Поиск по материалам сайта
Cлово "VINCI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Эфрос А. : Леонардо - писатель.
Входимость: 5. Размер: 44кб.
2. Чекалов К. А. Литературный стиль Леонардо в связи с его мировоззрением.
Входимость: 5. Размер: 49кб.
3. Романчук А.В.: Франческо Петрарка
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Эфрос А. : Леонардо - писатель.
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Часть текста: соединение в одном существе... величайших даров", о котором пишет Джордже Вазари, было явно многозначительнее, чем можно судить на расстоянии четырех столетий. Не все намеки манускриптов понятны; не все навыки и требования светского, ученого и художественного быта известны. Упоминания биографов и мемуаристов об „изысканных дарованиях", о „редкой изобразительности всего изящного", об „обладании многими редкими способностями", о „соединении красоты, изящества и силы" (Паоло Джовио, Аноним, Джордже Вазари) выражают изумительную универсальность леонардовских талантов слишком обобщенными формулами; для современников Леонардо и для ближайших поколений эти слова были ясны, нами же они воспринимаются риторически. Однако в трех отношениях мы можем дополнить облик Леонардо, который закреплен традицией в представлениях позднего потомства. К Леонардо-живописцу-скульптору-архитектору-инженеру-физику-биологу и т. д. надо присоединить еще Леонардо-музыканта-поэта-прозаика. Первых двух мы можем восстановить только по косвенным данным; третий же сохранен наглядно и убедительно „кодексами". Его писательские качества так явственно лежат на поверхности, что достаточно указать на них, чтобы каждый читатель мог воспринять их столь же отчетливо, как он воспринимает особенности леонардовского стиля ...
2. Чекалов К. А. Литературный стиль Леонардо в связи с его мировоззрением.
Входимость: 5. Размер: 49кб.
Часть текста: потрясает, в особенности на фоне относительно скромного реестра определенно принадлежащих кисти мастера живописных творений. Не менее удивительна его калейдоскопичность, неожиданная смена тем и регистров: от математических примеров автор переходит к рецепту снадобья от мочекаменной болезни, а от пословиц (rаrо cade chi ben cammina, что-то вроде "тише едешь - дальше будешь") - к записям текущих дел (что-то вроде нынешнего ежедневника) и констатации: "в Ломбардии у многих женщин растет борода". В 1506 г. Леонардо попытался навести порядок в своих рукописях и сам ужаснулся царящему там хаосу (1). Важной приметой леонардовского стиля становится эскизность, неоконченность, своеобразная аналогия живописного поп finito - в этой связи в его рукописях, особенно после 1508 г., очень часто встречается слово eccetera - "и так далее" (2). Из биографии Леонардо ясно, что большая часть его инженерных и художественных проектов так и осталась нереализованной; на уровне стиля это оборачивается некоторой неустойчивостью в использовании глагольных форм, свидетельствующей о размытости границ между феноменом виртуальным и воплощенным в жизнь (хотя в одной из рукописей Леонардо очень определенно заявляет: "Озаботься итогом. Прежде всего подумай о том, чем дело кончится" - 139v) (3). Неподдельная взволнованность, интенсивность переживания свойственны некоторым, казалось бы, сугубо научным замечаниям Леонардо - например, известному фрагменту о Луне. По мнению А. Маринони, возможно, речь идет о заключительной части некоего утраченного трактата (4). Вот как соответствующий фрагмент размещен в рукописи (К 1r): la luna densa е gra(ve) densa egrave come sta la lu na Здесь отображены пифагорейские представления об этом "плотном тяжелом" небесном...
3. Романчук А.В.: Франческо Петрарка
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: Италии XIV-XV вв. Франческо Петрарка в этом смысле важней, чем многие трубадуры и схоласты. Личность Петрарки представляется первой и, может быть, самой крупной, знаменующей принципиальное отличие гуманистов-интеллигентов от средневековых интеллектуалов. У ренессансной интеллигенции не было такого диапазона функций и профессий, как у современной, но именно ее формирование явилось первым этапом развития, приведшего впоследствии к появлению новоевропейской интеллигенции. Содержание, например, "Тайны" (Secretum) Петрарки в первую очередь связано с выдвижением новой, гуманистической концепции человека, раскрытием его внутренних противоречий. Августин в диалогах Петрарки - это часть "я" интеллигента-гуманиста. Психологическая борьба в душе Петрарки, отраженная в "Тайне", делает произведение захватывающе интересным. В русской литературе XIX в. несомненно одним из самых ярких продолжателей Петрарки, его философского осмысления диалогического столкновения самобытных личностей, исследователем глубокого психологизма и трагизма человеческой натуры был Ф. М. Достоевский. В августе 1839 г. Ф. М. Достоевский в письме к своему брату как будто возвращается к "Тайне" Петрарки, размышляя над вопросами, поставленными гуманистом-интеллигентом эпохи Треченто: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать всю жизнь, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком"2. Действительно, все рассуждения Петрарки о человеке рождаются на основе опыта самонаблюдения, проводимого с остротой и тщательностью, достойными истинного психолога. Но, изучая себя, он изучает в своем лице человека, и потому исповедальное сочинение "Тайна", где много сказано "о грехах, общих всем смертным",...