Франкские наёмники в грузинской армии XI века

В оглавление

Традиция набора армейских подразделений со стороны существовала в Грузии с глубокой древности. В Средние века формирования наёмников фактически были неотъемлемой частью грузинской армии. Для того, чтобы преследовать сельджуков и решать великие задачи, которые международная ситуация конца XI века в Предазии поставила перед Грузией, одной грузинской армии было уже недостаточно. Возникла необходимость в поиске вспомогательных военных сил. В разное время в рядах наёмников были варяги (викинги), франки, и даже мусульмане. Но, в основном, большей частью привлекались аланы, кивчаги, черкесы, леки, навербованные с прилегающих территорий Северного Кавказа, который был традиционным источником таких отрядов для Грузии. Грузинская историография уже широко изучила участие варяжских наемников в войне середины XI века, между Багратом IV и эриставом Липаритом Багвашем из княжества Клдекари.

Некоторые историки даже считают франков, участвовавших в битве при Дидгори в 1121 году, варягами. Это мнение может быть основательным и допустимым, поскольку после жестокого поражения от мусульман в 1119 году, а также, фактически, из-за отсутствия путей сообщения крестоносцы не смогли бы послать Вспомогательную армию. В историографии существует два мнения об участии франков в битве при Дидгори:

  1. Согласно преобладающему мнению, сотня или две сотни франков в армии Давида, из числа крестоносцев, были союзниками, а не наёмниками
  2. Франки, участвовавшие в битве при Дидгори, были именно воинами-наемниками.

Историки аргументированно указывают, что в то время термина «крестоносец» просто не существовало, и понятие «Франк» означал всех латинян на Ближнем Востоке. Но здесь вопрос оценен не совсем правильно. Потому, что по историческим записям, франки на службе у Давида были наемниками, воинами, зависимыми от джамагири (груз. получение денег), а не союзниками, пришедшими на помощь, и эта практика была распространена, как в Византии, так и на Ближнем Востоке в тот период. Первый случай вербовки франков в Грузии, который был зафиксирован в исторических источниках и о котором будет говориться ниже, еще больше подтверждает факт участия франкских наемников в битве при Дидгори.

Мусульманский летописец XII века, автор "истории государства сельджуков" ("Акбар аль-Даула ас-салджукия") Садр ад-Дин аль-Хусейни приводит интересный отчет о походе сельджукского султана Альф-Арслана в Грузию («О коронации царя Картли и Кахети Баграта IV» 1068 г.). В грузинском переводе тюркоязычной версии трактата аль-Хусейна историка Нодара Шенгелия говорится, что после того как Баграт IV напал на город Барду, принадлежащий «одной из мусульманских стран», султан нанес ответный удар по «абхазской стране». Грузинская армия состояла из храбрых людей, частично из римских стран. Это были жители Эфренчи и Шехи. Затем мелик (здесь командир, старшина) эфренчи, прибыл со многими всадниками и встал перед дворцом султана». В комментарии историк отмечает, что «эфренчи» в восточных источниках означает «европеец», но в данном случае, в зависимости от контекста, «эфренчи» и «шехи» не являются синонимами друг друга. Перевод этого фрагмента работы аль-Хусейна дан востоковедами с небольшими отличиями: «армия христиан состояла из франков (Franj), и ромеев из Шеки» и «самыми храбрыми из бойцов были франки (аль-фарандж) и воины-пехотинцы ромы из Шеки» (Шеки - означает «Кахетия», а «ромы – ромеи» означает их византийско-греческую конфессию. В другом переводе, приписываемом английскому востоковеду Клиффорду Босворту, эпизод приводится следующим образом: «армия христианского короля состояла из доблестных воинов из страны Рум (называемой Фарандж) и шахелей... позже Король франков сам прибыл с этим войском ко двору султана...». Везде франки упоминаются отдельно, а шехели уже после них.

Что касается определения «Аль-фаранги», то тут автор, вероятно, имеет в виду 3 тысячи воинственных варягов (варангов), которые состояли на службе у грузинского (абхазского) царя Баграта IV. Хотя, по мнению других историков, тут имеет место графическая путаница, а это слово может означать не франков, а варягов, поскольку они могли оказывать военные услуги царю Баграту IV. Но это сомнительно, так как, согласно одной из рукописей трактата армянского летописца 11 века - Аристакеса Ластивертци, в которой вместо «франк» везде читается «вранг» (в других его рукописях везде тоже не фигурируют «франки», хотя там речь доподлинно ведётся о них).

Правда, и тут остаётся двоякость, так как византийцы и грузинские цари использовали наемных франков и варягов (очень часто совместно). Это также подтверждается рассказом соавтора «Царствования Давида», канцлера Антиохии Готье: «король распределил каждый отряд, и когда у него было двести французских воинов (Milites Francigenas), он поставил их впереди, чтобы отдавать им первые приказы».

Но здесь должно принять во внимание, что эта часть труда армянского летописца описывает ту же историю, что и Иоанн Скилица (знаменитый истриограф и сановник византийского императора Алексея Комнина), когда он упоминает битву франкско-варяжской армии с сельджуками. В данном случае, в стычке у крепости Баберд франки и варяги, из которых армянский автор назвал только одних (либо вообще упомянул обобщающе), и византийский автор, который, вероятно, располагал большей информацией об этой военной кампании, должны были быть обоими отрядами - как франками, так и варягами.

Упоминание «фарангов», или франков, в армии Баграта IV как доблестных воинов не должно быть случайным, так как грузинские летописцы тоже подтверждали наличие франкских (европейских) войнов в грузинском лагере. А они всегда подробно описывавшие даже быт и то, например, с каким неприятием европейские наёмники ели блюда грузинской кухни. В свою очередь, Аль-Хусейн в другом месте упоминает франков (Фарандж) таким же образом, описывая армию византийского императора Романа IV Диогена: «Армяне, персы, пачаники (аль-Баджанак), огузы (аль-Гузз) и франки (аль-Фарандж)» Доподлинно известно, что, при войске императора Романа IV состояло, по меньшей мере, 500 франков, включая знаменитого франкского вождя Рассела. Аль-Хусейн явно ссылается на них, поскольку он, как и другие мусульманские авторы этого периода, может свободно отличать западноевропейцев, или франков, от других народов, а особенно от кавказских народов, также хорошо известных исламскому миру.

Поскольку обе военные кампании - нападение на Баграта IV и нападение Романа IV Диогена на Сирию - происходят почти в один и тот же период, вполне возможно, что византийский император и царь Грузии договорились действовать совместно против сельджуков. В данном случае появление франков в армии Баграта IV легче представить, учитывая также, что в армии Романоса IV имелся довольно значительный контингент франкских наемников, которым командовал аколутос (командир подразделения имперской гвардии. В XI-XII веках он также носил звание командующего варяжской гвардией) Роберт Криспин по прозвищу Франкопулос. Это большое соединение сражалось против туркмен-марбийцев в северо-восточной Анатолии. Франки как в кампаниях 1068 года и позже, так и в битве при Манаскерте (1071) присутствовали в византийском войске. Среди военных сил, собранных Романом IV против сельджуков, византийские авторы особо подчеркивают важность «франков и варягов». Важность этих воинских подразделений также можно увидеть в кампаниях более раннего периода - Согласно рассказу Иоанна Скилицы, в 1049 году византийский император Константин IX «собрал все вспомогательные силы - франков и варягов».

Интересно, что в XI веке франкам и грузинам неоднократно приходилось сражаться под одним флагом. Согласно Кемаль ад-Дину, в 1030 году в армии византийского императора Романа III Аргироса, сражавшейся против армии мирдасианского эмирата Алеппо, были, среди прочих народов, абхазы, хазары и франки. В хрисовуле (особая императорская грамота) императора Алексея I Комнина, датированной 1088 годом, упоминаются воины разного этнического происхождения, служившие в императорской армии, включая франков и грузин.

Вышеприведенные факты дают нам основание отметить, что в армии Баграта IV и вообще во второй половине XI века франкские наемники также выступали под флагом царя Грузии.

Чтобы определить, сколько франкских воинов Баграт IV мог иметь в 1068 году для войны с сельджуками, необходимо посмотреть на их численность в XI веке против Византии, а также во время сражений в рядах имперской армии.
В 1041 году в битве при Оливенто византийская армия под командованием Михаила Докеианоса, в сопровождении варягов под командованием Харальда Хардрады потерпела поражение в битве с армией нормандского полководца Вильгельма Готвильского. Нормандская армия насчитывала в общей сложности 300 рыцарей и 600 пехотинцев. В том же году, в битве при Монтемаджоре, у Уильяма Хотвилла и второго нормандского полководца Райнульфа было 700 рыцарей. В начале 70-х годов отряд французских наемников во главе с Русселем состоял примерно из 500 воинов. В битве при Калаврье в 1078 году у Алексиоса Комнина, командовавшего армией Никифора III Ботаниатеса против командира повстанцев Никифора Бриена, было несколько сотен франков. В то же время в войсках Никифора Бриена, по-видимому, было подразделение из 5 тысяч франков, но это число, по-видимому, явно искусственно увеличено, поскольку в этот период в императорских войсках никогда не было более нескольких сотен франкских воинов.

В 1081 году, в битве при Диррахии, против византийского императора Алексея Комнина, армия норманна Роберта Гвискара, помимо легкой кавалерии и пехоты, насчитывала 1300 рыцарей. В 1089 году в армии Алексея Комнина было 500 фламандских рыцарей-наемников. В XIII веке у турок в Малой Азии на службе состояло 700 франков-наемников. Королевства-княжества крестоносцев, которые для грузин и византийцев обычно именовались франками, могли собрать примерно одинаковое количество рыцарей в битвах с турками - например, при сражении у Антиохийского озера - 700, при Аскалоне - 1200, при Яффе - 200, при Рамле - 200-260, при Атариби - 700, при Хуби - 700, при Назарете - 1100.

Число франков в битве при Дидгори в 1121 году кажется реалистичным и не превышает одной или нескольких сотен. Учитывая масштабы средневековых армий, даже сотня хорошо экипированных рыцарей была довольно большой силой. Это подтверждается победами королевств и княжеств, основанных крестоносцами, более скудными ресурсами, чем было у мусульман, а также приведёнными выше сообщениями об их численности в византийской армии XI века. Это показывает, насколько широко французские и нормандские (как известно, в те времена Нормандия была подарена викингам), воины использовались не только в Византии и на Ближнем Востоке, но и в Закавказье. Это обогащает понимание военной истории Грузии XI-XII веков и подчёркивает сильную традицию привлечения сторонних войнов в грузинскую армию этого периода.