Мельникова Т. А.: "Новая хроника, или история Флоренции" Джованни Виллани как источник для изучения культурных ориентиров эпохи.

Т. А. Мельникова

«НОВАЯ ХРОНИКА, ИЛИ ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ»
ДЖОВАННИ ВИЛЛАНИ КАК ИСТОЧНИК
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ОРИЕНТИРОВ ЭПОХ
И

Новый век. История глазами молодых. Сборник научных работ аспирантов и студентов СГУ. Выпуск 1.

http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./nov_vek_ist

Джованни Виллани – знаменитый флорентийский хронист – родился в семье купца в 1274/76 гг. В 1290-е он становится пайщиком компании Перуцци и в качестве ее представителя совершает поездки по Италии, Франции, Швейцарии и Фландрии1. С 1322 г. Виллани сотрудничает с фирмой Буонаккорси2. Как член крупного флорентийского цеха Калимала неоднократно избирался на различные представительные должности: был контролером монетного двора, членом налоговой комиссии, участвовал в управлении городом3. Иными словами, Виллани принимал непосредственное участие в политической и деловой жизни коммуны. При этом не последним по значимости занятием для него стало написание хроники родного города, которое прервалось с его смертью во время чумы в 1348 г. Само название сочинения «Новая хроника, или история Флоренции» говорит о том, что автор предполагал сделать центром внимания либо те события, которые до него никем не были описаны, либо те сюжеты, которые не нашли отражение у предшественников.

Виллани в I книге «Хроники» говорит о цели, которую он поставил перед сочинением: так как «о прошлом нашего города не сохранилось подробных и обстоятельных воспоминаний, которые соответствовали бы его теперешнему величию и славе»4, то он решил собрать и систематизировать знания о Флоренции, показать их значимость. Эта цель общественная, выдающая патриотизм автора и его гордость за свой город. Но, работая над хроникой, он преследовал и личные интересы: в предренессансную и ренессансную эпоху его все больше интересуют бессмертие имени, слава среди живущих. Виллани хотелось бы «снискать хвалу и честь»5 среди людей.

Сочинение Виллани адресовано широкому кругу читателей. Об этом говорит и сам автор: «Этот труд… ради осведомления… потомков»6. «Повествование написано на просторечном языке, дабы плодами его могли воспользоваться не только ученые, но и миряне»7. Эта широкая адресация указывает на то, что среди таких групп общества Виллани надеется снискать славу: ему важно быть известным в широких пополанских кругах. И ему, и им важна слава родной коммуны.

Вопрос о времени написания «Хроники» в литературе не решен окончательно. В сочинении автор указывает, что в 1300 г., когда он, как и многие другие паломники, по призыву папы Бонифация VIII посетил Рим, то счел необходимым начать трудную, но, несомненно, важную работу хрониста8. Эта дата некоторым современным исследователям представляется спорной. Так, Аквилеккья, считает, что до 1310 г. образ жизни Виллани не позволял ему заниматься написанием хроники. В подтверждение своей точки зрения он приводит примеры упоминания в первых книгах более поздних, чем 1300 – 1302 гг. лет9. Не обосновывая, К. Хибберт называет временем начала написания «великой книги» 1308 г10. Эта же дата названа в Новой Британской энциклопедии1112.

Последнее предположение кажется наиболее обоснованным. Виллани упоминает о себе уже в VII книге в связи с событиями 1289 г.13, но лишь в VIII книге изменяется характер повествования, появляется больше подробностей, личных замечаний. Тот факт, что в первых книгах встречаются более поздние даты, может свидетельствовать о попытках хрониста редактировать ранее написанное.

Расходятся данные и об изданиях хроники. Прежде считалось, что первое издание «Хроники» Виллани вышло в 1562 г. во Флоренции14. М. А. Юсим в примечаниях к переводу называет более раннюю дату выхода хроники, вернее первых ее десяти книг – 1537 г., в типографии Б. Джонетти в Венеции. В 1554 г. выходят XI и XII книги в типографии Л. Торрентино во Флоренции15. Второе издание выходит в 1559 г. в Венеции по заказу флорентийских типографов Джунти.

Неоднократно «Хроника» переиздается в XIX и в XX веках16. Русский перевод сделан совсем недавно: в полном варианте сочинение издано лишь в 1997 году, в переводе М. А. Юсима, до этого существовал перевод лишь отдельных отрывков, например, биографии Данте.

Состояние рукописей неизвестно. Можно отметить, что еще до типографского издания «Хроники» в XVI столетии, произведение, по утверждению А. Д. Люблинской, было использовано в качестве основы для написания «Флорентийской хроники» Маркионе Стефани17.

В понимании литературоведов, хроника как литературный жанр – произведение повествовательного или драматического рода, содержащее изложение исторически достопримечательных событий в их временной последовательности18. О. Л. Вайнштейн выделил особенности средневековых хроник. Обычно они начинаются с Адама, включают краткие данные Библии. Затем следует повествование о событиях римской истории на основании кратких хронологических таблиц. Чем ближе к жизни автора, тем подробнее становится повествование, основанное на личном знакомстве с упоминаемыми персонами и событиями. Хроника оставалась в первых своих разделах «всемирной», в последних превращалась в узкоместную19.

Почти все характерные черты типичных средневековых хроник можно обнаружить и в произведении Виллани: за исключением последних книг, они не становятся историей одной местности, принцип «всемирной» истории сохраняется и в них.

О. Л. Вайнштейн обнаруживает схематизм и даже церковный аскетизм в изложении Виллани. Считает, что вся хроника построена по августиновской схеме «шести возрастов» и «четырех монархий», более того, все оценки и объяснения событий пронизывает провиденциализм20. Это исследователь объясняет принадлежностью Виллани к партии гвельфов21.

«Хроника» Виллани состоит из двенадцати книг и охватывает период от сотворения мира до 1348 года.

Первые семь книг включают описание событий всемирной истории до конца XII столетия. I книгу Виллани доводит до 405 г., в ней повествует о происхождении флорентийцев. События, нашедшие отражение во II книге, относятся к V–X вв., они внешние по отношению к Флоренции: речь идет больше всего о вторжении варваров. Книги III и IV охватывают X–XII вв. и рассказывают о восстановлении Флоренции и росте ее могущества. В V книге (XII – начало XIII вв.) большое внимание уделено Крестовым походам. Книги VI, VII описывают борьбу гвельфов и гибеллинов в 1220–1291 гг. и ее последствия для коммуны.

Наибольший интерес вызывают VIII–XII книги, так как содержат подробные сведения о событиях, современником которых был сам Виллани: о борьбе «тощего» и «жирного» народа за власть во Флоренции, об участии коммуны в вооруженных столкновениях, стихийных бедствиях; развитии деловых отношений и обустройстве города.

Таким образом, «Хроника» Виллани универсальна по характеру сведений. Но в первую очередь, это история родного города. Автор ищет его древние корни по традиции еще в Трое. Виллани подробно освещает завоевания коммуной окрестных территорий, развитие производственной и тор-овой жизни города, строительство укрепленных стен. Рассказывая о гвельфах и гибеллинах, Виллани объясняет происхождение названий партий, причины их распрей, подробно освещает историю их борьбы.

Но кроме событий, значимых не только для одного города, а почти для всей Европы, хрониста интересует быт флорентийцев, доходы крупных цехов, банкротство банков, слухи о церковных сектах и появление комет, число жителей коммуны и уровень их образованности, строительство собора и стихийные бедствия, обрушившиеся на Флоренцию. Как отмечает исследователь В. Н. Лазарев, Виллани «первым по достоинству оценил роль экономического фактора в расцвете Флоренции, первым возвел бюджет, торговлю и различные формы общественного и частного богатства в основные показатели роста или упадка государства»22.

Как видно, сведения, которые можно почерпнуть из «Хроники», весьма обширны, но их характер и степень достоверности различны. Это связано с источниками, которыми пользовался Виллани.

Первые семь книг – компиляция всех известных ему сведений из сочинений греческих, римских авторов и некоторых раннесредневековых. Необходимо отметить, что Гомера, Тита Ливия, Вергилия, Саллюстия, Лукана Виллани не только называет, но и высказывает к ним свое отношение: для него Вергилий – «великий поэт»23, Саллюстий – «высокоученый»24– «великий историк»25. Хронист хорошо знаком с их произведениями, цитирует их, отсылает читателя к этим сочинениям за более полной информацией. Это показывает уровень образованности и культурных предпочтений Виллани и позволяет в известной мере судить о круге чтения и уровне образованности его современников – флорентийцев. Очевидно, что эпоха усили-ает интерес к античным авторам, и этот интерес уже нового характера: у поэтов, писателей, историков ищут свидетельства о прошлом родной коммуны. При этом Виллани не пересказывает известных поэтов, историков, он отбирает необходимый ему материал, оценивая его критически, иногда приводит цитаты, когда нет, по его мнению, такой необходимости, делает лишь ссылки на их сочинения.

Отношение хрониста к средневековым авторам заметно отличается от отношения к античным. Когда Виллани упоминает о них, то не всегда точно их называет, нередко просто говорит о «кое-каких письменных известиях». Ему известен историк V в. Павел Орозий – автор сочинения «Семь книг истории против язычников»26, неоднократно ссылается он на «Хронику пап и императоров» Мартина из Троппау – популярный в средние века учебник истории27, который М. А. Юсим считает главным источником первых книг «Хроники» Виллани. Нередко цитирует Библию. Также Виллани пользуется анонимной «Фьезоланской книгой» (XII–начала XIII вв.), «Деяниями императоров и пап» Фомы Тосканского, «Большими французскими хрониками аббатства Сен Дени». Как видим, в круге внимания автора не только итальянские хронисты и историки, но и германские и французские.

Но прямых цитат из них мало, автор не описывает способов отбора и оценки материала. Следуя средневековой традиции, он компилирует сведения.

«Хроники» можно встретить упоминание о «Книге странствий» Рикольдо ди Монте Кроче, «Истории Востока» монаха Айтона, «Миллионе» Марко Поло28.

Как уже отмечалось, наиболее интересны в хронике те книги, где представлены современные Виллани события и его современники; среди них особенно важны для изучения культурных предпочтений сведения о деятелях культуры – поэтах, писателях, художниках, архитекторах, ученых. Виллани называет немало известных имен: Гвидо Кавальканти, Данте, Джотто, Арнольд из Виллановы, Пизано, Фома Аквинский.

Так, в VIII книге «Хроники» Виллани пишет, что когда в 1300 г. умер поэт Гвидо Кавальканти, его смерть «явилась большой потерей, ибо он был философом и человеком выдающимся во многих отношениях, хотя и отличался чрезмерной вспыльчивостью и раздражительностью»29. Примечательно, что при характеристике знаменитых соотечественников хронист говорит не только об их ученых заслугах, но и о личных качествах; то есть хронисту интересен человек во всех проявлениях его ума и характера.

Виллани не обошел своим вниманием другого знаменитого флорентийца – великого Данте. Упоминания о нем в «Хронике» встречаются несколько раз, наиболее пространное является одной из первых биографий поэта30«без всякой повинности, хотя и был гвельфом», о путешествиях31. Хронист не просто освещает вехи жизни, но выказывает свое отношение к творчеству Данте. Виллани восхищается ученостью соотечественника: «не будучи лицом духовным, он глубоко знал почти все науки, достиг вершин поэзии и философии, а также в совершенстве владел искусством слова, применяя его в стихах, прозе и возвышенных публичных речах»32. Хронист перечисляет основные труды Данте: «Новую жизнь», любовные канцоны, послания, «Комедию» и трактаты. Но, что более примечательно, он не только знает их содержание, но и дает им характеристику, отмечая незаурядность размышлений, особенности стиля и слова, выражая свое отношение к творчеству великого поэта.

Исследователи заметили, что Виллани связывает с Данте не только почтение к его творчеству: М. А. Юсим в своих комментариях приводит многие примеры схожих оценок одних и тех же событий в «Божественной коме-дии» и в «Хронике». Возможно, это доказывает личное знакомство Данте и Виллани, творческие контакты33 либо подтверждает гипотезу о несохранившемся источнике, использованном в обоих произведениях34.

дать оценку особо интересующих его событий, позволяет себе усомнится во мнении других авторов.

В сочинении есть и иные особенности: Виллани не всегда последователен в изложении. Часто рассказ о важном и длительном событии, в угоду хронологии, прерывается, на первый взгляд, малозначительными наблюдениями, пересказом слухов. Так, в рассказе о внешней политике Флоренции появляется замечание Виллани о том, как отмеряется расстояние во флорентийском контадо35, а после сообщения о пожарах и ущербе, нанесенном ими коммуне, следует новость о рождении двух львят36. Но при анализе можно увидеть, что именно эти заметки позволяют разглядеть лицо автора. Хронист не просто рассказывает о важных событиях в истории, он добавляет в свое сочинение все то, что вызвало интерес, или произвело на него впечатление, представляя, таким образом, потомкам самые разные детали флорентийского быта: и вполне прозаические, вроде измерения расстояния, и экзотические, поскольку рождение львов в неволе было явлением чрезвычайно редким. Деловитость и любознательность горожанина сочетаются и дополняют друг друга.

Очень своеобразными просвечиваются в «Хронике» религиозные ориентации Виллани и стоящей за его спиной городской среды. В эпоху еретических увлечений и аверроистского влияния, он вовсе не выказывает себя ортодоксальным католиком. Более того, считает важным запечатлеть в истории Флоренции имя астролога и еретика Чекко д’Асколи, подробно излагает его идеи37.

– отношение к мусульманам. Крестовые походы исчерпывали себя как раз во время ранней юности Виллани, но интерес к Востоку не иссякал. Он, ссылаясь на Коран, рассказывает о жизни Магомета и мусульманской религии38.

«Хроники» Джованни Виллани предстает как образованный и любознательный, терпимый к чуждым ему религиям и сектам человек. Он ярый патриот своей коммуны: защищает ее политику и искренне сочувствует неудачам, заинтересован в процветании города и прилагает для этого свои усилия. За ним встает образ купца, банкира, представителя городской среды Флоренции первой половины XIV века.

Сочинение Виллани уже в XIV столетии получило распространение и вызвало живой интерес современников. М. А. Юсим приводит такой факт: послы Флоренции в Риме в 1396 г., ссылаясь на «наших историков», утверждали, что Флоренция – дочь Рима, а это одна из главных идей «Хроники39» .

У «Хроники» Джованни Виллани появилось продолжение, составленное его братом Маттео и племянником Филиппо, она была переложена в «Ста песнях» Антонио Пуччи40

Несомненно, «Хроника» представляет интерес не только как источник по истории, экономике и культурному развитию города, ее страницы рисуют образ мысли, культурный уровень определенного слоя горожан – купцов и банкиров.

Примечания

1 Hibbert Ch. Florence. The Biography of a City. Penguin Books, 1994. P. 43.

2 Юсим М. А. Джованни Виллани – первый историк Флоренции // Виллани Дж. Новая хроника, или история Флоренции / Пер., ст. и прим. М. А. Юсима. М., 1997. С. 470.

4 Виллани Дж. Новая хроника, или история Флоренции. I, 1.

5 Виллани Дж. Новая хроника…

6 Там же.

7 Там же.

9 Aquilecchia G. Dante and the florentine chroniclers // Bulletin of the Rylands Library. 1965. V. XLVIII. №1. P. 50.

10 Hibbert Ch. Op. cit. Р. 43.

11 The New Encyclopædia Britannica. 15th ed. V. 12. Chicago, 1994. P. 371.

12 Green L. Chronicle into history: an assay on interpretation of history in florentine XIV century chronicles. Cambridge, 1972. P. 166.

14 Лось И. Л. Виллани // Энциклопедический словарь. Т. VI. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон СПб., 1892. С. 334–335.

15 Юсим М. А. Примечания // Виллани Дж. Новая хроника, или история Флоренции. С. 482.

–483

17 Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. С. 221.

–334.

19 Вайнштейн О. Л. Историография средних веков. М.; Л., 1940. С. 29–30.

20 Там же. С. 44.

21 Там же. С. 45.

22 Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1. Искусство Проторе-нессанса. М., 1956. С. 40.

24 Там же. I, 30.

25 Там же. I, 44.

26 Люблинская А. Д. Указ. соч. С. 27.

27 Юсим М. А. Примечания… С. 487

29 Виллани Дж. Указ. соч. VIII, 42

30 Там же. IX, 136.

31 Там же.

32 Там же.

… С. 474–475.

34 Там же. С. 475.

35 Виллани Дж. Указ. соч. VI, 33.

36 Там же. X, 186.

37 Там же. Х, 40.

39 Юсим М. А. Джованни Виллани – первый историк Флоренции… С. 480–481.

40 Там же. С. 480.