Доронина Л. Л.: "Наставления Людовика XI" как источник для изучения представлений об идеальном государе во Франции второй половины XV века.

Л. Л. Доронина

«НАСТАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XI»
КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРЕ ВО ФРАНЦИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА

Новый век. История глазами молодых. Сборник научных работ аспирантов и студентов СГУ. Выпуск 1.

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./nov_vek_ist

Как известно, Франция во второй половине XV в. переживала важный этап своего развития, который характеризуется возрождением экономики (после Столетней войны) и завершением процесса политической централизации. На данном этапе именно королевская власть стала силой, способной сломить сопротивление крупной феодальной знати и стать символом национального единства. Как известно, одним из главных итогов этого этапа истории Франции стало складывание основ абсолютной монархии. Особенно активно централизация шла в период правления Людовика XI (1461–1483), одного из самых выдающихся политиков и искусных дипломатов мировой истории.

Став королём в 1461 г., Людовик XI отстранил от должностей всех советников своего отца Карла VII (1422–1461), чем спровоцировал выступление высшей аристократии во главе со своим братом герцогом Беррийским (Лига общественного блага, 1465). Его главным противником был Карл Смелый, герцог Бургундский, после гибели которого в 1477 г. в битве при Нанси, Людовик XI присоединил к Франции герцогство Бургундское, Пикардию и Ниверне. В 1481 г. король унаследовал графства Анжу и Прованс от своего дяди Рене Анжуйского. Таким образом, к концу правления Людовика XI за пределами Франции осталось только герцогство Бретонское, которое вошло в её состав после брака его сына и наследника Карла VIII и Анны, герцогини Бретонской.

Проводя политику централизации государства и укрепления королевской власти Людовик XI опирался на города, мелкое и среднее дворянство. В своей деятельности он отдавал предпочтение дипломатическим переговорам, подкупам и интригам, за что был прозван «всемирным пауком». В сфере экономики проводил политику протекционизма и меркантилизма. Он также поощрял новые отрасли производства, такие как книгопечатание, шелкоткачество, металлургия и другие. Под его покровительством возникла и приобрела общеевропейское значение ярмарка в Лионе1. Последние годы жизни он провел в укрепленном замке Плесси-ле-Тур, опасаясь заговоров и покушений, где и умер в 1483 году.

Деятельность и политика Людовика XI нашли отражение в свидетельствах эпохи. Среди них обширная переписка самого Людовика XI2, королевские ордонансы3, хроники4, мемуары его сторонников5 и его противников6. Выделяется из этого круга источников и представляет особый интерес для исследователей этой эпохи сочинение «Розовый куст войн, составленный королем Людовиком XI для Монсеньора Дофина Карла его сына» – «Rozier des guerres compose par Louis XI, pour monseigneur le Daufin Charles son fils», вокруг которого в исторической литературе до сих пор идут бурные споры. В данной статье предпринята попытка разобраться в полемике и степени изученности сочинения, а также определить степень его важности для изучения представлений об идеальном государе.

Прежде всего остановимся на названии сочинения. В издании 1616 г., которое использовалось при подготовке данной статьи, он называется «Розовый куст7 войн, составленный королем Людовиком XI для Монсеньора Дофина, его сына»8«Розовый куст»? Сам Людовик XI в тексте не дает никаких объяснений. Но как пишет издатель в предисловии к этому изданию «…автор захотел окрестить свой труд именем особым Rozier, так как это слово означает [куст], усыпанный…прекрасными и пленительными цветами, каковыми являются Розы»9. Таким образом, название подразумевает символическое прочтение.

Следует напомнить, что этот цветок еще с античности считали символом разума и мудрости, и связывали его с благочестием и добродетелью10, а в христианстве он связывается с Девой Марией и олицетворяет, соответственно, христианскую чистоту, добродетель, невинность и целомудрие. Судя по тексту, сам Людовик XI именно благочестие, добродетель, разум и мудрость называет качествами, подобающими государю, и видит в них принципы, которыми следует руководствоваться в управлении государством.

Кроме того, в средние века Роза считалась королевой цветов, была символом превосходства и олицетворяла собой лучший пример или образец чего-либо, а само слово задолго до Людовика XI появилось в названиях литературных сочинений французских авторов. Именно в этом смысле Жан де Мен дал название своей книге «Роман о Розе» (Roman de la Roze), а Раймон де Луллий назвал свой трактат «Розарий» (Le Rozaire). Это настраивает читателя на мысль, что на страницах рассматриваемого трактата собраны лучшие принципы и примеры управления государством, какие только мог предоставить опыт. Таким образом, в названии этого трактата в полной мере обыграна средневековая символическая традиция.

Думается, что при переводе названия на русский язык правомерно добавить слово «Наставления», позволяющее раскрыть суть сочинения. Поэтому в дальнейшем мы будем сокращенно именовать его «Наставления, составленные королем Людовиком XI для Монсеньора Дофина Карла, его сына»11.

В пользу этого названия говорит и жанр сочинения. В трактате содержатся не только рассуждения о Боге, душе, смерти, о том, как достойно прожить жизнь и попасть в рай, но и практические рекомендации и советы. Это позволяет отнести сочинение именно к жанру наставлений. Отметим, что наставления или зерцала12 как литературный жанр имели давнюю традицию. Однако, это не просто наставления отца сыну, это наставления государя-практика будущему государю. Пожалуй, это едва ли ни первый пример подобного сочинения.

Одним из спорных до сих пор остается вопрос об авторстве «Наставлений». Часть исследователей считает, что Людовик XI не является ни автором, ни редактором этого сочинения, так как он был настолько жесток и даже безумен, что вряд ли его отцовская любовь толкнула бы его на создание трактата. Поэтому уже в XVI в. в качестве автора называли имя издателя Этьена Пуршье13. Но эта точка зрения не была достаточно аргументирована и не получила широкого распространения. Более убедительны доводы тех, кто на основе анализа анаграммы в конце рукописи14 называют редактором или приписывают авторство врачу и астрологу Людовика XI Пьеру Шуасне (Шуане)15. Эта одна из признанных в исторической литературе точек зрения.

Другая часть исследователей придерживается мнения, что автором или, по крайней мере, вдохновителем и редактором «Наставлений» был именно Людовик XI. Попытаемся проследить их аргументацию. Первое, что на это указывает – имя Людовика XI в заголовке. Во-вторых, обращения к дофину на «ты» и прямое обозначение его как сына («…наш дорогой и возлюбленный сын Дофин Карл Вьенский…»16), а короля Карла VII – как отца («… время правления нашего покойного отца короля Карла VII…»17). В тексте «Наставлений» можно найти еще несколько аргументов. Думается, что на авторство Людовика XI указывает сам характер советов, которые отражают взгляды, традиционно приписываемые ему исследователями и современниками. Как известно, Людовик XI считал войну крайней мерой, так как она разоряет подданных и ослабляет государство, предпочитая ей тонкую игру дипломатии и интриги. Именно поэтому лишь одна треть «Наставлений» касается методов ведения войны18. Большинство же советов, то есть осталь-ные две трети19, посвящены дипломатии – искусству управления государст-вом: каким должен быть государь, как ему распознать своих врагов, как поддержать порядок в государстве и среди своих людей, как не потерять свою власть и другие.

Далее, общепризнанно, что Людовик XI одевался просто и не подобающе королю, чем вызывал насмешки современников. Поэтому замечание о том, что «…одежда знатных не должна быть украшена ни золотом, ни серебром…» может быть использовано как аргумент в пользу авторства Людовика XI. Кроме того, представляется сомнительным, чтобы король полностью доверил составление этого «учебника для будущего государя» кому-либо, и тем более позволил бы передать его дофину без собственного одобрения. Таким образом, Людовик XI был автором или, по крайней мере, редактором этого трактата.

Пожалуй, в пользу авторства Людовика XI говорят также адресация и цели сочинения. Как очевидно уже из названия, «Наставления» были адресованы дофину, будущему королю Карлу VIII. Что толкнуло Людовика XI на их составление? Позволим себе не согласиться с мнением исследователей, которые считают, что Людовик XI не заботился об образовании дофина, так как считал, что «…не обязательно быть очень образованным, чтобы управлять народом, вассалами и церковью…»20. Напротив, он беспокоился о Карле21 и требовал от его врачей и воспитателя Жана Буре ежедневных отчетов о здоровье, настроении, окружении и времяпрепровождении дофина. Он желал, чтобы тот занимался охотой, игрой в кости или в мяч и хорошо спал2223. Как видим, король заботился не только о физическом, но и об умственном и моральном развитии Карла. И все это ради того, чтобы в будущем дофин стал государем, достойным своего высокого предназначения – «…царствовать и управлять этим благородным королевством Франция…»24. Именно с этой целью Людовик пожелал «…письменно изложить и соединить в одном томе рассказы…о событиях,…которые произошли в …королевстве Франция, [опыт] которых может быть полезен в деле управления, охраны, защиты этого королевства и приумножении его [благ]…»25. Как видим, Людовик XI сам четко формулирует цели своего сочинения, что также позволяет отнести его к жанру наставлений.

На наш взгляд, эта аргументация усиливает значимость версии относительно Людовика XI как автора, однако спор об авторстве «Наставлений» не разрешен до сих пор. Отметим, что независимо от того, был ли автором, вдохновителем, редактором этого сочинения Людовик XI или кто-либо другой, «Наставления» не теряют своей привлекательности как источник по истории европейского менталитета XV в.

Что касается вопроса о датировке «Наставлений» – он остался за пределами внимания авторов. Все авторы ограничиваются указанием на вторую половину или конец правления Людовика XI. Попытаемся определить время составления текста точнее. На наш взгляд, его следует связывать с болезнью короля. По данным источников и литературы, Людовик XI перенес несколько апоплексических ударов: первый удар был в марте 1479 г. 26 или 1480 гг. 27, затем в ноябре 1481 г. 28, последний удар – 25 августа 1483 г. 29 – и унес его в могилу. Почувствовав близость смертного часа и опасаясь заговора, во главе которого мог встать дофин, король, обеспокоенный будущим королевства, пожелал встретиться с наследником, «…которого не видел уже несколько лет…»30. Встреча состоялась в начале октября 1482 г. в королевском замке Амбуаз и зафиксирована в свидетельствах современником31. В беседе Людовик XI порекомендовал дофину некоторых из своих преданных слуг, просил позаботиться о народе Франции и дал ему несколько советов, касающихся управления королевством32. Скорее всего, именно после этой встречи король посчитал необходимым изложить свои советы письменно и пожелал составить «Наставления». На это указывает еще один факт. Желая предать своим рекомендациям официальный характер, Людовик XI при-мерно в это же время кратко изложил их содержание в специальном ордонансе, адресованном Парижскому парламенту33. Таким образом, как нам кажется, составление этого трактата можно отнести к 1481–1482 годам.

«Наставления» были опубликованы типографами уже в XVI веке: в 1521 г. в Париже вдовой Мишеля Ле Нуара34, а затем в 1553 г. в Лионе Оливье Арнуле35. Однако оба эти издания утрачены. В XVII в. они так же публиковались дважды. В 1616 г. Д'Эспане напечатал «Наставления» у печатника Николя Буона36, а в 1648 г. их издал Ленгле дю Фреснуа37. К сожалению, нет никаких сведений об изданиях XVIII и XIX вв. В ХХ в. «Наставления» так же издавались два раза: в 1925 г. Морисом Диамантбержером38, и в 1994 г.39 воспроизведено издание 1616 года.

«Наставления» также публиковались под другими названиями и именами других авторов. Так, например, они приписывались шевалье Де Ла Тур Ландри и назывались «Le Guidon des guerres» («Вехи войн»)40.

Несколько слов о структуре издания 1616 г. и особенностях переиздания 1994 г. Отметим, что в содержании издания 1616 г. указано девять глав, но в самом тексте представлены только первые шесть. Д'Эспане полагает, что «…это произведение осталось незавершенным…»41, хотя, скорее всего, последние три главы были утрачены. Однако в комментариях к изданию 1994 г. предлагается вариант седьмой главы, составленный из нескольких французских рукописей XV века.

Главы разделены на разное число параграфов: первая глава содержит два параграфа, вторая – три, третья – три, четвертая – шесть, пятая – два, шестая – восемь. Главы не имеют названий (кроме седьмой и девятой) и об их содержании можно судить по названиям параграфов:

Глава Первая, которая является прологом и содержит два параграфа.

Глава Вторая, содержащая три параграфа.

Первый параграф. О мире.

Второй параграф. О смерти.

Третий параграф. О душе.

Глава Третья, содержащая три параграфа.

Первый параграф. О государстве и собственности принцев и королей.

Второй параграф. О справедливости.

Третий параграф.

, содержащая шесть параграфов.

Первый параграф. О рыцарях, предназначенных для охраны (защиты) общественного добра, и каких людей должно избирать [для этого].

Второй параграф.

Третий параграф. Об обязанностях государя, которые он должен исполнять в военное время.

Четвертый параграф. О признаках мудрого рыцаря.

О качествах отважного рыцаря.

Шестой параграф. О поступках, необходимых и подобающих рыцарю.

Глава Пятая

Первый параграф. О поступках, подобающих принцу.

Второй параграф. Как государь должен организовать порядок среди своих людей, чтобы собрать их в короткий срок в любой час и в любом необходимом ему числе.

, содержащая восемь параграфов.

Первый параграф. О том как руководить войском.

Второй параграф. .

Третий параграф. О том, как правильно построить войско в боевой порядок.

Четвертый параграф. О подготовке сражения.

О том, как государю распознать своих наиболее сильных врагов.

Шестой параграф. Когда должно атаковать врагов.

Седьмой параграф.

Восьмой параграф. О численности войска.

Глава Седьмая. О том, что государь должен делать и на что должен обратить внимание в своей сеньории (отсутствует).

Глава Девятая, составленная Людовиком XI, да простит его Бог, нашим королем и верховным сеньором, сыном короля Франции, блаженной памяти Карла VII, включающая краткую хронику королевства Франция до начала правления нашего вышеназванного сеньора, составленная для монсеньора Дофина Карла, его сына…42.

Все сведения, содержащиеся в «Наставлениях», можно разделить на не-колько частей. Во-первых, можно выделить теоретическую часть, которая включает в себя рассуждения Людовика XI о смерти, душе, справедливости, государстве, благосостоянии королевства, собственности принцев и королей, качествах и признаках смелых рыцарей, поступках, подобающих рыцарю и государю. Эта часть позволяет судить не только о этических и духовных принципах в деятельности самого Людовика XI как представителя своей эпохи, но и о морально-этическом и духовном компоненте образа идеального государя. Во-вторых, можно выделить практическую часть, содержащую советы по управлению государством: как определить рыцарей, предназначенных для охраны и службы государству, как строить отношения с сословиями и городами, на что следует обратить внимание государю в своем королевстве. К этой же части относятся рекомендации, касающиеся ведения войны: какие обязанности и как государь должен исполнять во время войны, как государь должен организовать порядок среди своих людей, как государю распознать своих наиболее сильных врагов, как организовать и построить войско, как им руководить, о правилах сражения. К третьей части можно отнести так называемые «исторические экскурсы», к которым обращается Людовик. К сожалению, в издании 1616 г. отсутствует глава Х, «…включающая краткую хронику королевства Франция до начала правления Людовика XI…»43

Стремясь дать Карлу практические советы, Людовик XI оценивает собственную деятельность и рисует образ идеального государя, каким он хотел бы видеть дофина. Таким образом, «Наставления» отражают моральные и этические представления самого Людовика XI и его эпохи и могут служить источником для изучения представлений об идеальном государе во Франции второй половины XV века.

Несмотря на то, что «Наставления» уже давно привлекают внимание зарубежных исследователей, они еще не становились объектом пристального изучения, а использовались по преимуществу в иллюстративных целях в общих работах о Людовике XI и Карле VIII. В отечественной медиевистике этот источник до сих пор не был вовлечен в научный оборот. Это делает настоятельно необходимым источниковедческий и собственно исторический анализ текста, содержание которого дает богатый материал для изучения политической истории и образа идеального правителя во Франции эпохи Людовика XI.

Примечания

1 См. общие работы об эпохе и правлении Людовика XI: Bailly A. Louis XI. Paris, 1936; Calmette J. Autour de Louis XI. Paris, 1947: Gandilhon R. Politique économique de Louis XI. Paris, 1941; Kendall P. -M. Louis XI. Paris, 1974; Sée Y. Louis XI et les villes. Paris, 1974.

3 Ordonnances des rois des France de la troisième race. V. I, VI. Paris, 1736, 1746.

4 Troyes Y. Chronique de Louis XI. De 1461 à 1483 // Choix de chroniques et mémoires sur l'histoire de France avec notes et notice par J. A. C. Buchon. Paris, 1838; Basin T. Histoire des règnes de Charles VII et Louis XI / Ed. J. Quicherat. T. I - IV. Paris, 1855-1859.

5 Коммин Ф. де. Мемуары / Пер. с фр., ст. и прим. Ю. П. Малинина. М., 1986.

6 La Marche O. de. Memoires des messire Olivier de La Marche. Bruxelles, 1616.

«Розарий войн». См.: Малинин Ю. П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV–XV века. СПб., 2000. С. 12. Отметим, что это, пожалуй, единственное упоминание этого сочинения в отечественной историографии.

8 Louis XI. Rozier des guerres compose par le roi Louis XI. Paris, 1616. Репринтное издание, 1994.

9 Ibid. P. IX.

10 Grand Larousse. Paris, XIX s. V. XIII. P. 1396.

11 Именно такое название дано в подзаголовке в издании 1925 года: Louis XI. Rozier des guerres. Enseignement compose par le roi Louis XI pour monseigneur le Daufin Charles son fils. Paris, 1925.

Fr. Qv. III. 1.

13 Molinier A. Les sources de l'histoire de France. Des origines aux guerres d'Italie (1494). Paris, 1904. T. V; Hoefer. Louis XI // Nouvelle biographie générale. Paris, 1859.

çais 442.

15 Molinier A. Op. cit. P. 24; Labande-Mailfert Y. Charles VIII. Le vouloire et la destinée. Paris, 1986. P. 20; Barante A. -G. Histoire des ducs de Bourgone. Paris, 1824–1826; Mалинин Ю. П. Филипп де Коммин и его «Мемуары» // Коммин Ф. де. Указ. соч. С. 38; Он же. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV–XV века. СПб., 2000. С. 164.

16 Louis XI. Op. cit. P. 2.

18 Гл. IV. § 3; Гл. VI.

19 Гл. I, II, III, VII; Гл. IV § 1, 2, 4, 5, 6.

20 Сapefigue M. Op. cit. P. 356-357.

21 Коммин Ф. де. Указ. соч. Кн. VI. Гл. X. С. 251.

23 Ibid.

24 Посвящение Людовика XI дофину Карлу содержится в рукописи «Наставлений». К сожалению, в издании 1616 года посвящение отсутствует и приводится по: Leclerq F. Notes sur le texte et son auteur // Louis XI. Op. cit. P. 103-104.

25 Louis XI. Op. cit. P. 2-3.

26 Коммин Ф. де. Указ. соч. Кн. VI. Гл. X. С. 251.

28 Коммин Ф. де. Указ. соч. Кн. VI. Гл. VI. С. 241.

29 Там же. Кн. VI. Гл. X. С. 252.

30 Там же. С. 251.

31 Troyes J. de. Op. cit. P. 350; Коммин Ф. де. Указ. соч. Кн. VI. Гл. X. С. 251.

33 Capefigue M. Op. cit. P. 356.

34 Molinier A. Op. cit. P. 24.

36 Louis XI. Rozier des guerres compose par le feu Roi Louis XI. Pour Monseigneur le Daufin Charles Son fils. Paris, 1616.

38 Louis XI. Rozier des guerres. Paris, 1925.

39 Там же.

40 Leclerq F. Op. cit. P. 104.

41 D'Espanet. Advetissment sur le Rozier // Louis XI. Op. cit. P. 1.

43 Louis XI. Op. cit. P. А-Е.