Pacca, R. Fedi, G. Ponte, A. Musumeci, G. Crevatin, M. Santagata, E. Fenzi, Th. Peterson, G. Mazzotta, D. Madsh, C. H. Rawski. Их наблюдения относительно сути общественной и политической позиции Петрарки в целом или отдельных политических сочинений, словаря власти и др. позволяют сказать, что бытовавшие длительное время в историографии суждения об аполитизме, космополитизме, утопизме, политическом сервилизме гуманиста ушли в прошлое.   В русской историографии на важность темы еще сто лет назад указал выдающийся специалист по Ренессансу М. С. Корелин (1855-1899). Поскольку в Западной Европе мало знают русские исследования о Петрарке, замечу, что в послереволюционное время обращение к проблемам Ренессанса началось только с середины ХХ столетия (М. А. Гуковский а специальные труды стали появляться с 1970 –х годов. В это время за итальянское и латинское наследие Петрарки принимаются филологи (Р. И. Хлодовский) и историки (А. Х. Горфункель, Н. В. Ревякина, Л. М. Брагина) 3 . В 1980-1990 гг. к Петрарке активно начинают обращаться философы ( В. В. Бибихин) и культурологи (Л. М. Баткин).  Усилиями специалистов разных областей к появившейся в начале ХХ столетия на русском языке « Моей...
9. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Без страха Божия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Без страха Божия. Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000 http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com БЕЗ СТРАХА БОЖИЯ Чувство страха вовсе не было чуждо главному герою «Комедии». Поэта охватывает страх при чтении роковой надписи на вратах Ада. Его охватывает ужас, когда он слышит рассказ Франчески да Римини, видит ее общую с Паоло муку (хотя здесь больше человеколюбия, чем страха). Он ужасается (хотя и здесь больше человеческой боли, чем страха), видя как вывернуты назад головы у наказуемых прорицателей. Данте не корчит из себя героя и не стыдится признать, что напуган, даже охвачен ужасом, – после рассказа Франчески он падает в обморок. Однако, как ни странно, священная формула «страх божий» мелькает в поэме только один раз. Наблюдая переправу грешных душ в лодке через Ахерон на адский берег, герой поэмы предрекает эту роковую процедуру всем, «в ком божий страх угас» (А. III, 106-108). Как же это понимать? Да испытывал ли Данте страх божий, обязательный для всякого верующего? Если вдуматься, о каком страхе божьем у Данте можно говорить, когда его герой, едва перешагнув порог Ада и никого не спросясь, поселяет в свободном от адских мук Лимбе поэтов, ученых, героических полководцев языческой античности и...
10. Стам С.М.: Странная комедия. Читая Данте... Несколько предваряющих слов.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: Несколько предваряющих слов. Научные публикации Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2000 http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./stran.com НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРЯЮЩИХ СЛОВ В XIV–XVI веках феодальная Западная Европа пережила первый серьезный перелом во всех сферах общественной жизни. Бурное развитие городов, торговли, ремесел – в первую очередь высококачественного сукноделия – породило сильный слой богатых горожан-пополанов. В ряде городов это привело к «коммунальным революциям»: с помощью денег и в открытой борьбе горожане сбрасывают власть сеньоров и городских дворян-грандов, добиваются независимости, превращаются в могучую экономическую и политическую силу. И это происходит прежде всего в Италии. На этой почве возникают глубокие сдвиги в общественном сознании: отвергается сословное неравенство, обличается роскошь и властолюбие католической церкви и особенно папства, зарождается научный интерес к природе, пробуждается чувство личности, потребность в свободе познания, деятельности, мышления. Отвергается религиозный аскетизм, презрение к человеку, его телу, жажде деятельности и знания. Возникают новые, человеческие – духовные, творческие потребности. Рождается новая нравственность. Новая этика порождает и новую эстетику – новые идеалы человеческого поведения и художественного творчества, обращенного уже не к «силам небесным», а к природе и человеку. Зарождается и быстро набирает...