Мощанская О. Л.: Мотивы праздничности в народной поэзии Англии средних веков

О. Л. Мощанская

МОТИВЫ ПРАЗДНИЧНОСТИ
В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ АНГЛИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

МОДЕЛИ УСПЕХА: развлекатель-ность, популярность, массовость как явления культуры

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

http://www.russiandickens.com/sience/model/igra.htm

Исследователи-шекспироведы (А. А. Аникст и др.), подчеркивая праздничность комедий Шекспира, видят ее истоки в мироощущении, восходящем к фольклорным традициям, к обрядам и ритуалам древности.

Воссоздание праздничной атмосферы в ранних поэтических произведениях англосаксов достигается с помощью определенной образной системы: торжественные шествия, пиры, пение и музыка в сочетании с мотивами света, сверкающего вооружения и т. д. Первые представления о праздничных шествиях и пирах мы получаем из Беовульфа, народного героического эпоса VII-IX вв. Дружина Беовульфа, высадившаяся во владениях Хродгара и спешащая ему на помощь, предвосхищает грядущую победу богатыря над чудовищами своим сверкающим обликом. Сам дворец Хеорот - олицетворение радости и веселья. Неслучайно его кровля озаряет окрестные земли, а застольные клики, смех и пение раздражают чудовищ.

В финале поэмы с гибелью Беовульфа, защитника племени справедливости, праздничное настроение сменяется безысходной грустью и предчувствием бед, изменяется и образность: на смену звукам арфы и песням приходят стоны погибших и крики зловещих птиц - символов грядущих распрей.

Пир и веселье, связанные с ними, в англосаксонских элегиях (IX в.) принадлежат области воспоминаний, как и эпический мир, ушедший в прошлое. Герой Странника вспоминает веселье застолий, песни приятные, шествие дружин, но все сокрушила жадная сеча. Мысль о преходящем характере земных радостей, намеченная в Беовульфе, становится ведущей в элегиях.

средства изображения торжества духа принадлежат миру эпическому. Яркие самоцветы, злато и серебро украшают крест, на котором был распят Спаситель. В царстве небесном слуги Господни по праву празднуют радость вечную.

Народная светская лексика запечатлела праздничные обряды, связанные с народным бытом XIII-XIV вв. Это застольные песни, прежде всего, рождественские, и баллады о Робин Гуде, впоследствии соотносимые с весенним празднеством. Одна из распространенных форм песен - кэрол (carol) - танцевальная песня, состоящая из куплетов, исполняемых ведущим, и рефрена, который повторял хор, сопровождая пение танцем. Ранние кэрол носят светский характер, позднее появляются кэрол на религиозные темы. Цель и тех, и других - передать ощущение радости, жизни, здоровья, веселья.

Так, постепенно, происходит формирование представлений праздничности в сознании народа и их отражение в народном творчестве. Гений Шекспира развивает и всесторонне углубляет мотивы, и фантастические, и житейски прозаические. Грубоватый юмор народных песен превращается в веселые словесные поединки шекспировских героев, торжественные шествия народной поэзии - в веселые карнавалы комедий Шекспира, славящие праздник жизни