Андреев М.Л. Никколо Макьявелли в культуре Возрождения.

М. Л. Андреев
НИККОЛО МАКЬЯВЕЛЛИ
В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Москва 2008

В данной публикации творчество Макьявелли разбирается в совокупности всех его форм и разновидностей: не только великие политические трактаты, но и исторические, драматические, поэтические сочинения — вплоть до служебных записок. Основная проблема — соотношение творчества Макьявелли с культурной парадигмой Возрождения. Проблемность состоитв том, что Макьявелли с его ярко выраженной индивидуалистической установкой лучше кого-либо другого может представлять ренессансный антропоцентризм, но в то же время сознательно и последовательно противостоит гуманистической традиции с ее риторической доминантой: тот способ примирения общего и индивидуального, которого придерживался классический ренессансный гуманизм, оказывается для него неприемлем. Он, однако, находит другой: присваивает статус всеобщности самой индивидуальной деятельности, акцентируя ее формообразующий аспект и сообщая ей тем самым эстетические коннотации. Ренессансный эстетизм приобретает у него еще более универсальное значение, распространяясь и на сферу прагматики: тем самым Макьявелли создает собственный вариант риторики, который не нуждается в риторическом инструментарии.