Урнов М.В.: Вильям Шекспир.

Вступление
Очеловечивание человека
Шекспировское пристрастие к музыке

ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
 

Самым удивительным и захватывающим в эпоху Возрождения было рождение личности, освободившейся от тысячелетнего гнета средневековых догм, появление человека с новым типом сознания и нормой поведения. Этот человек перестраивал в своих представлениях весь «божий мир». Его взору «открылся бесконечно более широкий горизонт», взору «внутреннему и внешнему», как отметил Энгельс. Радость освобождения, необычайный подъем энергии и творческих сил сопровождали это открытие, этот духовный переворот. Религиозному мировоззрению было противопоставлено гуманистическое— светлое, жизнерадостное, реабилитирующее человеческую природу и земное существование. Скованность, ригоризм, бесплодное схоластическое умствование уступали место дерзанию и творчеству, свободной, реальной и действенной мысли большого теоретического и практического размаха. Критицизм и скепсис затрагивали почти все устои, только не новую веру в прекрасного человека, и потому сочетались с подъемом жизненной энергии.  

Гуманизм Возрождения превознес личность, человек: нашел новый источник силы, поставив себя на место бога, то есть осознав, что силы, которые он воспринимал как нечто, относящееся к божеству, являются вполне человеческими. Гуманизм Возрождения означает качественный скачок в понимании и утверждении человечности. Этим создается его особая, исключительная ценность.  

1 — творческий стержень наследия Шекспира. В них выражена мощь его гения и суть его поры, и потому последующие эпохи, если они обращались к Шекспиру за сопоставлением, прежде всего через них осмысливали свои конфликты. Время в своем движении оставляло печать все новых и новых толкований на шекспировских трагедиях, а главный груз при этом ложился на плечи центральных героев: Гамлета, Отелло, Лира, Макбета. Однако герой у Шекспира не вся пьеса, а лишь один из ее персонажей, а вся пьеса представляет целый сценический мир. В этом состоит одно из принципиальных отличий шекспировской от дошекспировской трагедии, например, от трагедий Кристофера Марло, у которого центральная фигура исчерпывает пьесу. У Шекспира трагическая пьеса — гораздо более развитая, социально и психологически многообразная система в расстановке и взаимодействии фигур, Шекспир сделал в этом отношении эпохальный шаг к историзму и реализму, к объективизированному творческому созданию, и главным «лицом» созданного им «мира» является его творец — восприятие и точка зрения автора, выраженные всей трагедией. Но не следует на этом основании умалять роль в шекспировской трагедии центрального героя, невольно возбуждающего особый интерес.  

Трагическое мироощущение отчетливо и резко проявило себя у Шекспира в середине его творческого пути, на рубеже XVI и XVII веков. Значителен и очевиден контраст в атмосфере первого периода его творческой эволюции, который завершается комедией «Двенадцатая ночь», и второго, который открывается «Гамлетом». Ранние трагедии Шекспира выражают не трагическое мироощущение, а трагедию индивидуальных судеб в трагической ситуации; «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»,—трагична гибель юных ренессансных героев, их восторженной, отважной и самоотверженной любви. Вместе с тем в этой пьесе точно определена причина трагической ситуации: старинная вражда родовитых семейств, лишенная конкретного основания и реального смысла, осуждаемая не только историческим временем, но и верховной властью,— это застарелые предрассудки, нечто отжившее, инерция неразумия, осознаваемая в итоге событий, что приводит к примирению враждующих сторон. Чувство и сознание трагического в жизни, но не трагическое мироощущение выражает эта печальная повесть.  

«Гамлету» (1601) предшествует «Двенадцатая ночь» (1600), а потому переход к великим трагедиям представляется резким, неожиданным и загадочным. Что послужило непосредственной причиной творческого сдвига, выразившего перелом в мироощущении драматурга?  

Нет ответа на этот вопрос. Кажется вероятным предположение о потрясающем впечатлении, какое могли произвести на Шекспира события, связанные с заговором против королевы Елизаветы лорда Эссекса и его трагическая участь. Возможно, что «Юлий Цезарь» (1599) был написан как предостережение, обращенное к лорду Эссексу и его сподвижникам. Кажется, что особый и личный смысл несет в этой хронике-трагедии эпизод с поэтом, который стыдит военачальников-республиканцев, восставших против Цезаря и цезаризма, за раздор в критический момент их борьбы, а от него отмахиваются и гонят прочь: «Война не дело стихоплетов». Не о себе ли и не об отношении ли к нему заговорщиков говорит здесь Шекспир? Но это всего лишь предположение, лишенное веских доводов. Очевидно только, что Шекспир не покидает современной и нацио-нальной почвы, как бы далеко в историческое прошлое и за пределы Англии ни уводили сюжеты его трагедий.  

— бурных, изменчивых, быстротечных, и «Юлий Цезарь» и «Гамлет» написаны по их следам. Связь шекспировских трагедий со своим временем не ограничивается намеками на текущий день. Уловимые приметы его были многочисленны, они оттеняли его злобу, но теперь мало что говорят без дополнительных пояснений. Тесная и прямая связь с веком, ощущавшаяся в те времена и особенно заметная и понятная для нас, устанавливалась проникновением в переломную эпоху, путем верного изображения ее коллизий, возникших в условиях духовных борений, психологических, философских и этических проблем. Готовые предания Шекспир не подтягивает искусственно к своему времени, взятые им из прошлого характеры не служат ему внешней оболочкой, они органичны для его трагедий, проникнуты духом переломной эпохи.  

Чувство историзма, с каким Шекспир создает трагические характеры и обстоятельства, могло быть особенно развито у него наблюдением за современниками и их нравами. Нравы эти в семейной, гражданской и политической среде продолжали быть дикими.

В людских душах средневековье сталкивалось с новым временем, и было видно, как сложен, пестр и противоречив этот процесс: разрушаясь и отступая перед новым, старое продолжало соседствовать с ним, возникали самые неожиданные и уродливые сплетения, да и новое поражало контрастами.  

Обнаружить историческую почву трагического творчества Шекспира длительное время было важнейшей задачей его изучения. Какие социальные причины вызвали у Шекспира трагическое мироощущение, что побудило Гамлета, если говорить более конкретно, пользуясь шекспировским материалом, высказать столь памятное:

«Быть или не быть?»

«датская», как выразился в «Гамлете» могильщик, почва трагедий Шекспира, ступив на которую он воспринял смену эпох в трагической перспективе. Древняя история короля Лира не имеет прямого отношения к кризису гуманизма на рубеже XVI— XVII столетий. И только осознание Шекспиром кризиса гуманизма Возрождения, крах воззрений шекспировской поры делают легендарного короля в глазах драматурга трагическим героем. Вереница «бедных нагих несчастливцев», за которыми мысленным взором начинает вместе с Лиром следить Шекспир, растянулась на всю длину исторической перспективы именно после того, как драматург ощутил надлом в гуманистическом мировосприятии. И его «Гамлет» вопросом «Быть или не быть?» невольно восстанавливает связь далеких времен. В комедиях и хрониках, написанных прежде, чем этот надлом был осознан, не менее печальные истории представали в ином свете.  

поведения, степень же нравственного потрясения у всех у них предельна, а их мучительные переживания не замыкаются на личной судьбе и указывают на кризисное состояние эпохального убеждения. Сомнения трагических героев многосторонни, но направлены к определенному центру, сосредоточиваются на состоянии общества и проблеме человека.

Вступление
Очеловечивание человека
Шекспировское пристрастие к музыке