Протопопова Д. Обыкновенная жизнь.

Обыкновенная жизнь

© Данная статья была опубликована в № 06/2005 газеты "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

http://his.1september.ru/article.php?ID=200500607

«Книга Марджери Кемп» помогает увидеть
эпоху Средневековья собственными глазами

О Марджери Кемп (Margery Kempe, 1373—1438?) в России не знают почти ничего. Между тем биография этой уникальной женщины — одна из интереснейших страниц английской средневековой истории.

После 15 лет замужества Марджери Кемп даёт обет целомудрия и отправляется в паломничество в Иерусалим. На своём пути она посещает Венецию, Рим, а после смерти одного из своих сыновей провожает свою невестку на её родину, в Восточную Пруссию. Через Аахен она возвращается домой в Англию и перед смертью надиктовывает воспоминания о своей жизни — The Book of Margery Kempe — одну из первых автобиографий на английском языке.

Материал рекомендуется использовать при
подготовке уроков и факультативных занятий по теме
«Европейское общество классического Средневековья».
6-й класс.

Эпоха Марджери Кемп

Последняя треть XIV — первая половина XV в. были крайне драматичным периодом в истории Англии; не случайно Уильям Шекспир выбрал героями своих хроник монархов, правивших в Англии именно в эту эпоху. Удобным материалом для драматурга XIV—XV вв. служили из-за той стремительности, с которой короли сменяли в ней друг друга. В 1377 г. умирает Эдуард III, правивший Англией 50 лет и даже переживший на год своего сына Эдуарда, принца Уэльского. Последнего прозвали Чёрным принцем за цвет его доспехов, в которых он сражался в начавшейся в 1377 г. Столетней войне между Англией и Францией. До 1429 г., когда французы под предводительством Жанны д’Арк освободили Орлеан, успех в Столетней войне был на стороне англичан: в 1346 г. они нанесли французам сокрушительное поражение при Креси, в 1356 г. — при Пуатье.

Страшное бедствие постигло англичан в их собственной стране: в 1348 г. в Англии вспыхнула чума и за два года уничтожила более трети населения королевства. Как отмечает английский историк Д. Тревельян, у «чёрной смерти» были и свои положительные последствия: потери населения ускорили социальные и экономические изменения, начавшиеся тогда в Англии. К примеру, если раньше землю, принадлежавшую лордам, обрабатывали крестьяне-крепостные, то за недостатком рук крестьяне могли уже настаивать на своих условиях, и лорды всё чаще стали заменять полевую барщину денежным оброком. А поскольку высокую плату, какую требовали крестьяне, лордам назначать было невыгодно, всё больше лордов начали сдавать свои домены в аренду новому классу разбогатевших крестьян — свободных йоменов.

Йомены были не единственной социальной группой, родившейся в Англии в XIV в. В ведущей сфере английской промышленности — суконной — тогда тоже произошли изменения, обусловленные тем, что Эдуард III и его отец Эдуард II стали поощрять производство отечественного сукна (изначально шерсть производилась в Англии лишь на экспорт, а готовое сукно закупалось во Фландрии). Переработку сырой шерсти в сукно уже не могли осуществлять старые, узкоспециализированные ремесленные гильдии: нужен был предприниматель, который объединил бы различные стадии обработки шерсти в один процесс. Так в конце XIV в. в Англии рождается социальная группа крупных предпринимателей-суконщиков, ранних «капиталистов», как называет их Тревельян.

Самое главное, что можно сказать об Англии второй половины XIV в.: именно тогда англичане впервые ощутили себя единой нацией. Высший класс в Англии более не состоял из одних французов, как это было в раннем Средневековье, после норманнского нашествия. При преемнике Эдуарда III, Ричарде II (1377—1399) английский язык окончательно выходит из роли диалекта и оформляется в язык национальный. Происходит это во многом благодаря трудам поэта Джеффри Чосера и теолога Джона Уиклифа. О Ричарде II до нас дошли противоречивые сведения: его преемник Генрих IV, силой захвативший престол, сделал всё, чтобы летописцы выставили предыдущего монарха тираном. Однако не следует игноритовать и другого факта — покровительства Ричарда развитию национального языка и литературы.

В 1396 г. Ричард II заключил мир с Францией, женившись на дочери французского короля Карла VI. Прекращение войны не соответствовало интересам английской знати, которая в XIV в. всё ещё мыслила себя лишь в роли воинственного рыцарства. Поэтому не удивительно, что у Генриха IV нашлось много сторонников в его борьбе с Ричардом. Однако самому Генриху так и не довелось возобновить военные действия: Столетнюю войну продолжил его сын Генрих V, одержавший над французами победу при Азенкуре в 1415 г. В 1422 г. королём был провозглашён сын Генриха V, Генрих VI, которому тогда ещё не исполнилось и года; при нём был составлен регентский совет. Но Генрих VI и после своего совершеннолетия в 1437 г. оставался чисто номинальным правителем: не унаследовав воинственного характера отца и деда, он интересовался лишь религией и наукой (в 1440 г. им был основан Итон-колледж, в 1441 г. — Кингз-колледж в Кембридже). Военные успехи англичан при Генрихе VI прекратились: к 1453 г. в их власти на территории Франции оставался лишь город Кале. В 1455 г. вражда вспыхнет внутри страны: начнётся война Алой и Белой Роз.

Как была найдена «Книга Марджери Кемп»

Часть «Книги» занимают описания духовных видений: Марджери Кемп рассказывает, как была удостоена чести, словно перенесшись в прошлое, присутствовать при рождении Девы Марии, а также при рождении Иоанна Крестителя и Самого Христа. Несколько глав её книги написаны по канонам средневекового жанра медитаций — размышлений о последних страданиях Христа, в которых автор пытается воочию представить себе, как выглядели Страсти Господни. Эти главы и были опубликованы в виде отдельного трактата английским издателем де Вордом в 1501 г. Заметим попутно, что де Ворд был помощником английского первопечатника Уильяма Кэкстона. Он унаследовал печатню Кэкстона близ Вестминстерского аббатства в Лондоне и за свою жизнь издал множество ключевых для истории английской литературы текстов, включая произведения Томаса Мэлори и Джеффри Чосера. В 1521 г. «трактат» был переиздан в антологии трудов средневековых мистиков; эта антология вновь вышла в свет в Англии лишь в 1910 г. Только в 1939 г. исследовательница творчества средневекового английского мистика Ричарда Ролла обнаружила полную рукопись «Книги Марджери Кемп».

Таким образом, почти до середины ХХ в. Марджери Кемп причисляли, на основе содержания лишь малой части её книги, к средневековым мистикам — людям, описывавшим в своих произведениях личный опыт познания Бога, а порой и реальные, как им казалось, встречи, которыми их удостаивали Бог и святые. В средневековой Англии мистиков было немало. В XIV в. прославились трое — упомянутый Ричард Ролл, Уолтер Хилтон и Джулианна Норвичская, монахиня из одного с Марджери графства Норфолк, с которой наша героиня даже виделась во время своих паломничеств по родной земле. Однако «Книга Марджери Кемп» — это именно автобиография, а не духовный трактат. Да, в ней много внимания уделяется чудесным видениям и размышлениям Марджери на столь важные для средневековых людей религиозные темы. Но начинается она с описания вполне прозаической жизни Марджери в её родном городе, с рассказа о её замужестве, рождении детей, попытках завести собственное дело. Описания же паломничеств Марджери полны деталей её встреч с самыми разными людьми и жалоб на трудности путешествия. От мистиков Марджери Кемп отличает ещё и то, что она, несмотря на своё высокое социальное положение, не умела читать и писать, в то время как упомянутые мистики, включая Джулианну Норвичскую, были хорошо образованы: так, Ролл окончил Оксфордский университет, а Хилтон некоторое время учился в Кембридже.

Детство Марджери Кемп

Марджери Кемп родилась в городе Линн (современный King’s Lynn), в графстве Норфолк, на восточном берегу Великобритании. Норфолк — сравнительно плоская, по меркам холмистой Англии, местность; кроме того, в Средние века здесь начали добывать соль из соляных болот. Эти два обстоятельства способствовали превращению средневекового Норфолка в активно торгующее графство.

Родной город Марджери был основан в XII в.; в начале XIII в. его берёт под своё покровительство епископ главного города графства Норвича. Линн расположен на берегу залива Уош, у места впадения в залив двух рек; в XIV в. это был второй по значению (после Кале) портовый город Англии. Через Линн вывозились основные продукты тогдашнего английского экспорта — шерсть, зерно, соль, а ввозились меха, готовая одежда, вино, рыба, лес и железо. Марджери была свидетельницей, как город постепенно украшался множеством прекрасных зданий, возводившихся по заказу богатых купеческих гильдий. Линн торговал с Ганзой, союзом северогерманских купеческих городов, находившимся в XIV в. на пике своего могущества, а также с Францией, Исландией и странами Балтии. Многие видные семьи города были выходцами из этих стран, поэтому не удивительно, что невестка Марджери была родом из германских земель.

гильдий города (к той же гильдии принадлежал будущий муж Марджери, Джон Кемп), что является примером того, как тесно администрация средневековых купеческих городов была связана с их торговой элитой. Наличие мэра, кстати сказать, свидетельствовало о большой степени независимости Линна от двух властей, контролировавших города в средневековой Англии, — от власти короля и епископа (первого мэра в Линне выбрали ещё в 1234 г., правда, с согласия епископа Норвичского). Мэру Линна в XIV в. помогал городской совет из 24 человек и констебли, выбиравшиеся из видных горожан и отвечавшие за порядок в городе. К вопросам самоуправления в Линне относился целый ряд аспектов жизни города — организация торговли и производства, городское здравоохранение и безопасность, управление общественной собственностью, сборы в городскую казну. Из этого можно заключить, что отец Марджери как мэр был очень занятым — хотя одновременно очень уважаемым и влиятельным — человеком.

«отца английской поэзии» Джеффри Чосера. Когда ей было 8 лет, страну потрясло крестьянское восстание Уота Тайлера, а через год произошло ещё одно ключевое событие английской средневековой истории: Джон Уиклиф впервые перевёл на английский язык Библию. Однако, кроме общеисторического контекста, о детстве Марджери мы ничего не знаем: её книга начинается с описания её замужества.

Брак и дети

Марджери вышла замуж в 20 лет, что было сравнительно поздно для эпохи, когда браки заключались с 13-летнего возраста. (Например, Ричард II заключил династический брак с 7-летней дочерью французского короля Карла VI.) Возможно, свадебное платье Марджери было голубого цвета — именно он в Средние века считался символом чистоты (белое позволялось носить только монахиням, «невестам Христовым»). Как замечает Джордж Тревельян, браки в ту эпоху редко заключались по любви; чаще всего, выбор жениха или невесты определяли родители, в купеческих кругах руководствовавшиеся интересами семейного бизнеса. Однако вполне вероятно, что Джон и Марджери искренне любили друг друга. Через год Марджери родила своего первенца, а к началу своих странствий стала матерью ещё 13 детей.

Роды в Средние века были гораздо более тяжёлым испытанием для женщины, чем теперь. Родовые боли считались заслуженным наказанием для дочерей Евы после грехопадения, и облегчать их, да и вообще оказывать повышенное внимание беременным и роженицам, никто не считал нужным. Вследствие этого, многие женщины либо умирали от родильной горячки, либо сходили от неё с ума. Последнее и произошло, по скептической версии некоторых современных историков, с Марджери Кемп.

и начали мучать её. Марджери забилась в истерике, стала богохульствовать, попыталась покончить с собой, так что мужу пришлось приказать, чтобы её привязали к постели. Восемь месяцев она провела взаперти, одержимая демонами, а с точки зрения современных учёных, страдая помешательством рассудка, пока её мукам не положило конец необыкновенное видение. Однажды Марджери проснулась и увидела сидящего на краю её постели Христа. Он сказал ей: «Дитя, Я всегда с тобой; почему же ты оставила Меня?»

Выздоровление и попытки
основать собственное дело

После видения Марджери моментально выздоровела, в тот же день попросила мужа вернуть ей ключи от кладовой и снова встала во главе своего хозяйства (последнее, учитывая высокое положение её отца и членство мужа в богатой купеческой гильдии, должно было отличаться большими размерами и требовать немалых хлопот). Отметим, что близкие Марджери могли легко поверить в её рассказы о видениях: вспомним, каким народным доверием пользовалась современница Марджери Жанна д’Арк, также утверждавшая, что действует по велению божественных голосов.

Католическая церковь в Средние века не поощряла каких-либо особых, без её посредничества, отношений своей паствы с Богом. Однако во времена Марджери церковным властям всё труднее становилось контролировать как религиозные чувства отдельных людей, так и начавшие тогда появляться движения, выступавшие за реформацию Церкви. В Англии под влиянием Уиклифа набирает силу движение народных проповедников, лоллардов; в Европе на рубеже XIV—XV вв. призывает Католическую церковь вернуться к раннехристианской бедности другой современник Марджери, Ян Гус. После Великой чумы 1346—1352 гг., унесшей почти треть европейского населения, жители Европы самым что ни на есть непосредственным и истовым образом потянулись к религии, поэтому видения Марджери Кемп, её последующее покаяние и желание стать аскетом были, что называется, в духе времени.

«страшно завидовать соседям, когда те одевались лучше неё» («Книга Марджери Кемп», гл. 2). По её собственным воспоминаниям, головные уборы Марджери украшались золотом и лентами, а верхние платья были с модными разрезами, демонстрировавшими ткань дорогих рубашек. Одежда в Средние века, как и теперь, являлась для людей средством показать свою состоятельность и социальный статус, но, хотя Марджери и была дочерью мэра, о ней пошли толки. Похожие сплетни начнутся, когда Марджери даст обет целомудрия и станет одеваться во всё белое: на протяжении всей жизни её будут обвинять в тщеславном желании обратить на себя внимание.

Наряду с одеждой, предметом увлечения Марджери стали деньги. Чтобы поднять доходы семьи, она решила заняться производством эля, который в Англии был основным напитком среднего и бедного классов (в Средние века вода была часто непригодна для питья, а вино могли позволить себе только очень богатые люди). Процесс приготовления эля был несложен; женщины могли готовить его в домашних условиях, и многие средневековые хозяйки «варили» эль на продажу. Сначала дела у Марджери шли хорошо: через два года её элеварня стала одной из ведущих в городе. Но потом её стали преследовать неудачи: раз за разом дрожжи в чанах с напитком опускались на дно, и работники Марджери, увидев в этом действие нечистой силы, отказались у неё остаться. Марджери не сдавалась и попробовала завести мельницу, но лошади, которых она купила, отказались вертеть мельничный жёрнов. Жители Линна начали поговаривать, что это знак Божьего гнева, раз «и зверь, и человек отказались Марджери служить».

Покаяние и первые паломничества

Однажды ночью, лёжа в постели, Марджери услышала музыку удивительной, райской красоты и поняла, что в духовной жизни — её истинное призвание. Она начинает с покаяния: ежедневно ходит в церковь и носит под одеждой власяницу (рубашку из конского волоса, надевавшуюся на голое тело в знак умерщвления плоти). Так она живёт пять лет, пока однажды, в преддверии Рождества, её не посещает очередное видение. Христос велит ей выбрать в качестве духовника монаха-доминиканца (дело в том, что доминиканский орден отличался особой строгостью устава) и оставить собственные попытки покаяться: отныне Он Сам будет ею руководить.

Марджери вот уже несколько лет пыталась уговорить мужа позволить ей дать обет целомудрия и полностью посвятить себя Богу, но Джон Кемп не соглашался. Кроме того, его сильно огорчал отказ жены разделять с ним по пятницам домашнюю трапезу (по пятницам Марджери строго постилась). По всей видимости, Кемп просто не был сторонником крайних мер по спасению души: против умеренного благочестия он ничего не имел и даже согласился отправиться вместе с женой в паломничество по Англии.

и даже в Линне, где Марджери успела прославиться своим неординарным поведением, мнения горожан о её покровителе разделились. Здесь следует вспомнить, что в 1399 г., с восшествием на престол Генриха IV в Англии начала действовать инквизиция под предводительством архиепископа Кентерберийского Томаса Эрендела (Arundel). В Марджери могли увидеть если не ведьму, то одну из последовательниц лоллардов, и сжечь на костре (в 1400 г. в Англии был впервые сожжён еретик, последователь Уиклифа): не удивительно, что в один прекрасный день Джон Кемп решил не идти с женой в собор, а остаться в гостинице. Скорее всего, Марджери спасло то, что она не была образованна, и следовательно, не интересовалась еретическим (с точки зрения Эрендела) переводом Библии на английский язык, а тем более не была сторонницей реформации Церкви.

В 1413 г. умирает отец Марджери, завещав ей всё своё состояние. В том же году приходит к власти Генрих V и возобновляет войну с Францией. Для торговли в Линне наступают тяжёлые времена; Джон Кемп разоряется и наконец решает вместе с женой дать обет целомудрия, с условием, что та заплатит его долги и согласится хотя бы ужинать с ним по пятницам. В «Книге Марджери Кемп» трогательно описан момент этих взаимных обещаний. Джон Кемп с женой только что побывали в Йорке, втором после Кентербери объекте паломничеств в средневековой Англии. Лето. Супруги идут по дороге к очередному святому месту. Вдруг Джон Кемп спрашивает жену: «Марджери, если бы на меня сейчас набросился человек с мечом и отрубил мне голову, скажи мне от всего сердца, увидела ли бы ты меня скорее мёртвым, чем согласилась снова жить нормальной супружеской жизнью?» — «О сударь, — отвечала Марджери, — зачем вы поднимаете этот вопрос, когда мы вот уже восемь недель живём так хорошо и целомудренно?» — «Потому что я хочу знать, что скажет твоё сердце!» — воскликнул отчаявшийся Кемп. Тогда с большой горечью Марджери произнесла: «Я скорее допущу, что вас убьют, чем вернусь к той нечистоте, в которой мы с вами жили». «Не добрая ты жена», — вздохнул Кемп, но всё же продолжил паломничество.

Марджери посещает следующее видение: Бог велит ей носить белые одежды, а также посетить три главных святых города того времени — Иерусалим, Рим и Сантьяго-де-Компостелла в Испании. Всё белое в Средние века носили только девы, посвятившие себя Богу; матери 14 детей облачиться в белые одежды — значило вызвать скандал: не могла же Марджери объяснять каждому встречному, что так ей было велено свыше. Нужно было получить официальное разрешение Церкви, а также благословение на обет целомудрия, и Джон Кемп с женой отправились в Линкольн, к тамошнему епископу Филипу Репингтону, известному широтой своих взглядов. Епископ, бывший когда-то учеником Уиклифа, благословил решение супругов, но для их же безопасности послал их за окончательным благословением к архиепископу Эренделу в Лондон.

Архиепископ принял Марджери у себя в саду. Идя по его резиденции, Марджери отметила чрезвычайную грубость слуг архиепископа. Она рассказала о своих впечатлениях Эренделу, заметив, что он будет отвечать за нравы своих слуг перед Богом. Эрендел, обычно не терпевший никакой критики, снёс упрёки Марджери, выслушал о цели её визита и дал ей письменное разрешение на всё, о чём она мечтала, т. е. позволил ей носить кольцо в знак её обручения с Богом, одеваться во всё белое, а также причащаться каждое воскресенье (в Средние века верующие обычно причащались раз в год).

Паломничество в Иерусалим

Снося издевательства (средневековая женщина одной путешествовать всё же не могла, да и цель её паломничества отчасти заключалась в том, чтобы ощутить себя мученицей за веру), в конце 1413 г. Марджери добирается до Констанца (Швейцария), где 5 ноября 1414 г. должен был собраться знаменитый Констанцский собор, который вошёл в историю Церкви осуждением Яна Гуса и спорами о папской власти. Из Констанца она направляется в Венецию, где остаётся на 13 недель, дожидаясь корабля (скорее всего, в Яффу — один из главных портов тогдашней Палестины) и собирая всё необходимое для предстоящего путешествия. И конечно же, она посещает основные соборы Венеции: величественный Сан Марко, пантеон венецианских дожей Сан Джованни э Паоло и церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, где спустя полвека после смерти Марджери будет работать Тициан.

Приплыв на Святую Землю, находившуюся в то время под властью арабов, извлекавших из паломничества христиан немалый доход, Марджери на осле добирается наконец до Иерусалима. Она посещает церковь Гроба Господня, где «экскурсии» для паломников водили тогда монахи-францисканцы. В отличие от современных туристов, средневековые паломники на Святую Землю не были обязаны соблюдать тишину: наоборот, монахи побуждали своих слушателей как можно глубже прочувствовать то, что представляли собой Страсти Господни. В Иерусалиме Марджери могла наконец дать волю своим эмоциям, не боясь, что её заподозрят в ереси или неискренности. Посмотрев на реку Иордан и могилу Лазаря в Вифании, Марджери возвращается в Венецию, а оттуда направляется в Рим. В августе 1414 г. она прибывает в Ассизи, где главным объектом паломничества была, конечно, гробница Франциска Ассизского, жившего на рубеже XII—XIII вв. В базилике Св. Франциска Марджери, как мы можем предположить, видела фрески Джотто. К ноябрю 1414 г. Марджери добирается до Рима, где останавливается в приюте Св. Фомы Кентерберийского — гостинице для английских паломников, основанной ещё в VII в. Её эмоциональное поведение снова вызывает недовольство окружающих: из гостиницы её выгоняют, но когда, по прошествии некоторого времени, узнают, как прилежно Марджери посещает римские храмы и раздаёт милостыню бедным, её принимают обратно в приют и даже приносят ей извинения.

В Риме Марджери посетила все основные достопримечательности, включая Латеранский собор, место частых служб римских пап, и церковь Санта Мария Маджиоре — одну из старейших базилик города, где был похоронен св. Иероним.

В мае 1415 г. Марджери прибыла обратно в Англию. Она останавливается в Норвиче, где вскоре к ней присоединяется её муж; вместе они возвращаются в Линн.

Паломничество в Испанию

В 1417 г. тяжело больная и уже обременённая долгами Марджери решает посетить Сантьяго-де-Компостелла, где, по церковному преданию, был погребён апостол Иаков. Из Бристоля она отплывает в Испанию и за семь дней добирается до Сантьяго. Проведя в городе две недели, она возвращается в Англию.

её постоянный плач на церковных службах и её поведение, близкое к юродству. Но некоторых людей Марджери всё же убедила в искренности своих эмоций. Среди них был один линнский священник, который нашёл в трудах Ричарда Ролла, Елизаветы Венгерской и средневекового теолога Бонавентуры подтверждение тому, что слёзы раскаяния или умиления приличествуют настоящему христианину. Этот священник встал на сторону Марджери в её конфликте с жителями города, а впоследствии и записал под её диктовку «Книгу Марджери Кемп».

Вместо послесловия

Платков на голову могла

К обедне снаряжаясь, сразу
десять,
И всё из шелка иль из полотна;
Чулки носила красные она

сафьяна.
Лицом бойка, пригожа
и румяна,
Жена завидная она была

Гурьбы дружков девичьих
не считая
(Вокруг неё их увивалась стая).
В Булонь, и в Бари, в Кёльн,

И трижды в град святой —
Ерусалим —
Ходила на поклон святым
мощам,

Джеффри Чосер,
«Кентерберийские рассказы»

Так в прологе к «Кентерберийским рассказам» Чосера описывается Батская ткачиха — вымышленная вдова, отправившаяся в паломничество в Кентербери. Не правда ли, в этом описании многое (за исключением пяти мужей и «гурьбы дружков») напоминает нам историю Марджери Кемп? И модничанье вдовы, и список святых мест, где она побывала, схожи с тем, что мы читаем в «мемуарах» Марджери. А может быть, история Марджери Кемп вымышленная? В летописях Линна сохранились, конечно, упоминания об отце Марджери и о ней самой, но как узнать, действительно ли Марджери Кемп побывала в Иерусалиме или Риме? В «Книге Марджери Кемп» о её героине говорится в третьем лице, как об «этом Божьем создании». Быть может, реальная Марджери просто сочинила о себе историю, по образцу трудов её современников-мистиков и уже ставших тогда популярными «Кентерберийских рассказов»? К сожалению, сомнительность источников — одна из проблем для тех учёных, которые занимаются исследованием Средних веков. Но даже если «Книга Марджери Кемп» отчасти и вымышлена, она позволяет нам увидеть описанную в ней эпоху словно собственными глазами. А это для историка Средневековья самое главное.