Дормидонтова О.: Развитие мотива сновидения в творчестве У. Шекспира на основе сопоставительного анализа пьес "Сон в летнюю ночь" и " Буря".

О. Дормидонтова

РАЗВИТЕ МОТИВА СНОВИДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ У. ШЕКСПИРА НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПЬЕС "СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ" И "БУРЯ"

Взгляд молодых
Казань, 2003.
http://old.kpfu.ru/f10/publications/2003/rsf_molodye.php?sod=0

 

Цель нашей работы - представить основные моменты исследования, посвященного мотиву сновидения в творчестве Шекспира. Мотив сна имеет большое значение для понимания мировоззренческой концепции Шекспира, его творческого наследия в целом. Пьесы "Буря" и "Сон в летнюю ночь", сопоставительный анализ которых представлен далее, венчают собой два полюса развития мотива сновидения в творчестве Шекспира и соответственно указывают на изменения в художественном методе писателя.

Пьеса Буря" - сказочная пьеса, которую относят к жанру трагикомедии, принадлежит к последнему, романтическому периоду творчества Шекспира, который приходится на 1609-1613 гг. Этот период в развитии западноевропейской литературы можно назвать переломным. Начало XVII в. связано с большими изменениями во всех сферах жизни человека и, следовательно, с изменением его сознания, взгляда на жизнь. Эпоха Возрождения закончилась. Она не могла более существовать, так как идеалы Ренессанса исчерпали себя. Человек не мог более признавать, что он всесилен и может подчинить себе природу, - политическая, экономическая, социальная, научная и психологическая практика решительно доказывала обратное - человек слаб, мир таинственен и хранит в себе множество неразгаданного. Конец одной эпохи должен был стать началом другой. Но до сих пор историки литературы спорят, что же последовало за Высоким Ренессансом в литературе западной Европы? Какую форму принял кризис Возрождения и кризис гуманизма. Как правило, говорят о маньеризме как о переходном периоде после Высокого Возрождения и более очерченном, концептуальном барокко, последовавшем после маньеризма. Проблема состоит также в том, что хронологические рамки этих периодов для разных стран могут сильно не совпадать.

Вместо стройной простоты и цельности, свойственной литературе Возрождения, стилю барокко присущи крайняя сложность, изломанность форм, мозаичность, причудливые метафоры и сравнения. Характерной чертой литературы барокко является контрастное сочетание мистических аллегорий и натуралистических описаний. Так как наибольшее выражение ввиду своих особенностей барокко смогло найти в художественном искусстве и в музыке, то и литературе этого периода присущи черты этих видов искусства - музыкальность изложения, ощущение вечного движения и особое внимание к форме, изысканность, иногда "рисованность".

Символами барокко являются движение, дуализм, понимание призрачности жизни, противоречие между пышностью формы и строгостью содержания, постоянная изменчивость, зыбкость во всем. Человек барокко теперь живет как бы одновременно в нескольких мирах, из которых каждый имеет свои закономерности и ни один не является истинней другого. Все относительно и изменчиво. Все изменчивое создает непрестанно новые и новые иллюзии, мир рушится в бездну зеркал и восстанавливается как сцена театра или как пересказ абсурдного сновидения. И тема "жизнь есть сон" наряду с темой "весь мир - театр" становится одним из наиболее общих мест барокко. Тему "весь мир - театр" заявил, как известно, Шекспир. Она находит свое отражение во всех его произведениях. Очень часто герои его пьес помимо роли, написанной для них самим "создателем", Шекспиром, внутри пьесы разыгрывают дополнительные роли, написанные ими самими, в их собственном мире пьесы (как, например, в "Гамлете", "Сне в летнюю ночь", "Укрощении строптивой").

Это создает иллюзию вечной театральности в жизни людей. А также указывает на тонкую грань между человеком и маской, которую он надевает и сживается с ней.

Тема "жизнь есть сон" также имеет свое развитие в его творчестве (что тем не менее не было исследовано). Мы в нашем исследовании выяснили, что темы жизни-театра и жизни-сна развиваются параллельно в творчестве Шекспира. Однако семантика, значение метафоры театра и сна, их функция в произведениях с течением времени и развитием мировоззрения автора значительно меняются. И проследить это развитие - одна из наших задач. Двумя ключевыми пьесами для подобного сопоставления являются "Сон в летнюю ночь" (относится к первому оптимистическому периоду) и "Буря" (романтический период)

"Сон в летнюю ночь", с одной стороны, - самая беззаботная, беспечно веселая, карнавальная, превознося ценности Высокого Ренессанса, является уже под его занавес, а "Буря" была своего рода прощанием Шекспира с театром и зрителями и, что представляет для нас особый интерес, ознаменовала переход от трагического гуманизма к барокко.

Обе пьесы похожи на сказку. Они также схожи по построению и некоторым общим элементам сюжета. И в той, и в другой функция сна, сновидения является сюжетообразующей. В этих произведениях существуют два пласта, которые постоянно соотносятся друг с другом - мир реальный и мир сновидения. И герои существуют то там, то здесь, проявляя себя в этих двух мирах по-разному. А границей перехода служит, следовательно, сон. Как только они засыпают - они попадают в другой мир.

По настроению же, образу автора, поэтике, идее - это произведения полярно разные. Те же самые приемы применены с другой целью, служат для достижения иного эффекта.

И в той, и в другой пьесе герои то и дело засыпают, просыпаются, во сне с ними случаются некие метаморфозы, которые впоследствии из сновидения переходят в реальность и изменяют судьбу героев. В "сне в летнюю ночь", например, влюбленные, которые, как известно, не боятся мечтать, благодаря сну и сновидению обретают свое счастье наяву. Хотя изначально подобное казалось невозможным. Этим Шекспир подчеркивает зыбкость между сновидением-мечтой и реальностью вообще. И в "Сне в летнюю ночь" эта зыбкость носит положительный характер - возможно осуществить все.

В связи с введением понятия зыбкости, следует сказать о семантике слов "сон" и "сновидение" в английском языке, потому что это имеет большое значение для понимания идеи. Слово DREAM имеет большое семантическое поле - различные грани значения. Оно сводит воедино понятия сновидения и мечты. Эквивалента этому слову в русском языке нет, что в некоторых случаях несколько затрудняет понимание. Итак, DREAM может переводиться как сновидение, мечта, иллюзия, видение, музыка, радость, удовольствие. Весь спектр значений существенно отличается от приятного "сновидения" или "мечты" - как обычно переводят dream. А Шекспир, в свою очередь, используя одно и то же слово в разных контекстах, подразумевает разные оттенки его значений.

"Сон в летнюю ночь" по своей поэтике скорее "Сновидение - мечта в летнюю ночь". Восприятие всего текста меняется, если вместо просто "сна" главным становится "видение", "мечта" - и все это часть ренессансного "сновидения". В этой пьесе, по нашему мнению, важно именно карнавальное, феерическое начало, которое определяет поэтику всего текста. Это пьеса периода Высокого Возрождения, отражающая настроение, идеалы той эпохи и ренессансное мировосприятие самого автора. Границы между реальностью и мечтой для человека Возрождения как бы не существует. В "Буре" также присутствует сновидение, но оно уже окрашено совсем другими цветами - более суровыми и мрачными. Во-первых, это скорее не сновидение - мечта, а сновидение как иллюзия. Другими словами, сновидение, говорящее о призрачности жизни, иллюзорности происходящего - представление, типичное для барокко, о том, что "мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь" [Шекспира 1960: 586 (далее в ссылках на данное издание указываются только номера страниц)], как говорит Просперо. В "Буре" также продолжает свое развитие тема сна, то есть английское "sleep", имеющая большее отношение к вечному сну и спокойствию.

Теперь акценты расставлены совершенно по-другому. Для человека Возрождения все было возможно, для человека барокко все одинаково сомнительно, иллюзорно. И все когда-нибудь кончается. Эпоха самодовольного подъема сменилась эпохой рефлексии и пессимизма.

Вообще в обеих пьесах сновидение определяет построение текста: стремительное начало, резкие смены действия, ощущение нереальности, иногда абсурдности происходящего создают впечатление сна наяву, но в то же время мы верим тому, что происходит. Как во сне, мы верим всему, что бы ни случилось. Развитие в этих пьесах происходит от Порядка к Хаосу и снова к Порядку, что также является отражением мировосприятия Шекспира.

Как мы уже отметили, "Буря" и "Сон в летнюю ночь" имеют параллели в построении сюжета. Герои проводят много времени во сне, и во сне с героями случаются чудеса и метаморфозы.

Однако это всегда происходит при помощи волшебного духа или сказочного эльфа: в "Сне в летнюю ночь" это веселый, беспечный эльф Пэк, который всегда рад услужить своему хозяину Оберону, лесному царю, в "Буре" - это Ариэль - дух, однажды спасенный Просперо от чар злой волшебницы, но теперь, в пьесе, выполняющий свое последнее задание и постоянно требующий свободы. Иногда он даже позволяет себе раздражаться: он явно устал быть в услужении. По моему мнению, Ариэль и Пэк- это созданное Шекспиром образное воплощение его собственной музы- кстати, в обоих случаях мужского рода. Ариэль и Пэк могут неожиданно влюбить героев друг в друга, сделать кого-то невидимым, преобразить до неузнаваемости- это безусловно сказочное начало, представляющее волшебство любви в образе капризного и смеющегося над простыми смертными Купидона.

"Сне в летнюю ночь" - в мире сновидения - это лесной царь эльфов, вечно молодой красавец Оберон, у которого есть любимая, но своевольная Титания - царица эльфов, и в подчинении - обожающие его лесные духи. А в реальном мире это Афинский герцог Тезей, также обладающий властью над основными героями пьесы - влюбленными парами - и собирающийся как раз жениться на своей возлюбленной.

В "Буре" это уже далеко не молодой Просперо, бывший герцог Миланский, кознями своего брата свергнутый с престола и ставший мудрым магом и волшебником, властелином одинокого острова с суровой природой, который расположен в Бермудском треугольнике. Одиночество его скрашивает дочь Миранда и уродливое злобное чудовище-слуга Калибан, сын злой волшебницы, бывшей владелицы этого пустынного острова. Как мы видим, декорации значительно изменились.

Тема жизни как театра также претерпела изменения. В "Сне в летнюю ночь" герои как будто играют роли сами по себе. Непринужденно разыгрывают то, что хотят. Два властных начала - Тезей и Оберон, а следовательно сам автор, не особенно довлеют над ними.

В "Буре" - Просперо, будучи властелином острова и своего мира, управляет другими героями как марионетками. Ничего не происходит по их воле. Он знает наперед и строго контролирует их действия, впрочем, для их же блага. В целом ведет себя как Бог. На этом сопоставлении можно увидеть, как изменилась философия Шекспира - от ренессансного сознания всемогущества человека он приходит к детерминизму и стоицизму, которые были свойственны барокко.

Функция сна в пьесах типично фрейдовская - сон делает тайные желания явными; в сновидениях люди, с одной стороны, смелее, с другой стороны, являются тем, кто они на самом деле есть. Сон - идеальный материал для психоанализа, глубокой характеристики человека или героя произведения. Например, в "Сне в летнюю ночь" один их героев ночью, когда в лесу царил сон и случались все чудеса, был превращен Пэком в Осла, что было очень символично, - ведь Осел в античности - символ повышенной сексуальности и мужской продуктивности, и такое превращение охарактеризовало героя с новой, неожиданной, казалось бы, стороны, но это было лишь откровенным выражением его влечения к Титании, которая в свою очередь прельстилась именно его скрытой "ослиной природой". В "Буре" функции сна не изменились, но изменилась поэтика. Поэтику этого сна определяет другой, изменившийся Шекспир и другая философия - барокко.

были написаны "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Ромео и Джульетта", и теперь, в "Буре", перед нами образы, воплотившие в себя все предыдущие.

Эти характеры не такие мощные, напряженные и трагические, как в великих трагедиях Шекспира. Он уже устал решать вечные и потому неразрешимые проблемы мироздания, и в "Буре" перед читателями проходят чередой тени короля Лира, Гамлета, Ромео и Джульетты, Макбета, Фальстафа. Теперь это, словно выведенные Шекспиром, человеческие типы, характеры. И отрицательных персонажей больше, чем положительных.

Однако все эти образы - лишь тени, окутанные сном. Структура "Бури" повторяет структуру сна, и этим определяется основная идея произведения, озвученная Просперо, - "... мы сотканы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь" [с. 586]. Таким образом, сравнив две пьесы, мы пришли к выводу, что в разные периоды своего творчества, прибегая к одним и тем же средствам, Шекспир приходит к абсолютно разным выводам, что говорит об изменившемся мировоззрении автора. В этом докладе мы рассмотрели только два полюса развития его философии - от мира Ренессанса в первом периоде мы сразу перешли к зарождающемуся барокко в третьем периоде, миновав трагический гуманизм в периоде великих трагедий. Между тем этот период тоже можно рассматривать сквозь призму мотива сна, что создает цельную картину творчества. Шекспироведы, однако, всегда игнорировали как мотив сна в творчестве Шекспира, так и недопонимали ни "Сон в летнюю ночь", ни "Бурю", считая их просто сказками без особой смысловой нагрузки. Но сейчас эти произведения получают новое прочтение и активно ставятся на сцене театра. ХХ в. начался с открытия Фрейдом сновидения и бума психоанализа. Человек захотел узнать все тайны вселенной, исследуя себя самого.

ЛИТЕРАТУРА
 

Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании. - М.: Наука, 1975.

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. - М.: Сов. писатель, 1989.

Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1999.

Фрейд 3. О сновидениях. - М.: Феникс, 1993.

© 1995-2003 Казанский государственный университет