Доронина Л. Л. : Представление об идеальном государе во французской мемуаристике эпохи Людовика XI (по «Мемуарам» Филиппа де Коммина)

Доронина Л. Л.

Представление об идеальном государе
во французской мемуаристике эпохи Людовика XI
«Мемуарам» Филиппа де Коммина)

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
Средневековый сборник 16

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./srednevek_gor/Doronina.php

Вторая половина XV в. в истории Франции характеризуется как завершающий этап процесса политической централизации. Складывание единого государства шло под знаменем укрепления национальной монархии. Именно королевская власть стала символом и оплотом национального единения, и силой, способной сломить сопротивление крупной феодальной знати. Как известно, особенно активно централизация шла в период правления Людовика XI (1461–1483), одного из выдающихся политиков эпохи. Его деятельность принесла ожидаемые плоды: к концу его правления практически завершилось территориальное объединение Франции[ и сложились основы будущей абсолютной монархии.

Обращение к образу идеального государя в общественно-политической мысли Франции имеет давние традиции, но особый интерес тема вызывает именно в XV веке. Попытаемся проследить, каким виделся идеальный государь во Франции второй половины XV века. Материал на этот счет содержится в самых разноплановых источниках: в переписке общественных и политических деятелей Франции, в политических трактатах, наставлениях и мемуарах.

Думается, что изучение темы есть все основания начать с «Мемуаров» Филиппа де Коммина. Превосходный политик и дипломат, очевидец расцвета и падения государств и династий, человек близкий к Людовику XI и лично знавший многих государей Европы, испытавший на себе их переменчивый нрав, он как никто другой понял сколь многое зависит в делах государства и судьбах подданных именно от государя.

В 17 лет Филипп де Коммин (1447–1511) прибыл к Бургундскому двору и поступил на службу к графу Шароле (будущему герцогу Бургундии Карлу Смелому). Незаурядные дипломатические способности и ум быстро позволили ему снискать доверие графа и стать одним из его первых советников. Он повсюду сопровождал Карла и выполнял его дипломатические поручения, в том числе – тайные. В 1468 г. состоялась его личная встреча с королем Франции Людовиком XI, круто перевернувшая его жизнь и политические ориентиры. В 1472 г. он переходит к нему на службу. Из «Мемуаров» трудно определить, какую именно должность занимал Коммин при дворе короля, в чем состояли его прямые обязанности, функции и полномочия, но очевидно, что король чаще всего доверял ему выполнение дипломатических миссий. Именно благодаря этому Коммин, по его словам, «…хорошо знал и светских, и духовных владык как нашего королевства, так и Бретани, Фландрии, Германии, Англии, Испании, Португалии, Италии, а если не знал лично, то имел о них представление по сообщениям их послов, по их письмам и инструкциям». Точность в описании тех или иных событий позволяет говорить о его осведомленности и об особом доверии к нему со стороны государя.

После смерти Людовика XI Коммин, недовольный политикой его приемников Анны и Пьера Боже, регентов при Карле VIII (1483–1498), примкнул к оппозиционной Лиге принцев, которую возглавил Людовик Орлеанский (будущий Людовик XII). В результате в 1487 г. Коммин был арестован и заключен на несколько месяцев в железную клетку в замке Лош. В 1489 г. его освободили, но оставили под домашним арестом в поместье. В 1490 г., в связи с подготовкой походов в Италию, королю Карлу VIII снова потребовались дипломатические таланты Коммина. Однако Коммину не удалось снискать при дворе Карла большого доверия и прежнего влияния. Мало что изменилось в его положении с воцарением Людовика XII (1498–1515). В последние годы жизни Коммин не принимал активного участия в политической жизни Франции.

«Мемуаров» Коммина. Их можно разделить на две большие части. Первая, наиболее значительная, состоит из шести книг. Она охватывает события с 1464–1483 годы и содержит материал о деятельности Людовика XI. Вторая часть включает седьмую и восьмую книги и посвящена правлению Карла VIII, то есть периоду с 1483–1498 годы. Полный текст состоит из восьми книг. Первые пять Коммин писал с 1489–1490 годы, шестую в 1492–1493 годах, седьмую и восьмую в 1495–1498 годах. Таким образом, Коммин работал над своим трудом около девяти лет, вероятнее всего, с 1489–1498 годы, то есть после смерти Людовика XI. Следовательно, он не был связан необходимостью всечасно «оглядываться» на короля, выбирать какие-то особые и осторожные выражения, опасаться задеть гордость монарха и тем самым разгневать его. Иными словами, Коммин смотрел на время Людовика XI уже не только изнутри, но и как бы со стороны.

Начать работу над «Мемуарами» Коммина подтолкнула просьба архиепископа Вьенского Анджело Като, намеривавшегося написать историю правления Людовика XI. Как явствует из пролога, именно ему были адресованы «Мемуары». Однако очень быстро Коммин перестал воспринимать их только как вспомогательный материал для труда архиепископа и придал им совсем иное значение. Восстанавливая в памяти многие события прошлого, он не только заново переживал их, но и осмыслял, анализировал и оценивал их сквозь призму своего огромного политического и человеческого опыта. Работа над «Мемуарами» для Коммина не была просто увлекательным времяпрепровождением. Он, будучи человеком практичным, отдал им 9 лет, «…в надежде, что не глупцы и простаки будут развлекаться чтением этих воспоминаний, но что государи и придворные станут искать в них добрые уроки». Таким образом, для него «Мемуары» – не только возможность подвести итог собственной деятельности, но и передать огромный политический опыт тем, кому он может оказаться необходимым. Поэтому в «Мемуарах» Коммин часто обращается к государям и тем, кого они наделяют властью, именно им он адресует свой труд «…для того, чтобы дать понять, как ведутся дела в этом мире, и чтобы те, в чьих руках сосредоточенно управление,…смогли, если они прочтут эти воспоминания, или остеречься, или воспользоваться этим – как уж им будет полезней». Первое, хотя и не полное издание «Мемуаров» датируется 1524 г. Полный текст был издан впервые в 1552 г. Д. Соважем. Именно он впервые назвал труд Коммина «Мемуарами» и разделил его на книги и главы (хотя у Коммина этого деления не было).

Коммин и его «Мемуары» давно привлекают внимание зарубежных авторов. В отечественной историографии к исследованию «Мемуаров» обращались И. Пузино, А. Е. Рогинская, Р. А. Маслов. Наиболее полно и комплексно труд и идеи Коммина рассмотрел Ю. П. Малинин. В центре внимания авторов находились, прежде всего, общественно-политические, исторические, социальные и этические воззрения Коммина. Тема идеального государя, как особая, практически не поднималась.

Коммин не ставил перед собой специальной задачи нарисовать образ идеального государя. Его образ в «Мемуарах», как мозаика складывается из разрозненных фрагментов. Так, например, Коммин дает оценку тому или иному правителю и рассуждает, таким образом, о моральных качествах государя. Далее Коммин анализирует их действия – одобряет их либо порицает за поступки, не подобающие государю, тем самым, он как бы размышляет об этических принципах, которыми должен руководствоваться правитель. И, наконец, давая практические советы, Коммин волей-неволей задумывается о методах и средствах, которые должен использовать государь в своей политической деятельности. Конечно же, немало выводов относительно идеального государя можно сделать из тех критических замечаний, которые Коммин адресует реальным политикам.

Итак, рассмотрим, какими вырисовываются у Коммина «профессиональные» качества и умения государя-практика, его морально-этический облик; одновременно попытаемся проследить, на какие исторические реалии опирается Коммин, кого он сам считает идеальным государем.

«идеальный государь» ни разу не употребляется в «Мемуарах» и лишь однажды встречается определение «совершенный государь». Однако на страницах сочинения постоянно фигурируют понятия того же семантического поля – «добрый государь», чаще «мудрый государь». По мнению Ю. П. Малинина, Коммин именно мудрость, как качество государя, выдвигает на первый план С этим нельзя не согласиться.

Каким же должен быть «мудрый государь»? «Мемуары» позволяют определить, какими качествами он должен обладать и как должен действовать. Прежде всего, государю необходим здравый рассудок, ум и хорошая память. Именно наличие ума определяет превосходство государя в делах. Коммин рассуждает о государях в целом, но первый пример такого правителя в его глазах – Людовик XI: у него хорошая память и он считает его самым умным из известных ему государей. По мнению Коммина, Людовик превосходил умом Карла Смелого, Эдуарда Английского и многих других. Рассудок и ум, по мнению Коммина, идут только от Бога, и «…Господь оказывает большую милость тем, кому он дает здравый природный рассудок». Самое страшное наказание для государей, если Господь отнимает у них разум и «…вносит смуту в их дом, вызывая недовольство и раздоры». Здесь Коммин повторяет общепринятые суждения. В указаниях на то, что природа дает рассудок, можно усмотреть и известные ноты гуманистического характера, которые начали уже обозначаться во французской литературе и этико-философских сочинениях.

Также государю необходимо умение красиво, но немного говорить и умение скрывать свои чувства, так как «... никогда не раскаивается тот, кто мало говорит, зато очень часто – тот, кто говорит много». Коммин в общем рассуждает на эту тему немного, но говорит о Людовике XI как о короле, «…у которого язык был хорошо подвешен…», и хвалит его за то, что король мог скрывать свои чувства, хоть это и бывало трудно.

Важным качеством для государя-практика является большая работоспособность и умение правильно распределить время между делами и заботами об общем благе и куртуазными развлечениями. Так, если государи «…распределяют время разумно и в соответствии со своим возрастом и сначала занимаются полезными делами и заседают в советах, а затем идут пировать и развлекаться, то тогда они достойны похвалы и способны сделать счастливыми своих подданных». Но даже тогда, когда государь отдыхает, его ум должен продолжать работать на благо государства и подданных.

«…во множество мельчайших дел своего королевства…» и вести все дела самому, дабы не допустить злоупотреблений, не нанести урон государству и не утратить власть.

ценит больше, чем мнения других. Более того, Коммин уверен, что не бывает «…столь мудрых государей, что не ошибались бы иногда, а при долгой жизни и частенько». Поэтому государю необходимы разумные и опытные советники, для того чтобы всегда иметь возможность выслушать различные мнения и принять единственно верное решение.

В этой связи Коммин уделяет особое внимание вопросу о доверенных лицах и советниках государя. Государь должен окружать себя людьми добродетельными и честными не столько из-за того, что люди будут судить о нем по его приближенным, сколько для того, чтобы всегда иметь возможность получить мудрый совет. В этой связи Коммин рекомендует государю серьезно подходить к выбору тех, кто его окружает, тех, кого он наделяет властными или дипломатическими полномочиями. Государь должен учитывать человеческие, политические качества, преданность делу и опыт, а не передавать власть тем, «…кто более приятен – либо потому, что у них подходящий возраст, либо потому, что их взгляды совпадают с их собственными…», или тем, кто умело организует их развлечения. Мудрых и нужных людей должно привлекать на свою сторону любыми средствами, проявлять в этом терпение и настойчивость. Очевидно, в данном случае Коммин припоминает, каким образом Людовик XI переманил к себе на службу его самого. Переговоры об этом переходе шли около 4 лет с 1468–1472 гг. В результате Коммин получил от короля две тысячи ливров, шесть тысяч пожизненной ежегодной пенсии, владения в Пуату, Анжу, Берри и богатую невесту.

Далее Коммин замечает, что «мудрый государь» должен всеми силами поддерживать социальный мир внутри страны: стараться не допускать распрей между подданными и ни в коем случае не участвовать в них самому, не ссорить и не разорять подданных, не изгонять и не отрешать от должности тех, кто верно служил их предшественникам. Это опасно тем, что обиженные, помышляя о мести, могут войти в соглашение с врагами, и тогда во внутренние раздоры вмешаются со стороны. В этом случае государь может потерять власть и даже жизнь, а подданных ввергнуть в разорение. Так, например, Карл Смелый не сумел поддержать порядок в стране, не удержал союзников, которых переманил противник, и в результате лишился не только власти, но и жизни. Даже почитаемого им Людовика XI, Коммин не боится упрекнуть в том, что тот в самом начале своего правления совершил ошибку – изгнал и разорил бывших сторонников своего отца и тех, кто не был согласен с его политикой. Последствия для него и для Франции были тяжелые – в 1465 г. против его власти поднялись крупные феодалы (война Лиги общественного блага), а он сам пережил едва ли не самые страшные месяцы своей жизни. Однако король понял свою ошибку и много сил, средств и времени потратил на ее исправление, различными дарами и обещаниями вновь привлекая обиженных на свою сторону. Поэтому когда в начале октября 1482 г. в Амбуазе состоялась встреча Людовика XI с его сыном Карлом, то король «…всячески убеждал дофина никого не лишать службы, ссылаясь на собственный опыт».

следует, размерах. И уж тем более он не должен позволять злоупотребления при сборе налогов, так как за этим следует разорение подданных и ослабление страны. Собранные деньги не следует накапливать в казне, а нужно тратить «…для охраны и обороны границ, даже когда нет войны, чтобы не быть захваченным врасплох…», для снабжения войск, строительства и укрепления городов и крепостей и так далее. Но эти средства никогда не должны поступать в личную казну государя.

Попытаемся проследить, к каким политическим средствам может прибегать в своей деятельности «мудрый государь» Коммина. Как известно, сам Коммин и его политический кумир Людовик XI были превосходными дипломатами и именно дипломатию считали главным средством для достижения цели. Коммин не рекомендует государю рисковать и прибегать к войне как к единственному орудию борьбы. Он уверен, что «…всем без исключения следует опасаться превратностей сражения и не делать на него ставку, если только его можно избежать». В чем же видит Коммин опасность сражений? Конечно, в поражении. В этом случае государь не только теряет людей и средства, но и рискует потерять повиновение подданных, что опять же приведет к падению государя и ослаблению страны. Победитель же «…приобретает в глазах своих людей больший, чем прежде, почет и уважение; все его подданные выказывают ему повиновение и из почтения соглашаются на все, что он потребует». На всякий случай Коммин напоминает, что и в победе есть опасность. Победитель часто забывает, что своей победой он обязан, прежде всего, Богу, и возносится в своей славе, за что бывает наказан и может потерять все, что завоевал.

Особенно он ценит добро, если оно имеет четкую политическую направленность и может принести пользу государю и государству. Поэтому, «…никогда не следует переставать делать добро, поскольку и один человек, даже самый неприметный, который никогда не был облагодетельствован, неожиданно может оказать такую услугу и проявить такую признательность, что искупит все зло и неблагодарность других» Таким образом, понятие «добро» у Коммина выходит за пределы традиционного для христианства понимания безвозмездного добра.

Отметим, что, говоря о политических средствах, Коммин оправдывает любые действия, которые могут принести пользу государству, руководствуясь принципом – «…кто от этого выиграет, тому и честь» И в этом, пожалуй, опережает Макиавелли с его принципом «цель оправдывает средства». Он как бы снимает все моральные ограничения для государя. Поэтому Коммин не осуждает, а напротив, оправдывает интриги, подкуп, шантаж, к которым прибегал Людовик XI, так как, благодаря им, он сумел расширить свое королевство и примириться со всеми своими соперниками. В этом и заключается мудрость государя.

«мудрого государя» Коммина. Конечно, государь должен верить в Бога, любить его и бояться его суда. Ибо все зло происходит из-за отсутствия веры, а все преступления совершаются из-за «…отсутствия ума и веры одновременно». Любопытно, что Коммин связывает ум и веру, тогда как вся официальная богословская традиция усматривала опасности для самой веры именно в большом уме. Господь является единственным судьей для государя, который понесет наказание за то, что «…не пожелал верить и не имел твердой веры и убеждения» А так как наказания государя становятся наказаниями его подданных, то «…счастлива та страна или королевство, где король или сеньор мудр и страшится Бога, следуя его заповедям».

Твердая вера в Бога и следование его заповедям подразумевают особый образ жизни, который отличается благочестием, добродетелью, добропорядочностью и добрым отношением к людям, «…ибо, если государь добр, то он знает, что есть Бог и что есть мир». Коммин убежден, что только те государи заслуживают похвалы, у которых «…добродетели и добрые чувства перевешивают пороки», особенно если учесть, что государи «…больше склонны к произволу, чем другие люди». Отметим, что хотя Коммин по традиции включает благочестие в список добродетелей государя, он, тем не менее, не придает ему главенствующего значения. Так, например, говоря о Людовике XI, он одобряет его набожность и частые молитвы, но осуждает его за слишком щедрые дары церквям. Коммин не порицает Людовика XI за невнимание к приметам и церковным праздникам, особенно если этого требуют интересы государства.

Божьей милостью для государя является умение четко различать добро и зло в действиях других, «…в особенности когда он больше следует добру, чем злу» Коммин рекомендует и самому государю воздерживаться от злодеяний и жестокости или, «…по крайней мере, заставить себя пореже к ним прибегать»