Ганин В. Н., Луков Вл. А., Гайдин Б. Н.: Спенсер Эдмунд

В. Н. Ганин, Вл. А. Луков, Б. Н. Гайдин

Спенсер Эдмунд

Ганин В. Н., Луков Вл. А., Гайдин Б. Н.: Спенсер Эдмунд

Портрет Эдмунда СпенсераПортрет Эдмунда Спенсера

Эдмунд Спенсер [Edmund Spenser; ок. 1552, Лондон — 13.01.1599, Лондон] — выдающийся английский поэт эпохи Возрождения, старший современник У. Шекспира.

О детстве и юности Спенсера известно мало. В 1569–1576 гг. он учился в Кембриджском университете, получил степень магистра.

Во второй половине XVI века английская литература вступает в фазу Высокого Возрождения. По образцу французских поэтов «Плеяды» несколько английских поэтов создают кружок «Ареопаг». Среди его членов наиболее значительны Филип Сидни (1554–1586) и Эдмунд Спенсер.

Первым произведением, которое свидетельствовало о творческой зрелости Спенсера, стал «Пастушеский календарь» (“The Shepheardes Calender”, 1579). Книга состоит из 12 частей, озаглавленных по одному из месяцев года. Помимо традиционных пасторальных мотивов Спенсер вводит в это произведение рассуждения на нравственные и религиозные темы.

— ренессансной эпической поэмой «Королева фей» (“The Faerie Queene”). Первые три части этого сочинения он подарил королеве Елизавете во время визита в Лондон в 1589 г., а в 1590 г. они были опубликованы. 4, 5 и 6 части были напечатаны в 1596 г. В сюжете используется материал из романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Сам Артур появляется здесь в качестве второстепенного персонажа. Однако книга не является лишь повествованием о фантастических приключениях в духе рыцарских романов. Мир рыцарского романа поэту удалось объединить с категориями христианской морали и с ренессансным открытием человека с помощью аллегории. Для Спенсера его труд — своеобразное исследование человеческих добродетелей, и на это сам автор указал в предисловии к книге. Каждый из разделов «Королевы фей» посвящен анализу какой-то одной добродетели. Основные образы в поэме — это аллегории. Так, поэтом подчеркнута аллегоричность образов короля Артура (величие), его возлюбленной «королевы фей» Глорианы (слава), 12 рыцарей короля Артура (12 добродетелей, Спенсер успел описать только 6 из них — Благочестие, Умеренность, Целомудрие, Справедливость, Вежество, Дружбу). В поэме исчезает средневековая основа описания мира рыцарей, рыцари у Спенсера выступают как отдельные грани нравственной природы совершенного человека — идеала эпохи Возрождения. Несмотря на наличие аллегорического подтекста, первый план книги и ее герои обладают необычайной зримостью и убедительностью. В «Королеве фей» обнаруживается сочетание античной (Гомер, Вергилий), итальянской (Ариосто, Тассо) и английской (Ленгленд, Мэлори) традиций.

В «Королеве фей» использована «спенсерова строфа»: 8 строк — пятистопный ямб, 9-я строка — шестистопный ямб, рифмовка ababbcbcc. Этой строфой, изобретенной Спенсером, в XIX веке будут написаны «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, «Восстание Ислама» П. Б. Шелли.

Путешествие Спенсера в Лондон стало поводом к созданию небольшой поэмы «Колин Клаут вновь возвращается домой» (“Colin Clouts Come Home Againe”, опубл. 1595). В 1594 г. поэт женился на Элизабет Бойл. С любовью Спенсера к ней связывают появление «Брачной песни» (“Epithalamion”) и цикла из 88 сонетов «Аморетти» (“Amoretti”, итал.: любовные послания), оба произведения были соединены в издании 1595 г.

В 1598 г. по Ирландии прокатилась волна восстаний. Замок, где жил поэт с семьей, был сожжен. По преданию, в огне пожара погиб малолетний сын Спенсера. Поэт был вынужден вернуться в Лондон. Пережитые волнения не прошли бесследно: вскоре Спенсер заболел и умер. Похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Чосером. Имя Спенсера ставится в один ряд с Чосером, Шекспиром, другими великими английскими поэтами.

Библиография по Эдмунду Спенсеру

–1949; The Poetical Works / Ed. with critical notes by J. C. Smith and E. De Selincourt. L.: Humphrey Milford ; Oxford University Press, 1940; Selected Letters and Other Papers / Ed. by Ch. Burlinson and A. Zurcher. Oxford: Oxford University Press, 2009; в рус. пер. — Из поэмы “Epithalamium” / Пер. Н. В. Гербеля // Английские поэты в биографиях и образцах / Сост. Н. В. Гербель. СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1875. С. 22–23; Хрестоматия по западно-европейской литературе. Эпоха Возрождения / сост. Б. И. Пуришев. 3 изд., М., 1947; [Стихи] / Пер. В. Рогова, А. Сергеева, В. Микушевича // Европейские поэты Возрождения. М.: Художественная литература, 1974. [Библиотека всемирной литературы. Серия первая; т. 32]. С. 483–497; [24 сонета] / Пер. Е. Дунаевской и др. // Западноевропейский сонет XIII–XVII веков: поэтическая антология / Сост. А. А. Чамеев, И. П. Володина ; вст. ст. З. И. Плавскина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 329–339; Стихи. СПб., 1998; Amoretti и Эпиталама / Сост., пер., вступ. ст., ком. И. И. Буровой. СПб.: НПО «Мир и семья-95» ; ООО «Интерлайн», 1999; Малые поэмы. СПб., 2001; Amoretti. Любовные послания: Цикл из 88 сонетов. / Пер., вступ. ст. и примеч. А. В. Покидова. М.: Изд. дом «Грааль», 2001; «Прекрасны, как заря, ее ланиты…» / Пер. Г. Кружкова // Кружков Г. М. Лекарство от Фортуны: Поэты при дворе Генриха VIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. М.: Б. С. Г. -Пресс, 2002. С. 175; Сонеты: из цикла «Amoretti» / «Любовные послания» / Пер. Ю. З. Ерусалимского. М.: Спорт и Культура-2000, 2008; Сонеты, песни, гимны о любви и красоте / Пер. А. В. Лукьянова, В. М. Кормана. М.: СПСЛ ; Русская панорама, 2011.

–22; Watkins W. B. C. Shakespeare and Spenser. 2nd ed. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1966; Alpers P. J. The Poetry of “The Faerie Queen”. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1967; Sale R. Reading Spenser: An Introduction to “The Faerie Queen”. N. Y.: Random House, 1968; Bayley P. Ch. Edmund Spenser: Prince of Poets. L.: Hutchinson, 1971; Нерсесова М. A. Спенсер // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. 1972. Стб. 120–121; Hume A. Edmund Spenser, Protestant Poet. Cambridge: Cambridge University Press, 1984; Урнов Д. М. [Спенсер Э.] // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985. Т. 3. С. 298–300; Горбунов А. Н. [Спенсер Э.] // Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII веков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 49–67; Brown R. D. “The New Poet”: Novelty and Tradition in Spenser’s “Complaints”. Liverpool: Liverpool University Press, 1999; McCabe R. A. Spenser’s Monstrous Regiment: Elizabethan Ireland and the Poetics of Difference. Oxford: Oxford University Press, 2002; Ганин В. Н. Спенсер // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Burlinson C. Allegory, Space and the Material World in the Writings of Edmund Spenser. Cambridge: Brewer, 2006; Бурова И. И. «Малые поэмы» Эдмунда Спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской эпохи: дис. ... д-ра филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2008; Комарова В. П. Эдмунд Спенсер // Комарова В. П. Современники Шекспира: Филип Сидней, Эдмунд Спенсер, Уолтер Роли. Очерки о поэзии и прозе. СПб., 2010. С. 20–32.

В. Н. Ганин, Вл. А. Луков, Б. Н. Гайдин