Блейзизен С. : Якопо да Лентини.

http://www.italia-mia.globalfolio.net/letteratura/lentini.htm


Якопо да Лентини.

(Jacopo da Lentini)

Якопо да Лентини (Jacopo da Lentini), известный также под именем Джакомо да Лентини (Giacomo da Lentini) родился примерно в 1210 году в Лентини (отсюда и имя) на Сицилии, и умер около 1260 года. Он был нотариусом, но главное - поэтом, одним из основных представителей Сицилийской школы и, как считается, создателем сонета. "Jacobus de Lentino domini imperatoris notarius" - "Якопо из Лентино, нотариус государя императора" - так в 1240 году подписывает один из мессинских документов придворный Фридриха II, которого Данте позднее назовет "Notaro" (то есть "Нотариус") в своей "Комедии". Его упоминает Форезе Донати - друг Данте и родственник его жены Джеммы Донати, умерший в 1296 году, когда говорит с Данте о поэзии и новом сладостном стиле:

И я: "Когда любовью я дышу,
То я внимателен; ей только надо
Мне подсказать слова, и я пишу".

И он: "Я вижу, в чем для нас преграда,
Чем я, Гвиттон, Нотарий далеки
От нового пленительного лада.

Я вижу, как послушно на листки
Наносят ваши перья смысл внушенный,
Что нам, конечно, было не с руки.

Вот все, на взгляд хоть самый изощренный,
Чем разнятся и тот и этот лад".
И он умолк, казалось - утоленный.

(Данте Алигьери, "Божественная Комедия", Чистилище, Песнь XXIV)

Эта сановная должность Якопо "всплывает" не только в тексте "Комедии" Данте, но и в Латинском Ватиканском Кодексе 3793 (самом полном и достоверном документе, касающемся Сицилийской поэтической школы, составленном во Флоренции в конце XIII - начале XIV вв.). Существует и еще несколько документов, подписанных им в различных городах Южной Италии, датирующихся периодом с 1233 по 1240 гг. Но в целом о его жизни практически не осталось сведений. Возможно, он был тем самым "Iacobus de Lentino" ("Яковом из Лентино") - комендантом замка Гарсильято (в Мадзарино), который упоминается в документе, датированном апрелем 1240 года.

"Нотариусу" приписывается авторство 16 канцон различной метрики, 22 сонетов (и здесь следует еще раз вспомнить о том, что Якопо считается изобретателем этой стихотворной формы); два из его сонетов являются частью поэтического состязания с Аббатом из Тиволи, а один - ответом Якопо Мостаччи (Jacopo Mostacci). Именно ему мы обязаны привнесением в поэзию на народном языке тем и форм провансальской поэзии, что положило начало зарождению собственно итальянской лирической поэзии.

Якопо считается основополагателем так называемой Сицилийской школы, эта роль была ему "отведена" уже со времен Данте, что нашло свое отражение и в том, что его канцоны открывают Латинский Ватиканский Канцоньере 3793 (то есть - "сборник канцон"). В своем трактате "О народном красноречии" ("De vulgari eloquentia") Данте упоминает одну из канцон Якопо в качестве примера ясного и изящного стиля. Предполагается, что творил он в период с 1233 по 1241 гг., впрочем, это - очень приблизительная датация, как и все, что связано с Лентини.

Поэтическая традиция, расцветшая при дворе Фридриха II в очень короткий срок, представляла собой сильно отличавшуюся от всех существовавших до сей поры в Италии литературную модель. До ее появления лирическая поэзия существовала исключительно при дворах феодалов Северной Италии и была подражанием придворной старопровансальской поэзии. При дворе же Фридриха занятия литературой были "доверены", прежде всего, высшим сановникам Королевства Сицилийского.

Так и появились Якопо да Лентини, Ринальдо д'Акуино, Пьер делле Винье, Гуидо и Одо делле Колонне, Джакомино Пульезе, Якопо Мостаччи, Аббат из Тиволи и прочие. Кроме того, существуют манускрипты, приписывающие создание некоторых стихов и самому Фридриху и его сыновьям. В Верховной Курии Якопо да Лентини занимал пост нотариуса, примерно с 1233 по 1240 гг. Единственным свидетельством этой его деятельности при дворе Фридриха является письмо Папе Григорию IX за его подписью.

Следует отметить, что весь период правления Фридриха характеризуется культурным возрождением Сицилийского Королевства (и всего Итальянского полуострова), поскольку просвещенный император всячески содействовал развитию наук и искусств, именно в это время он основал неаполитанский Studium, который явил собой первое ядро Неаполитанского Университета, носящего и поныне имя швабского императора.

строятся по вполне определенному куртуазному образцу. Якопо да Лентини приписывают создание "Canzoniere" (то есть - "сборника канцон") из 38 стихотворений, в которых он отобразил все имевшиеся в распоряжении Сицилийской Поэтической Школы стилистические возможности: в нем есть канцоны возвышенного характера, канцонетты, построенные как рассказ или диалог, и, разумеется, - сонет, по преданию, созданный самим Якопо, посвященный теоретическим, моральным и философским рассуждениям, в основном - на тему природы любви.

В стихах сицилийских поэтов женщина вбирает в себя все добродетели, в то время как ее возлюбленный-вассал заявляет о своей ничтожности и недостойности. Поэзия Якопо да Лентини (и всей Сицилийской школы) исключительно формальна и построена на использовании изысканнейших риторических техник вкупе с мотивами старопровансальской лирики. Поэты-сицилийцы - как это явственно видно из дошедших до нас манускриптов - писали в основном на изысканном сицилийском диалекте, очищенном от местечковых выражений и говоров. Несмотря на всю формальность и куртуазность, присущую поэзии Нотариуса, его стихи отличает глубокое психологичное проникновение в любовные переживания, которые он описывает как "взгляд изнутри".

Библиография:

1. Sabrina Torno, Letteratura italiana: Dalle Origini al Quattrocento , Alpha Test, 2000.

"Божественная Комедия", Издательство "Правда", Москва, 1982.

© Светлана Блейзизен