Аникст А. Сценическая история драматургии Уильяма Шекспира
Часть 6


6

Натуралистически-обстановочный спектакль вызвал против себя реакцию уже в 80-х годах как в Англии, так и в Германии. Возникло движение за восстановление на сцене Шекспира в его подлинном виде, и это касалось уже не только текста, но и самих сценических условий. Начало этому движению положил английский актер Уильям Поэль (1852-1934). В 1881 году он поставил "Гамлета" по тексту первого кварто, стремясь воссоздать сценическую площадку шекспировского театра. В 1895 году он основал "Общество Елизаветинской сцены" и начиная с этого времени более четверти века ставил пьесы Шекспира в его современников без декораций, в костюмах эпохи Возрождения, в сцена, которой он пользовался, в общем соответствовала тем представлениям, какие существовали о шекспировском театре в шекспироведе нии конца XIX века. Спектакли Поэля шли без антрактов и полностью воспроизводили шекспировский текст. Деятельность Поэля помогла раскрыть подлинную природу театральности драматургии Шекспира. К сожалению, в его распоряжении не было значительных актерских сил, которые обеспечили бы высокий художественный уровень постановок. На влияние концепций этого режиссера на последующее развитие шекспировских постановок в целом было благодетельным. Как всегда, и это течение в своем крайнем направлении привело к некоторым абсурдным явлениям. Так, в недавнее время продолжатели традиции Поэля дошли до того, что стали исполнять пьесы, читая текст в соответствии с произношением английского языка в эпоху Шекспира, как оно было установлено лингвистами. Вообще, некоторые архаические элементы в идеях Поэля несомненно были. Но в гораздо большей степени его концепции шекспировского спектакля предвосхищала некоторые существенны элементы режиссуры XX века.

В Германии инициатором аналогичного движения был шекспировед Рудольф Женэ (1824-1914), также предлагавший вернуться к простоте шекспировской сцены. Его идеи осуществил в Мюнхене режиссер И. Савитс , который при помощи К. Лаутеншлегера реконструировал сцену, выдвинув просцениум глубоко в зрительный зад и построив ступени, которые прямо из партера вели на подмостки. Так был поставлен в 1889 году "Король Лир".

Как У. Поэль, так и Р. Женр и И. Савитс подчеркивали особое значение поэзии шекспировских пьес и уделяли большое внимание технике чтения шекспировского стиха. Слово выдвигалось ими на первое место среди выразительных средств драматургии Шекспира, что имело значительное влияние на последующее развитие театральной интерпретации Шекспира.