Меженко Ю. С.: Рабле

Меженко Ю. С.

Рабле

В: Знаменитые писатели. Судьба и творчество.
Ростов н/Д. Феникс; Донецк; Кредо, 2007

РАБЛЕ (Rabelais) Франсуа,
французский писатель, гуманист.

Умер 9 апреля 1553 г. (общепринятая возможная дата) в Париже.

широкого распространения протестантизма ортодоксальные богословы с подозрением относились к этому «еретическому» языку, который давал возможность самостоятельно толковать Новый Завет. Рабле пришлось перебраться к более терпимым бенедиктинцам, однако в 1530 г. он сложил с себя сан и отправился изучать медицину в Монпелье, где в 1532 г. издал труды знаменитых античных врачевателей Гиппократа и Галена. Здесь же он прижил от некой вдовы двоих детей, которые в 1540 г. были узаконены эдиктом папы Павла IV. В 1536 г. ему было разрешено стать светским священником и заняться врачебной практикой. В 1537 г. Рабле стал доктором медицины и с успехом читал лекции в университете. Монпелье. Он состоял личным Доктором при кардинале Жане дю Белле, которого дважды сопровождал в Рим. Всю жизнь Рабле пользовался покровительством как влиятельных политических деятелей (Гийом дю Белле, Маргарита Наваррская), так и высокопоставленных либеральных священнослужителей. Это обстоятельство избавило его от многих неприятностей, связанных с публикацией романа.

Свое подлинное призвание Рабле обнаружил в 1532 г.: в подражание «народной книге о Гаргантюа» он издал ее «продолжение» под названием «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами, сочинение покойного магистра Алькофрибаса, извлекателя квинтэссенции». Псевдоним « Алькофрибас Назье» представлял собой анаграмму, сложенную из тех букв, которые составляют имя и фамилию Франсуа Рабле. Сорбонна осудила книгу за непристойность, но публика встретила новое повествование о великанах с восторгом, и в 1534 г. Рабле выпустил «книгу, полную пантагрюэлизма» — «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции». Вторая книга логично встала на первое место, поскольку Гаргантюа являлся отцом Пантагрюэля. Третью книгу, подписанную уже сственным именем, Рабле издал в 1546 г. Сорбонна немедленно осудила ее за ересь, и автору пришлось какое-то время скрываться от преследований. В 1548 г. Рабле опубликовал еще не завершенную четвертую книгу, которая вышла полностью в 1552 г. На сей раз вслед за осуждением Сорбонны появился запрет парламента, однако влиятельным друзьям Рабле удалось замять дело. Пятая, последняя книга, вышла уже посмертно, в 1564 г. Большинство исследователей оспаривает ее принадлежность Рабле: скорее всего, кто-то из учеников завершил сюжетную линию по его записям.

«смеховои дублет» рыцарского романа: приводит подробную (пародийную) генеалогию своих великанов, рассказывает об их необыкновенном рождении, описывает их поразительные способности и совершенные ими неслыханные подвиги. Гаргантюа и Пантагрюэль отличаются невероятной телесной мощью и фантастическим (позднее сказали бы «раблезианским») обжорством. Вместе с тем, они мудрые правители, которые заботятся о благе своих подданных. В третьей книге Рабле выходит за рамки привычного для публики сюжета о великанах: Пантагрюэль предстает стоиком и мудрецом, а его друг Панург — прежде умный и циничный пройдоха — превращается в эгоистичного и доверчивого глупца, озабоченного вопросом женитьбы. Пантагрюэлисты отправляются за ответом к Оракулу Божественной Бутылки; это путешествие составляет две последние книги романа.

Роман Рабле представляет собой подлинную «энциклопедию смеха», в которой присутствуют все формы комизма. Современный читатель легче всего опознает сатирическое осмеяние: так изображаются, например, феодальные владыки — Пикрохол и Анарх, которых побеждают соответственно Гаргантюа и Пантагрюэль. Сатирически описывается и средневековое схоластическое воспитание, которому противопоставлена гуманистическая система развития физических и умственных способностей человека.

Одновременно в романе присутствуют более сложные для восприятия исторические формы комизма — средневековые и ренессансные. Нам трудно оценить тонкую иронию эрудита XVI в., поскольку давно перестал существовать сам объект насмешки, тогда как аудитория Рабле, несомненно, наслаждалась описанием библиотеки св. Виктора, где пародийно (и зачастую непристойно) обыгрывались названия многих средневековых трактатов: «Жердь спасения», «Гульфик права», «Искусство благопристойно пукать в обществе», «О превосходных качествах требухи» и т. д. Средневековые формы комизма прежде всего связаны с народной смеховой культурой. Одновременно в романе присутствуют и такие формы комизма, которые можно назвать «абсолютными» — они вызывают смех в любую эпоху. В частности, к ним относится все, что имеет отношение к физиологии человека — неизменной на протяжении тысячелетий.