Афанасьев А. Данте Алигьери.

Александр Афанасьев

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Великие поэты и писатели

&str=0005

Величайший итальянский поэт. Родился в мае 1265 во Флоренции, умер 14 сентября 1321 г. по дороге в Равенну.

Данте – сокращенное от Дуранте. О семье Данте известно мало. Мать его умерла, когда мальчику не было и двух лет. У отца от второго брака были еще сын и две дочери, но никаких следов в истории они не оставили. Как прошли первые годы жизни поэта, мы не знаем. Очевидно только, что, как и другие мальчики, он учился у какого-нибудь францисканского монаха. Его обучали счету, геометрии, астрономии, дали отрывочные сведения по географии, естествознанию, истории. И, конечно, он усвоил «основу всех наук» – Священное писание, а также латинский язык. Вероятно, он с детства знал и французский и провансальский языки, которые были широко распространены в Италии, и зачитывался стихами провансальских и итальянских поэтов, рыцарскими романами французских сочинителей. Позднее он стал интересоваться богословием и философией.

Детство и ранняя юность Данте прошли спокойно. Флорентийская республика отдыхала от войн с другими городами и от ожесточенных распрей среди собственных горожан. На улицах не воздвигали баррикад, не слышно было звона мечей и свиста стрел. Хотя среди флорентийцев пока под ковром продолжалась энергичная политическая борьба, которой предстояло вылиться в кровавую драму, так сильно отозвавшуюся на судьбе поэта.

Данте было девять лет, когда он залюбовался на майском празднике девочкой одних с ним лет, дочерью, дочерью соседа, Беатриче Портинари, и воспоминание об этом событии он пронес через всю жизнь. Он и прежде ее видел, но впечатление именно от этой встречи обновилось в нем, когда девять лет спустя он увидел ее снова уже замужней женщиной, и сердце поэта вспыхнуло негасимым огнем страсти. В биографиях великих представителей культуры вряд ли можно найти столь яркий пример неугасимой, идеальной платонической любви, как любовь Данте к Беатриче. Трудно даже назвать это чувство любовью. На многие безумства шли влюбленные поэты и писатели, но ни в одном из этих случаев любовь не достигала того напряжения, той выпуклости и упругости выражения чувства, которые сквозят в отношении Данте к Беатриче. Потому долгое время никто не хотел верить, что Беатриче реальное лицо, и считалось, что она плод больной фантазии, аллегорическое изображение идеальной любви вообще. И только по прошествию времен реальность Беатриче стала неопровержимым фактом. Увы, она существовала. Беатриче родилась в 1267 году, в 1287 году вышла замуж, а в 1290 году умерла, будучи 23-х лет от роду.

чтобы издалека любоваться своей возлюбленной. Ни одним словом не обменялся он с владычицей своего сердца. Он даже голоса ее не слышал! Только когда поэту исполнилось семнадцать лет, девушка удостоила его при случайной встрече дружеским поклоном. Этот поклон имел решающее значение в жизни и литературной деятельности знаменитого поэта. Он стоит в центре его существования и, можно сказать, составляет поворотный пункт во всемирной литературе. Данте писал: «Когда прошло уже много дней после указанного явления этой весьма благородной особы, - исполнилось уже девять лет, - случилось, что эта дивная жена явилась мне одетой в платье ослепительной белизны; она стояла между двумя благородными женами несколько старше ее. Когда она проходила по улице, то повернула взор к тому месту, где я стоял, исполненный благородного страха, и вследствие влияния ее невыразимой вежливости, за которую она теперь имеет награду на небе, она мне поклонилась; это произвело на меня такое действие, что мне казалось, будто я достиг крайних границ блаженства. Час, в которой я получил такое приятное приветствие, был именно девятый час дня; и так как это было в первый раз, что ее слова донеслись до моих ушей, то я почувствовал такую сладость, что, как упоенный, бросился из толпы».

Данте тщательно скрывал от родных и друзей имя девушки, поразившей его сердце. Когда однажды в церкви он устремил восторженный взор в ту сторону, где стояла Беатриче, присутствующим, следившим за ним, показалось, что он смотрит на даму, находящуюся между ним и Беатриче. Они решили, что Данте влюблен именно в эту даму. И что же? Данте не только не сделал ничего, чтобы развеять эти заблуждения, но наоборот, постарался ухватиться за него, как за спасательный круг, и даже написал этой даме несколько стихотворений. Обстоятельство это послужило причиной маленькой размолвки между поэтом и его возлюбленной. Узнав, что он посвятил несколько стихотворений другой, Беатриче при следующей встрече не ответила на его поклон. Это заставило Данте сильно раскаяться. Он решил дальше не испытывать свое сердце, но, увидев Беатриче на свадьбе одного из соседей, опять почувствовал сильное сердцебиение и изменился в лице. Его окружили, над ним начали смеяться, смеялась и Беатриче, что заставило его страдать еще сильнее. Свое горе поэт затем выплакал в звучных сонетах, исполненных тихой грусти и жалобы.

и болезненна. Эта догадка объясняет многое. Беатриче прекрасная, но болезненная – к такой именно девушке можно проникнуться самой тонкой платонической любовью. Беатриче действительно скоро последовала за отцом, в двадцать три года. Жизнь, кажется, оборвалась не сразу и не неожиданно, потому что Данте нигде не говорит о ее болезни. Беатриче просто таяла, как свеча и, наконец, догорела. Данте долго оплакивал свою возлюбленную. Он был неутешен и передал свое горе в превосходных сонетах, утешаясь мыслью, что напишет произведение, в котором изобразит свою возлюбленную так, как никто еще не изображал женщину. И он написал «Божественную комедию».

Тоска по Беатриче, впрочем, не помешала Данте около 1298 года жениться на Джемме Донати. Встретился он со своей будущей женой случайно: она предстала перед ним однажды в то время, когда он сидел опечаленный у окна. С этой минуты и завязалось их знакомство. Данте чувствовал, что поддается недостойному влечению, но ничего поделать не мог и сам рассказал об этом в «Новой жизни»: «Частое свидание с этой донной довели до того, что мои глаза находили уже слишком большое удовольствие ее лицезреть. Вследствие этого я испытал горе, я осуждал свою слабость и даже несколько раз проклинал суетность моих очей. Я им говорил мысленно: «Вы привыкли заставлять плакать всех тех, кто видел ваше грустное состояние; теперь мне кажется, что вы хотите ее забыть для вашей донны, которая на вас смотрит, но только потому, что славная жена (т. е. Беатриче), которую вы привыкли оплакивать, тяготит ее. Удерживайтесь, пока можете, потому что я буду часто напоминать вам мою жену; проклятые глаза, слезы не должны были никогда переставать течь из вас, разве только после вашей смерти».

Джемма принесла Данте троих детей и пережила его на несколько лет. Какую роль она играла в жизни мужа, - сказать трудно. Данте о ней не говорит ни слова, ни в одном из своих стихотворений – обстоятельство, свидетельствующее, что нежных чувств он к ней не питал, а смотрел как на обыкновенную подругу жизни. Выглядит странно, как такая мещанская любовь могла ужиться со столь возвышенным чувством, какое Данте питал к Беатриче. Но этот факт легко объяснить своеобразием рыцарского культа женщины, занесенного в Италию из Прованса. Этот культ никак не связывался с браком. Трубадур, поэт мог воспевать какую угодно женщину, только не собственную жену; для него было безразлично, была ли замужем или нет дама, служению которой он себя посвящал, главное – чтоб не жена. Этим обстоятельством можно объяснить и тот факт, что чувство Данте к Беатриче нисколько не изменились с ее замужеством. Такова была психология Средневековье. И вполне с согласием его духа, Джемма после изгнания мужа из Флоренции не последовала за ним, а осталась в городе с детьми, верной хранительницей имущества поэта, без нее непременно разграбленного.

«Новую жизнь», кончился спокойный период в хронике Флоренции. Кончился он и в жизни поэта. Во второй половине 90-х годов он начал принимать деятельное участие в политической борьбе горожан. Пересказывать историю, подтекст, двусмысленности этой борьбы нет никакой возможности. Скажем только, что в разгар распри Данте не было во Флоренции и поражение своей партии он не застал. Известие о кровавом перевороте дошло до Данте, когда он ехал домой, и во Флоренцию он не вернулся. В начале 1301 года его заочно судили и приговорили к сожжению, и к конфискации имущества. Так он стал изгнанником, потеряв дом и семью. Начались скитания по городам и весям. Он жил в Лукке, Луниджане, Болонье, из Тосканы уехал на север. Приходилось прибегать ему к покровительству мелких князей, приглашавших его к себе. И все же в эти тяжелые годы он писал: между 1304 годом и 1307-м он трудился над философским сочинением «Пир» и лингвистическим трактатом «О народной речи». Написал он и политический трактат «О Монархии». Когда же он начал свое главное произведение – «Божественную комедию», точно сказать трудно, предполагают, что после 1307 года. Закончил он ее на севере, в Равенне, незадолго до смерти. К тому времени имя его было уже известно всей образованной Италии, и только Флоренция, которую он никогда не забывал, его не признавала.

А после смерти началась его вторая «новая жизнь», та бессмертная жизнь, которая суждена истинным гениям.