Кулькина В. М.: Великий изгнанник.

В. М. Кулькина

ВЕЛИКИЙ ИЗГНАННИК1

Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты, 2016

Его имя - Дуранте, что значит «выносливый». Его знали как Данте, а узнавали как поэта, описавшего загробное царство. Его помнят как человека, подарившего своей любимой бессмертие, а своей стране - язык....

В конце мая 1265 г. донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте Алигьери ди Биллинчионе д'Алигьеро, в честь деда по материнской линии. Впоследствии поэт сократит его до Данте.

К моменту рождения сына усадьба семьи Алигьери представляла собой несколько домов разной высоты, под разными крышами, слепленных в целое подворье, расположенное на перекрестке тесных и темных улочек Флоренции в квартале Сан Мартино дель Весково, у Каштановой Башни. Алигьери считались людьми среднего достатка, хоть и владели домами и участками земли во Флоренции и ее окрестностях. Будучи сыном дворянина Герардо Алигьеро ди Биллинчионе, юриста по образованию и менялы по профессии, молодой человек рос в семье, где господствовали феодальные обычаи.

В детстве Данте любил слушать легенды о древней Флоренции, тогда как современная ему Флоренция сама стала легендой - «святилище коммерции, политики и культуры», один из крупнейших городов Италии, в ХIII-ХIV вв. она славилась самой твердой денежной единицей (флорин) в средневековой Европе и самой сложной политической обстановкой в стране. Рано вкусив плоды экономического благополучия, город потонул в спорах между партиями гибеллинов, дворян, жаждущих объединения страны под властью германского императора, и гвельфов, разбогатевших горожан, сторонников римского папы. В 1266 г. гвельфы победили гибеллинов, установив тем самым единоличную власть во Флоренции, благодаря чему детство и юность Данте прошли в относительном спокойствии. Но, хотя в городе установились мир и покой, в дом Алигьери пришла беда: у Данте умерла мама.

Дона Бела скончалась, едва сыну исполнилось шесть лет. Его отец горевал недолго и вскоре вновь женился. Избранницей стала женщина по имени Маргарита деи Мардоли, она родила мужу троих детей. Старшую дочь «молодые» родители назвали Гаэтана, ласково Тана, младшего сына - Франческо, а вот имя второй сестры история не сохранила. Средневековые монахи не считали нужным фиксировать события жизни представительниц прекрасного пола, исключения составляли лишь записи о вступлении в брак.

К моменту рождения самого младшего члена семьи, брата Франческо, будущий поэт уже учился в школе и занимался самообразованием, так как даже самая лучшая из частных школ того времени могла обеспечить своих учеников знаниями в крайне узких рамках, а университета во Флоренции и вовсе не было.

Для начала Данте освоил фармакологию, так как аптекарский цех входил в число семи «старших», правящих цехов Флоренции, затем пошел в политику, потому что мечтал объединить Италию. Но сначала он влюбился...

«Любовь, что движет солнце и светила»

С XIII веком заканчивалась эпоха трубадуров, влюбленные начинали воспевать знакомых женщин. Данте воспевал Беатриче. Он нашел свою любовь в девять лет. Именно в этом возрасте он увидел ее, восьмилетнюю дочь Фолько Портинари, друга его отца. Мальчишкой он караулил ее около дома, мечтая поймать один лишь взгляд в свою сторону, но так и не решился подойти.

Когда сыну исполнилось 12 лет, дон Герардо заключил письменный договор о его браке с соседской дочерью - Джеммой ди Манетто Донати. Но пока поэт верен своей единственной, он посвящает стихи и сонеты Беатриче, но ни разу не осмеливается преподнести этот бесценный дар.

В 1283 г. в жизни Данте происходят сразу три значимых события. Первое - смерть отца. Второе - Беатриче Портинари была выдана замуж за Симоне де Барди, одного из богатейших флорентийских менял. Третье - Данте начал работать над своим первым романом, в котором он напишет, что в этот момент ему хотелось «умереть или сойти с ума».

И было от чего впасть в уныние. Восемнадцати лет от роду Данте стал главой семьи и должен был о ней заботиться. Не выдержав напряжения, он вскоре ненадолго покидает своих близких и уезжает в Болонью, где посещает школу правоведения. Приобретенные знания сделают его частью политической элиты родного города.

Данте учится, делает карьеру и идет на все ради того, чтобы избежать встреч с возлюбленной, которой восхищается, как прежде, исключительно на расстоянии. Он маскирует свою привязанность, встречаясь с другими женщинами, которых называет «дамами-завесами». Сплетни облетают город, Беатриче перестает отвечать на приветственные поклоны. Девушка не знает, что таким способом Данте надежно защищает ее имя от кривотолков.

Не найдя в себе сил спокойно наблюдать за замужней жизнью любимой, Данте снова бежит. На этот раз на войну. В 1289 г. гибеллины предпринимают отчаянную попытку отвоевать Флоренцию у гвельфов, разгорается новый конфликт. Данте принимает участие в двух подряд военных походах. Сначала в битве при Кампальдино, в которой объединенные силы гвельфов Тосканы нанесли поражение гибеллинам Ареццо, затем вместе с отрядом флорентийцев осаждает замок Капрону близ Пизы. Военные действия увенчались успехом, но все радости и восторг от победы померкли в одно мгновение. Поэту приходит известие: в 1290 г. во Флоренции в возрасте 24 лет умерла Беатриче.

Потеряв надежду на возможность когда-нибудь рассказать о своих чувствах возлюбленной, Данте начинает открыто прославлять ее в стихах. Так в Европе появился первый психологический роман - «Новая жизнь», который сам поэт называл своей «малой книгой памяти». В нем перемешаны стихи и проза, в нем рассказывается о повторном рождении человека в момент встречи со своей возлюбленной, в нем влюбленный рассказывает о своей любви. Новая жизнь - это любовь. Данте утешил себя мыслями о том, что для этого мира его возлюбленная была слишком прекрасна, и пообещал воспеть ее имя в веках. Он выполнил обещание.

Белый гвельф

Сан Пьетро (своей части города) для совещания по поводу предстоящих выборов приоров. А с мая 1296 г. уже состоял членом Совета ста, занимавшегося финансами республики. И в том же году, поддавшись на уговоры семьи и решив, что так лучше для его карьеры, Данте женится на сосватанной ему еще много лет назад невесте. Его супруга происходила из влиятельной и богатой семьи Донати. Брак был оговорен еще в 1277 г. между родителями, когда жених и невеста были еще детьми, как часто случалось в те времена. Джемма была дочерью Манетто Донати, двоюродного брата «большого барона» Корсо Донати, лидера гибеллинов, политического противника и врага Данте.

Молодожены начинают устраивать семейную жизнь. В декабре 1297 г. Данте вместе с младшим братом Франческо, едва достигшим совершеннолетия, берет взаймы порядочную сумму денег - 480 золотых флоринов. Они пойдут на покупку земли близ города, а еще до начала следующего столетия Джемма родит мужу двоих сыновей Якопо и Пьетро.

Пик карьерного роста Данте пришелся на рубеж веков, который поэт встречал не только семейным человеком, но и избранным в коллегию приоров (правящее собрание Флоренции), что и стало, по его собственным словам, «началом всех его бедствий»...

В 1300 г. стабильному правлению гвельфов приходит конец. Партия раскололась на две враждебные группы: Белых и Черных. Соперничество растет день ото дня. Белые ратуют за демократические права и привилегии для мелких торговцев, Черные - выступают в поддержку крупных предпринимателей. Во внешней политике Черные, следуя старой гвельфской традиции, ищут поддержки у папы, неаполитанского короля, французских принцев, рискуя попасть в прямую от них зависимость. Белые, враждебно относящиеся к папе Бонифацию VIII, справедливо полагают, что при первой же возможности папа попытается присоединить Флоренцию к своим владениям.

Данте верил в силу народной власти и не верил папе, он выбрал Белых. За последствия этого выбора он расплачивался всю жизнь.

В конце года Черные гвельфы спровоцировали нападение на Белых. Бонифаций VIII послал во Флоренцию «примирителя» кардинала Маттео Акваспрата, человека умного, ловкого и корыстолюбивого, рассудившего конфликт в пользу зачинщиков раздора. Более того, в это время в Риме против Белых плетет свои интриги Корсо Донати. При помощи папы он заручается поддержкой брата французского короля Филиппа IV Красивого - Карла Валуа, который прославился жестоким подавлением бунтов в городах во Фландрии. Почти не скрывая своих намерений, Черные готовят переворот.

Белые в ответ наложили взыскания и конфисковали имущество. Данте советовал расширить права мелких ремесленников и торговцев и заручиться тем самым их поддержкой. Но его сторонники не пошли на дальнейшие реформы. Было решено отправить посольство к папе, чтобы предотвратить вмешательство Карла Ва-луа в дела Флоренции. В состав посольства входит и Данте. Но усилия не принесли желаемых результатов.

Утром 5 ноября 1301 г. вместе с небольшим отрядом конников Карл проник во Флоренцию. Белые оказали ему слабое и неорганизованное сопротивление. Корсо приказал взломать ворота тюрьмы и выпустил своих сторонников. Шесть дней в городе продолжались грабежи.

27 января 1302 г. состоялся суд над Белыми. Данте, все еще на что-то надеясь, до последнего момента оставался в Риме. В его отсутствие ему был вынесен приговор: два года изгнания, запрет на возможность в будущем занимать общественные посты и штраф в 5 тыс. флоринов. 10 марта, после неявки для уплаты штрафа и для защиты от выдвинутых обвинений, вместе с другими 14 осужденными он был приговорен к сожжению на костре. Данте покидает Рим, но он уже не может вернуться во Флоренцию, ведь в этом случает его казнят, поэтому он навсегда бежит из родного города, незаслуженно обвиненный во взяточничестве.

«Земную жизнь пройдя до половины»

Именно к событиям этого времени поэт относит свою «Божественную комедию». 1300 год - Данте 35 лет. Известие об изгнании, которым заменили смертный приговор, застало его в дороге из Рима в Сьене. Его супруга, донна Джемма, осталась во Флоренции вместе с детьми. Несмотря на конфискацию имущества мужа и на уничтожение его дома, который был разрушен по приговору суда, у нее остаются собственность отца и разрешение властей города на неограниченное по времени пребывание во Флоренции. Подобное разрешение ей помог получить брат - Корсо Донати.

Мечтая вернуться, поэт готов примкнуть к партии гибеллинов. Он отправляется в Форли (на границе Апеннин и Романьи) к гибеллину Скарпетта дельи Орделаффи, который стал предводителем Белых изгнанников и местных гибеллинов в борьбе с «черной» Флоренцией. Будучи секретарем нового вождя, Данте помогал готовить восстание. Зимой он был послан Белыми в Верону, чтобы просить помощи у правителя города Бартоломео делла Скала, но вскоре, поняв тщетность своих попыток вернуть мир в родной город и отвергнув гражданские распри между Белыми и Черными, разочарованный в своих политических союзниках, он гордо заявляет, что один составляет свою партию. Не находя возможности управлять поэтом, Флоренция дважды вычеркивала его имя из списков амнистированных (в 1311 и 1316 гг.).

Потратив пять лет жизни на политическую борьбу, в 1306 г. поэт начинает работу над самым главном творением своей жизни -«Божественной комедией». Первая часть поэмы, «Ад», быстро расходится в списках. А к началу 1310-х годов о Данте уже ходят легенды. На него указывают на улицах городов, говорят, что лицо его потемнело от жара преисподней, борода опалена адским пламенем. На одном из судебных процессов по делу некого Маттео Висконти, который хотел извести черной магией папу, говорилось, что, потерпев неудачу, обвиняемый вызвал к себе на помощь «величайшего мага Италии» - Данте Алигьери из Флоренции.

Поэт в это время много путешествовал. Он жил в Казентине и Луниджане, Париже и Болонье, в Вероне и Равенне, везде принимался с почестями. В Вероне он внимательно следил за событиями на родине, но борьба между гвельфами казалась ему бессмысленной. В Париже участвовал в диспутах, удивляя аудиторию начитанностью и находчивостью. В Равенне искал тихой пристани, где смог бы закончить свою «Комедию». Но сердцем поэт всегда оставался верен родной Флоренции. Мечтая вернуться, он вместе с другими «белыми» в союзе с гибеллинами поддерживал только что прибывшего в Италию императора Генриха VII Люксембур-ского. Император явился для «успокоения» распрей между итальянскими городами, каждый из которых в период Средневековья представлял собой отдельное государство, но на практике его целью стал грабеж. Данте этого не видит, он активно призывает к сотрудничеству с Генрихом, который мог бы открыть ему дорогу домой. К счастью итальянцев и к разочарованию изгнанника, Генрих умирает в 1313 г., не успев занять Флоренцию.

«Пир» во время чумы

Потеряв последнюю надежду когда-либо вернуться домой, Данте вновь отправляется в путь. Он переходит Альпы, направляясь в Романью, затем ненадолго возвращается в Верону, где ищет утешения в работе. Он пишет философский трактат, своего рода средневековую энциклопедию о богословии, о морали, об астрономии -обо всем, что могло бы взволновать умы средневековых мыслителей. Не закончив этот трактат, начинает второй, а затем третий. И если первый труд поэт называет «Пиром» и пишет на народном, итальянском языке, то в последующих работах он все больше уходит в философию, переходит на латынь и развивает идеи презираемых им гиббелинов об объединении Италии под властью Германской империи, которая в это время грабила его родную страну.

Данте отправляется в Равенну, где находит пристанище у правителя города Гвидо де Полента. Его политическая борьба продолжается теперь только на бумаге, Данте отстаивает идею об общеитальянском языке на латыни и посвящает свои трактаты «О монархии» и «О народном красноречии» мечте о единой Италии. Разделяя взгляды гибеллинов, он борется за превращение страны в империю одной нации с единым языком, основой для которого выбрал родной тосканский. Именно тнсканский язык, по его утверждению, должен стать «солнцем, которое осветит новые времена».

Надо признать, что его деятельность увенчалась успехом: в XVI в. язык его «Комедии» будет избран в качестве государственного языка, а в XIX в. за свои труды Данте удостоится звания идейно-политического предтечи национально-освободительного движения Италии.

Но бессмертным Данте сделали не его трактаты и не его стихи. При жизни славу ему принесла «Новая жизнь», а после смерти - «Комедия».

Комедия

Средневековая литература называла комедией любое произведение со счастливым концом. Данте посвятил 15 лет жизни написанию лучшей. Он описал время своего изгнания как путешествие на край вселенной, по прямому маршруту через центр земли: вниз через девять кругов ада, вверх по семи ступеням лестницы чистилища, чтобы оказаться там, в небесах, в девяти сферах рая. В его загробном видении (путешествии в загробный мир), каких было много в средневековой литературе, удивительно последовательно в стиле новой, только зарождающейся поэтической культуры описывалась загробная жизнь, свойственная католическим верованиям, в нем «говорили десять немых столетий».

Увлекшись идеей о пополнении праведниками (блаженными душами) поредевшего после падения Люцифера населения райских сфер, поэт решает, что его Беатриче достойна места в раю! И без благословения церкви помещает ее туда.

суда в горящей могиле, а Бертрана де Борна заставил волочь свою отрубленную голову среди других зачинщиков раздоров. Зато своего поэтического кумира Вергилия он сделал проводником по преисподней и создал отдельный круг в преддверии Ада - Лимб, куда отправил всех античных философов, которыми восхищался. Генрих VII оказался в раю, Форезе Донати, с которым Данте дружил в юности, обменивался сатирическими стихами, а в молодости соперничал на политическом поприще, - в чистилище. Свою благодарность последнему благодетелю, правителю Равенны Гвидо де Полента, Данте выразил весьма своеобразно. Поэт отправил его тетку, Франчески де Римини, убитую мужем за измену, во второй круг Ада - вращаться в вихре сладострастников.

Определением «божественная» «Комедию» наградил первый библиограф Данте Джованни Боккаччо не потому, что поэт описал загробный мир. Боккаччо увидел шедевр зарождающейся культуры Возрождения, почувствовал принесенные «Комедией» перемены. Если бы Данте не отверг гордыню как самый страшный грех, все мыслители эпохи Возрождения заочно попали бы в ад. С другой стороны, Вольтер, французский просветитель XVII в., отметил, что «в раю лучше климат, а в аду - компания».

Жизнь после смерти

Средневековье закончилось, «Комедия» открывала дорогу эпохе Возрождения. Впереди ждали новые горизонты. А для Данте все было кончено.

Последние семь лет своей жизни поэт провел в Равенне. Он тосковал по Флоренции и однажды написал горожанам: «О мой народ, что я тебе сделал?» Он не получил ответа.

в Равенне.

После смерти отца Пьетро Алигьери, юрист и судья, обосновался в Вероне, где до сих пор живут его потомки по женской линии, а Якопо смог вернуться во Флоренцию. Существует утверждение, что последние песни «Рая» были утеряны, но тень Данте, явившись как-то ночью к Якопо, указала тайник в стене, где была спрятана рукопись.

Джемма все эти 19 лет прожила вдали от супруга, в течение долгих лет изгнания Данте ни разу не подумал вызвать к себе жену. И если свое отношение к Беатриче поэт выразил в «Божественной комедии», то его отношение к собственной жене можно назвать «человеческой трагедией». По иронии судьбы законная супруга и воспетая возлюбленная оказались похоронены на одном кладбище во Флоренции в 40 метрах друг от друга.

Великий изгнанник скончался от малярии на пути в Равенну в ночь на 14 сентября 1321 г. Но его странствия на этом не закончились.

Флорентийцы не раз пытались вернуть прах своего великого земляка на родину, но власти Равенны запрещали тревожить могилу поэта. Так продолжалось почти 200 лет, пока другой гениальный флорентиец Микеланджело не обратился с просьбой о перенесении праха своего земляка на родину к папе Льву X. В 1520 г. по разрешению папы саркофаг Данте был вскрыт. И... оказался пуст! Лишь в 1865 г. последняя загадка Данте была разгадана: во францисканском монастыре обнаружили деревянный ящик. Надпись гласила, что в нем покоится прах Данте. Монахи, не желая расставаться с реликвией, выкрали гроб из саркофага.

Список литературы

1. Боккаччо Дж. Жизнь Данте. - СПб.: Астрель, 2012. - 382 с.

2. Борхес Х. Л. Девять эссе о Данте // Вопросы философии. - М., 1994. - № 1. -С. 45-64.

3. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под ред. акад. В. М. Жирмунского. - М.: Наука, 1971. - 552 с.

5. Голенищев-Кутузов И. Н. Жизнь Данте и его малые произведения // Данте Алигьери: Малые произведения. - М.: Молодая гвардия, 1967. - С. 419-447.

6. Данте А. Малые произведения / Сост. И. Н. Голенищев-Кутузов. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 647 с.

7. Данте А. Божественная комедия / Ст. М. Л. Лозинского. - М.: АСТ, 2008. -800 с.

8. Данте А. Новая жизнь; Божественная комедия / Вступ. ст. Б. Кржевского. -М.: Худож. лит., 1967. - 482 с.

Примечания.

1. Для учителей и учеников школ.