Лукьянова Л. М. Медицинская тема в творчестве Петрарки.

Лукьянова Л. М.

МЕДИЦИНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРАРКИ 1

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Научные публикации. Петрарка.

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/Sred_vek/petrarca/petrarca.php

Широкому читателю Петрарка известен как великий поэт, в творчестве которого ярко проявилось новое гуманистической мироощущение; именно его любовные сонеты положили начало развитию лирической европейской поэзии. Сам же Петрарка гораздо большее значение придавал своим философским и полемическим трактатам, написанным на латинском языке. Именно в них он формировался как гуманист.

Среди многочисленных латинских сочинений нашлось место и медицинским темам. Одним из них является полемический трактат «Инвектива против врача». Поводом написания инвективы послужило письмо Петрарки к заболевшему папе Клименту VI; в этом письме Петрарка предостерегал папу относительно некомпетентности окружающих его врачей. Один из них отреагировал на письмо публично, что заставило гуманиста вступить в полемику с этим врачом.

Рисуя яркий отрицательный образ представителя медицины, Петрарка продолжает традицию, идущую ещё из античности.

Поскольку врач это человек, с которым сталкивается в жизни большинство людей, он всегда находится под пристальным вниманием окружающих. И так как врач не всесилен и не всегда может вылечить, то каждый случай его неудачи замечают, о них говорят, плохих врачей порицают и высмеивают. С античных времён существует множество анекдотов о невежестве врачей. Известна злая остроумная эпиграмма поэта I века н. э. Марциала:

Nuper erat medicus, nunc est vispillo Diaulus:
Quod vispillo facit, fecerat et medicus.
Врач был недавно Диавл, а нынче могильщиком стал он.
То, что могильщик теперь делает, делал и он. (Перевод Ф. Петровского)

В древности и в течение почти всего Средневековья врач не обучался где-либо, а вбирал на практике опыт своих предшественников и знакомых ему лекарей. Первые медицинские школы появились в Салерно в Х веке. А когда были основаны университеты, в их состав обязательно входил медицинский факультет, и предполагалось, что, наконец, врач станет образованным человеком. Правда, медицина в университете изучалась в большой степени теоретически, Штудировались труды Гиппократа, Галена, Авиценны. В одном из университетов, например, на изучение афоризмов Гиппократа было отведено 50 часов, а на книгу о горячках – 38. В полном небрежении находилась хирургия; ею в какой-то мере продолжали заниматься банщики и цирюльники. Тем не менее, получив формальное образование, многие врачи приобретали большой апломб, кичились своей учёностью и воображали, что могут успешно лечить людей. Один из таких типов врачей, представляющий собой собирательный образ, и рисует Петрарка в своей «Инвективе».

Перед нами предстаёт амбициозный медик, явно получивший образование, рассуждающий о поэзии, занимающийся и философией. Нападки Петрарки направлены, в основном. На весьма некомпетентные рассуждения врача о поэзии и философии, но попутно он ведёт речь и о состоянии медицины, и о способах лечения, и о современных ему врачах. Гуманист воздаёт должное знаменитым древним врачам: «Думаю, Гиппократ был мужем весьма учёным, думаю, что и Гален, опираясь на него, внёс много нового в медицину» и сравнивает их с теми невежественными врачами, с которыми ему пришлось общаться: «Если бы они могли вернуться в этот мир, то единодушно признали бы вас своими единственными и злейшими врагами, сгубившими плоды их трудов своей умственной тупостью, непролазной ленью и наглой ложью...»

Говорит он и о том, что «медицинское искусство небесполезно и служит для помощи бренному телу», но подчёркивает, что замечательные врачи всегда были редки: «Я знал нескольких настоящих врачей, одарённых и обладающих рассудительностью – качествами, необходимыми при любом ремесле». Но «тысячи людей подвергают себя опасности, отдаваясь в руки ненадёжных и говорящих разное врачей».

Петрарка с неодобрением рассуждает о манере привлекать к лечению больного сразу нескольких врачей, он советует «выбирать одного из многих, выделяющегося не красноречием, а знаниями и добросовестностью», и приводит при этом мнение и самих врачей: «Даже самые учёные из вашего сословия говорили, что лечение больного лучше поручать одному опытному врачу, редко допускающему ошибки, чтобы, ища совета многих, он не стал жертвой многих ошибок».

Попутно Петрарка делает забавное замечание о привычке врачей говорить при больных намёками и «добавлять иноземные окончания к корням наших слов, чтобы смелей обманывать».

«De remediis utriusque fortunae», название которого можно перевести «О средствах (или о лекарствах) против превратностей судьбы».

Это сочинение Петрарка начал писать в старости и работал над ним много лет. Трактат состоит из 254 диалогов, в которых затрагиваются различные политические, социальные, эстетические и этические темы. Среди них довольно много диалогов посвящено рассуждениям о человеческом теле, о болезнях и телесном здоровье. Диалоги ведутся между вымышленными аллегорическими персонажами Печалью и Разумом. Печаль жалуется на то, как она страдает от разных телесных недугов, а Разум убеждает своего оппонента в том, что всё можно преодолеть с помощью силы духа и добродетели.

В тех диалогах, где речь идёт о болезнях, конечно, встречаются и медицинские термины, и это может вызвать большой интерес со стороны специалистов, занимающихся историей развития медицинской терминологии в Европе. Прочитав только заголовки этих диалогов, мы заметим, что гуманист, в основном, перечисляет болезни старости: подагру, слепоту, глухоту, бессонницу, зубную боль, потерю памяти, болезни голеней. Кроме того, два диалога посвящены «общественным» болезням: чесотке и свирепой чуме. Можно обратить внимание, что в XIV веке в европейской медицине далеко не все термины были чётко сформированы: если такие названия болезней, как «pestis» - чума, «scabies» - чесотка, «caecitas» - слепота, «podagra» - подагра сохраняются и в наше время, то некоторые представляют собой описательное выражение: например, вместо термина «глухота», употребляется выражение «auditus perditus» потеря слуха, все болезни, характеризующиеся высокой температурой, называются «febris» - лихорадка. Артрит или тромбофлебит носят общее название «aegritudines tibiarum» - болезни голеней.

Какие же лекарства предлагает Петрарка от болезней? Чесотку предлагается лечить жаркой баней и диетой. А что касается подагры, то здесь рекомендуется умеренность во всём: «стань бедняком или живи, как бедняк. Говорят, многих освободила от этой болезни бедность – истинная очистительница тела», «некоторые исцелились от этой болезни, постоянно воздерживаясь от вина». На том и заканчиваются лечебные советы. И дальше Петрарка приступает к описанию средств совершенно иного характера – к утешению.

Прекрасно понимая, что старческие недуги неизлечимы, гуманист указывает больным универсальное средство, пригодное во всех болезнях – терпение (patientia). Часто это единственный и самый лучший род лекарства. К тому же «это самое дешёвое лекарство при всех болезнях. «…поставь щит терпения против острия болей, …ничего и никогда не предоставляет медицина более полезного».

не можешь плясать или участвовать в состязаниях. У тебя есть возможность заниматься благородными искусствами, служить справедливости и вере, возненавидеть пороки, возлюбить добродетели, чтить дружеские связи, помогать родине советами – и ноги для этого не нужны. «Ты можешь лежать, а душа твоя может в это время подниматься, достигать неба и проникать в глубины земли и моря». Ты оглох? Но это не помешает тебе общаться с людьми с помощью чтения книг и писания писем.

При этом гуманист не ограничивается только отвлечёнными рассуждениями, а приводит мифологические или исторические примеры. Он припоминает мифического провидца Тиресия, «глаза которого были слепы, но ум зорок»; указывает на римского гражданина Гая Друза, который, будучи слепым, «видел, каким путём прийти к победе в судебном деле»; рассказывает о слепом богемском короле Иоанне, принимавшем участие в сражении.

и развитии медицинской терминологии.

Примечания

1 Статья написана при финансовом содействии РГНФ (Российского Национального Гуманитарного Фонда) проект № 07-01-00548а