Крыница М.: «Структура шаманских инициаций и устройство мира в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»»

Михась Крыница

«Структура шаманских инициаций и устройство мира в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»»

Альманах «Архетипические исследования»

Выпуск 2, октябрь 2010

http://www.kafedramtai.ru/almanac/326-mihas-krynica-qstructure-of-shamanic-initiation-and-structure-of-the-world-in-the-poem-of-dante-alighierisq-divine-comedy-qq.html

В шаманском мировосприятии, нет разделения на внутреннюю и внешнюю реальность, «реальное» и «нереальное». Мир фантазии и воображения не разделен с окружающим шамана миром природных объектов. Эмоции и чувства, образы, возникающие во снах и видениях – также реальны, как окружающие животные и деревья, родники, холмы или камни. Характерной особенностью шаманских состояний, является восприятие мира – как места жительства духов, богов, могуществ и т. д.

В каждой культуре, в каждом племени есть своя концепция мироустройства, свои духи и волшебные существа – от гномов, до пернатых змеев. Их несметное множество. Разобраться и как-то классифицировать все это братство необычайно трудно. Тем не менее, в шаманской картине мира, все существа живут в строго отведенных для них местах. Кто-то существует в верхних сферах, а кто- то в нижних.

Вполне известен тот факт, что, во всем мире и во всех культурах, по шаманским представлениям, космос разделен на три сферы – верхнюю, среднюю и нижнюю. Духи, в свою очередь, по месту жительства, распределяются так же. В христианской культуре, мы привыкли к тому, что «хорошие» боги и духи (ангелы) живут в верхних сферах, а «плохие» черти с главным чертом во главе, занимают нижние апартаменты. В традиционном буддизме, исламе и других новых религиях, подобная картина распределения добра и зла сохраняется. Чем моложе религия, тем проще и прямолинейней выражен конфликт нижних и верхних миров. Конфликт заключается в противостоянии злых и добрых сил, а значит и существ их представляющих. Как говорится: «В наших душах, черти борются с ангелами…».

Т. о., человеческое осознание само по себе напоминает «поплавок», плавающий на поверхности мира Людей. Ниже и выше располагаются подуровни и миры трех сфер. В норме, поплавок плавает на поверхности и фиксирует колебания низших сфер, а также, отзывается на веяния высших. Если на «удочку» попадается «рыбка», поплавок уходит под воду, т. е. опускается в нижние сферы. Если удочку вытягивают, то поплавок устремляется вверх и т. п.

Конечно, это только метафора, причем не очень адекватная, но она позволяет понять главный принцип в минимальном приближении – эмоции, чувства, представления о мире и т. п., разнятся по качеству, и «тяготеют» к определенным мирам и сферам.

Чем дальше (не важно – вверх или вниз) от среднего мира, тем больше «размывается» граница осознания. Сознание становится менее сфокусированным, удержать персональные качества и личностные свойства становится сложнее. На предельных уровнях нижних и верхних сфер, человек, в принципе, забывает о границах своего я и, как личность, функционировать не может. Исключение составляют только те, кто путешествует по мирам целенаправленно – мистики, святые, шаманы и просто сильные личности выдающихся людей (писателей, художников, поэтов, ученых и т. д.).

Испытывая то или иное чувство, мы, в принципе, можем говорить о контакте с одним из подуровней высших, низших или средних сфер. Давайте посмотрим, как наши переживания и эмоции связаны с конструкцией миров в одной из наиболее «непривычных» для интерпретации картографий – в христианской.

В первом приближении, здесь все просто: Рай – Верхние миры, Ад – нижние миры, и человек между ними. Тем не менее, в отличие, скажем, от буддистских, тантрических или даже древнеславянских картографий, христианская традиция полностью опирается на опыт отдельных мистиков и единой концепции не имеет. В данном ключе, наибольший интерес представляет описание мироустройства у Данте.

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу…

Так, собственно, начинается «Комедия», которую уже современники автора окрестили «божественной», ощущая и понимая ее величие и бессмертие. “Божественная комедия” Данте Алигьери, представляет собой грандиозный философско-художественный синтез всей культуры средневековья и перекидывает от нее мост к культуре Возрождения.

В своей поэме Данте отразил средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании. Как отмечает С. Аверинцев:

«Систематизированная „модель“ ада в „Божественной комедии“ со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей „опрокинутый“, негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов — представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений».

Споры о поэме Данте продолжались: от полного неприятия ее (Вольтер считал поэму «неправдоподобным научным трактатом», написанным варварским языком) до критического переосмысления или даже отнесения ее к роду священных книг, смысл которой не может быть до конца понят смертным человеком.

В теософских учениях Данте и его поэме отводится роль провидческой литературы. В частности, один из величайших «шаманов» советской эпохи, Данил Андреев так характеризовал ее в “Розе мира”:

«Насколько мне известно (возможно, впрочем, что я ошибаюсь), из современных европейских писателей этому (то есть свободным странствиям эфирного тела по слоям восходящих и нисходящих миров) был причастен один только Данте. Создание „Божественной комедии“ было его миссией. Но полное раскрытие его духовных органов совершилось только в конце жизни… Он понял многочисленные ошибки, неточности, снижение смысла, излишнюю антропоморфность образов, но для исправления уже не хватало времени и сил. Тем не менее, излагаемая им система может быть принята в основных чертах как панорама разноматериальных слоев романо-католической культуры» [3, кн. II, c. 38].

учении появляются конкретные образы дьявола и различных демонов, до того существовавших лишь умозрительно. Именно Данте придал им плоть и чувственный образ. Сам принцип построения дантевского Ада, сцены которого являются выражением сущности самого греха,— это нарушенное восприятие мира, постановка в центре того, что центром не является. Суть его Ада состоит в том, что человек, страдая от своего греха, все равно ему поддается. То есть, не внешние силы, а сам человек ввергает себя в ад. Те, кто в состоянии преодолеть грех, оказываются в чистилище. Таким образом, путешествие по загробному миру есть путешествие по человеческой душе, это опредмеченные страсти каждого человека.

Хотя Данте следовал неоформившейся и пестрой космографии Средневековья, архитектура мироздания, как оно предстает в Комедии, потрясает внутренним единством, завершенностью, окончательностью, геометрической симметрией: земля — шар, Ад — конус, вершиной упирающийся в центр земли, Чистилище — тоже конус, уходящий острием в небо и расположенный симметрично Раю. Ад разделен на девять кругов, Чистилище на семь, Рай, уходящий в небеса от Луны,— на девять сфер, увенчанных Эмпиреем. Мир устойчив, един, завершен, подчинен закону Высшей Справедливости и осенен Светом небес, льющимся с Эмпирея.

При наличии древней традиции спуска в Ад и хорошо развитого жанра загробных видений, до Божественной Комедии верующие имели тусклое и бледное представление о его устройстве. Ад был лишен живости, наглядности, рельефности. Говоря об адских муках, Писание сосредоточивалось на субъективных состояниях, а не на образах подземного царства. У Данте Ад не то чтобы ярок (он погружен в беззвездный мрак), но рельефен, многоголос, полон страстей, Ад и Чистилище выписаны с особой тщательностью и стройностью. Архитектура их так определенна и точна, что хочется взять и нарисовать план дантовских загробных царств, что, впрочем, часто и делали.

Основной принцип «Комедии» — это постепенное одухотворение человека, постепенное исчезновение плоти. В соответствии с этим общим принципом каждая часть поэмы носит особый характер. «Ад» — обиталище материи, господство плоти, царство зла. Земное продолжает здесь жить, так как страсть и грех остались вечными. В «Чистилище» появляется свет интеллекта, плоть начинает растворяться, земное живет только в воспоминаниях. И, наконец, в «Рае» человеческая личность в ее телесном обличий исчезает совсем, остается лишь свет как форма духа.

Иерархическая структура Ада точно соответствует представлениям Данте о тяжести грехов. Классификация человеческих пороков проведена с дотошностью Средневековья, с пристальностью точных наук. Данте считал, что существует некий общий закон высшей справедливости, царящий в мироздании. Реальной жизни своего времени, с ее глубочайшими противоречиями, он хотел противопоставить идеальный единый мир, обнимающий землю, подземное царство и космос, мир, где высшая справедливость проявляет себя с полной последовательностью. Изображение этого мира и становится содержанием поэмы. Цель поэмы — освободить живущих на земле от состояния греховности и привести на путь к блаженству. С этой целью сам автор предпринимает путешествие по всем сферам и кругам, начиная со спуска в Ад и, затем, поднимаясь в Рай.

Мир Данте разделен на полярные пары противоположностей, группирующихся по вертикальной оси, и выражен по принципу восхождения-нисхождения (верх: небо, Бог, добро, дух; низ — земное, дьявол, зло, материя). Как отмечает С. Аверинцев:

«Не только устройство потустороннего мира, в котором материя и зло концентрируются в нижних пластах ада, а дух и добро венчают райские высоты, но и всякое движение, изображаемое в „Комедии“, вертикализировано: кручи и провалы адской бездны, падение тел, влекомых тяжестью грехов, жесты и взгляды, самый словарь Данте — все привлекает внимание к категориям „верха“ и „низа“, к полярным переходам от возвышенного к низменному — определяющих координат средневековой картины мира».

Все это удивительным образом напоминает структуру шаманского путешествия и схему шаманских инициаций. Для того, что бы обрести силу, шаману необходимо совершить путешествие по всем сферам шаманского космоса. При помощи камлания, шаман погружается в нижние миры, где встречает различных духов-помощников и проводников, ведет войну со злобными сущностями или спасается от них бегством. Пройдя серию испытаний, шаман находит путь в верхние миры и, очистившись, победив всех враждебных существ, поднимается в сферы вышние, получает опыт верхних миров.

Все вышесказанное в полной мере относится и к путешествию Данте. Как и все великие поэты, Данте Алигьери был визионером, провидцем и мистиком. Степень детализации его видений, предполагает сильнейшие степени изменения состояния сознания и глубокие проникновения в эти миры. Адекватной формой добра и красоты являются музыка и свет. В Раю нет пейзажей — это пространство звездного света и мелодий небесных сфер. Христос, Дева Мария и архангел Гавриил предстают в виде образов Света, а сам свет — в образе лучезарной реки.

Свет Данте — высшая форма целесообразности бытия, божественной благодати. «Мир есть свет» означало для него «мир есть откровение». Его противопоставление Ада и Рая — это противопоставление тьмы и света. Райская Роза — выход из времени в вечность, из красоты земной — в неописуемую вечную. В Эмпирее пространство искривляется, материя обращается в свет, меняются геометрия и структура мира. Это — переход от Ньютона к Эйнштейну, от Евклида — к Лобачевскому. Скартаццини считал, что Комедия немыслима без математики и астрономии, а П. А. Флоренский — без «неевклидовой» геометрии. В «Чистилище» и «Рае» Данте часто говорит о божественном движении, превышающем скорость света. Наиболее современные представления о Вселенной, странным образом похожи на теории Данте.

Сложная католическая символика проходит сквозь всю «Комедию», проникает все ее образы и мотивы. Каждый образ несет двойной, а то и множественный смысл. Автор вводит в поэму мистические эпизоды, таинственные видения, вещие сны, пророчества и знамения. Композиция поэмы основана на сложной, мистической игре числами 3, 7, 10 и их сочетаниями. Три части поэмы суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, не покидающей поэта.

Все это дано в единстве, так что текст поэмы представляется ее плотью, события — душой, а смысл — духом.

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть (Ад) состоит из 34 песен, вторая (Чистилище) и третья (Рай) — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих Ад, так как в нем не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).

Можно спорить с трактовкой его визионерского опыта, говорить о политической и социальной направленности, «разумности» и структурированности его прозрений, однако, независимо от трактовки, сам космогонический план комедии, включающий рассказ о принципах строения мира и его структуре вкупе с повествованием о судьбах и путях человечества (духовном и материальном) грандиозен.

«Комедия» начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В лесной чаще Данте обступили хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит гибель. И тут внезапно появляется перед ним старец, который отгоняет зверей и выводит его из грозной лесной чащи. Старец этот — великий римский поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает Данте. Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по загробному миру. Они проходят через ад и чистилище, где видят мучения осужденных грешников, и подымаются к вратам рай, где Вергилий покидает Данте. Ему на смену является Беатриче. Она ведет Данте дальше, через райские сферы, где они лицезреют блаженство праведников на небесах. Возносясь все выше и выше, они достигают божественного престола, где поэту предстает образ самого бога.

Ниже приводится списочное описание устройства всех миров и сфер «Комедии»:

1. АД.

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.

2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи).

3-й круг. Чревоугодники, обжоры и гурманы.

6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители.

7-й круг.

1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).

3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.

1-й ров. Сводники и обольстители.

2-й ров. Льстецы.

4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.

5-й ров. Мздоимцы, взяточники.

6-й ров. Лицемеры.

7-й ров. Воры.

9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие).

10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.

9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.

Пояс Каина. Предатели родных.

Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.

Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.

Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

«Этике» (кн. VII, гл. I) относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му — грехи насилия («буйное скотство» или matta bestialitade), к 3-му — грехи обмана («злоба» или malizia). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

— отступники от веры и отрицатели бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом.

В последней песне «Ада» описана встреча с Люцифером. Царь преисподней по пояс врос в лед, от него веет ледяной ветер. Вокруг все мертво, и поэт тоже мертвеет: «Я не был мертв, и жив я не был тоже». Это — особая точка Ада: время здесь остановилось, пространство коллапсированно, движется только хлад. Ад — уже не смерть, а бессмертие смерти, вечное оцепенение. Сатана Данте — антипод Бога, у него тоже три обличья: кроваво-красное — ненависти, бледно-желтое — бессилия, черное — неведения. В трех пастях — три самых больших грешника — Иуда, Брут и Кассий. Дьявол скрежещет зубами, пережевывая предателей и сдирая когтями кожу. Изо рта стекает кровавая слюна, превращающаяся в лед. Картина столь впечатлительная по эмоциональному воздействию, что никто из художников не рискнул изобразить ее. Сам Люцифер торчит вверх ногами в центре земли, «где гнет всех грузов отовсюду слился». Здесь — вечный мрак, холод, безмолвие, уродство, ужас.

Ад — место без света божественной истины, вывернутая наизнанку правда, порядок без морали, сила без добра, логика без страсти. Еще — опыт смерти, момент самопознания, негативный стимул к самосовершенствованию. Ад Данте — человечен, ибо он — бесчеловечная компонента человеческого. В этом суть Дантовой философии преступления и наказания: чем материальнее грех, тем он меньше, самый тяжкий — духовный: подрыв веры. Если в верхних кругах была утрачена лишь надежда, в средних — вера, то внизу потеряна любовь. Один из героев Ф. М. Достоевского говорит, что ад — это невозможность любить. Обитатели Коцита навсегда отторгнуты от очеловечивающей силы любви, которая ближайшим образом связывает душу с Богом через ипостась Святого Духа.

2. ЧИСТИЛИЩЕ.

Данте изображает его в виде огромной горы, в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана, собственно, семью уступами. На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником — в этой части «Комедии» острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный.

— любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV — недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII — чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам.

Предчистилище.

Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

1-й круг. Гордецы.

2-й круг. Завистники.

3-й круг. Гневные.

4-й круг. Унылые.

6-й круг. Чревоугодники.

7-й круг. Сладострастники.

Земной рай.

Данте не был первопроходцем Ада (разве что в экзистенциальном смысле), а вот в Лимбе, области «мытарств» души, он — пионер. Лимб — это его идея, притом предельно насыщенная символикой. В Аду и Раю доминирует нерушимый порядок, в Чистилище — изменения, восхождение душ в процессе катарсиса, освобождения от грехов. Чистилище — гора, по которой восходят к Небу.

(В скобках — примеры личностей, приведённые Данте).

Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения.

1 небо (Луна) — обитель соблюдающих долг (Иеффай, Агамемнон, Констанция Норманнская).

2 небо (Меркурий) — обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения).

— обитель влюблённых (Карл Мартелл, Куницца, Фолько Марсельский, Дидона, «родопеянка», Раава).

4 небо (Солнце) — обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»).

1-й круг: Фома Аквинский, Альберт фон Больштедт, Франческо Грациано, Пётр Ломбардский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рикард, Сигер Брабантский.

2-й круг: Бонавентура, францисканцы Августин и Иллюминат, Гугон, Пётр Едок, Пётр Испанский, Иоанн Златоуст, Ансельм, Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим.

5 небо (Марс) — обитель воителей за веру (Иисус Навин, Иуда Маккавей, Роланд, Готфрид Бульонский, Роберт Гвискар).

— обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия, император Траян, король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей).

7 небо (Сатурн) — обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский, Пётр Дамиани).

8 небо (сфера звёзд).

9 небо (Перводвигатель, кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (см. Чины ангелов).

10 небо (Эмпирей) — Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) — обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия — ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (богоматерь) — во главе, под ней — Адам и Пётр, Моисей, Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидят Иоанн, под ним — Лючия, Франциск, Бенедикт, Августин и др.

«Рай» — царство теологии, философии, абстрактных понятий, и в этом отношении самая трудная часть Комедии.

Лицезрение божества — это для Данте познание абсолютной истины и высшего блага. Эти два понятия для него слиты и составляют единый закон, управляющий мирозданием. Приобщение человеческой души к этому закону создает полную гармонию между человеком и божеством, человеком и миром.

Многим из нас постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди жили праведной жизнью, что праведники после смерти отправятся на небеса, или в рай, а грешники — в ад, преисподнюю, или геенну огненную. Те, кто попадет на небеса, соединятся с Богом и будут жить в вечном блаженстве, а тем, кто попадет в ад, суждено вместе с другими проклятыми грешниками терпеть вечные муки. Куда пойдет каждая отдельная душа, будет решено в день Страшного Суда. Некоторых из нас учили, что ад — это временная обитель грешников, где они терпят муки от демонов, пока не расплатятся за совершенные в жизни грехи. Других учили, что ад — это всего лишь этап путешествия каждой души, проходящей через опыт различных реинкарнаций.

И вот результат этого учения: главная цель жизни миллионов людей состоит в том, чтобы избежать ада и попасть в рай. И чтобы добиться этого результата, они нередко совершают очень странные, а иногда просто ужасные вещи. Представления об аде и рае формируют не только их поведение, но и понимание жизни в целом. И еще — они формируют саму человеческую историю.

Над поэмой «Божественная Комедия» Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Данте не вернулся во Флоренцию. Поэму свою он заканчивал в Равенне, где властитель города Сеньор Гвидо да Полента дал ему убежище. «Комедия» была завершена летом 1321 года. А 14 сентября 1321 года Равенна хоронила Данте.

  1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции М.,1996.
  2. Аверинцев С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994.
  3. Айлетт С. Шаманский космос. – М.: АСТ, 2004.
  4. Андреев Д. Роза мира.— М.: Товарищество «Клышников-Комаров и Ко», 1993.
  5. «Божественной комедии»// Дантовские чтения.— М., 1979.
  6. Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера.— М.— Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  7. Данте А. Божественная комедия (пер. М. Лозинского). – М.: Наука, 1967.
  8. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1995.
  9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1987.
  10.  «Республика», 1992.