М. Лущенко. О труверах

М. Лущенко. О труверах

Труверы - это поэты, жившие на севере Франции с середины 12-го века до конца 13-го. В более узком смысле это слово означает подражателей техники и стиля трубадуров.

Также, труверами можно назвать тех, кто совершенствовал придворную поэзию.

Обычно утверждают, что трубадурская лирика получила распространение на севере Франции благодаря покровительству трубадурам Элеоноры Аквитанской и ее дочерей, Марии Шампанской и Алэ де Блуа. Но вряд ли бы это покровительство было успешным, если бы уже не существовали соответствующие социальные условия. Устройство общества было похожим на севере и на юге Франции: феодализм, наличие богатых дворов, и культурные условия: влияние Ренессанса 12-го века.

Труверы и трубадуры поддерживали близкие отношения друг с другом, как при феодальных дворах Шампани и Блуа, так и, чуть позже, в крестовых походах. Результатом этих отношений для труверов было приобретение глубокого знания о "куртуазной любви" и трубадурской технике. Первое, что привлекает внимание при изучение труверов, это то, что в большинстве своем первые французские подражатели трубадуров были великими феодалами; труверы же более низкого сословия находились в постоянной зависимости от одного определенного двора.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ

Труверы и трубадуры разделяют одно и то же понятие о куртуазной любви - служение даме, обладающей феодальной властью, но это не мешает труверам существенно отличаться от своих учителей.

Главные черты любви у труверов заключаются в следующем: элемент рыцарского характера, культура и женское воспитание. Все это было лишь намечено у трубадуров, а полное развитие получило в поэзии труверов.

Элемент рыцарского характера соединяет в себе некоторые черты эпического героя, такие как храбрость и пренебрежение к смерти и страданиям, и понятие "учтивости": великодушие, защита благородных идеалов (la largesse), отвращение к жадности. Поэтому неудивительно, что появляется ранее неизвестное сочетание храбрости и учтивости; трувер надеется получить благосклонность своей дамы посредством силы собственной руки.

Андреас Капелланус в своей книге De arte honeste amandi (Об искусстве учтивой любви), написанной при дворе Марии Шампанской, утверждает это понятие таким образом: "превыше всего, храбрость мужчин порождает любовь у женщин и держит их в желании любить". Элемент культуры развился благодаря культурному возрождению 12 века. Открыты были древняя классическая литература, и из нее же были взяты идеи Овидия о любви, и многие сюжеты, развитые в куртуазной литературе (Эней, Троянская война, и т.д.). Психологические наблюдения дают тщательный анализ страстей, детальное описание признаков любви и т.д.

Третий из вышеупомянутых элементов труверской лирики - это внимание к женскому воспитанию: все более изысканное образование литературных персонажей побуждает аристократов следовать этим идеалам.

Эти три идеала образуют, по понятиям труверов, куртуазную любовь. Но, кроме того, куртуазность превращается в некоторую одержимость, которая кормится собственными страданиями. Дама, по природе своей, должна быть высокомерной и холодной, жестокой и отчужденной по отношению к своему труверу: для него, только смерть может окончить муки. Однако дама (верх жестокости!), вместо того, чтобы позволить умереть влюбленному в нее трувера, стремится отдалить его от себя, только усугубляя его страдания.

Есть еще одна черта куртуазности, приобретающая огромную важность: "влюбленный" сам выбирает себе даму, обычно занимающую гораздо более высокое положение в обществе, чем сам трувер. Тем самым, трувер сам обрекает себя на страдания, и вполне осознанно, но, с другой стороны, это должно воодушевить трувера на совершенствование себя, чтобы добраться до этой дамы.

Расстояние между дамой и трувером - расстояние и в нравственном смысле: любовь - это наикратчайшая дорога к Богу, так как считалось, что женщина - это посредник между людьми и Богом, одним словом, "ангел".

С другой стороны, однажды признавшись в любви даме, поэт вступает в другой мир, из которого нельзя выйти: что сделано, то сделано, и даже жестокость дамы не означает поворота назад. Влюбленный должен находиться, в любом случае, рядом с дамой. Поэтому не надо удивляться таким выражениям, как "любовь без раскаяния" и "любовь до конца", частые в поэзии трубадуров.

РАЗВИТИЕ ПОЭЗИИ

Поэзию труверов принято разделять на три периода:

РАСЦВЕТ - начинается с первыми подражателями провансальской поэзии. В этот период выделяются великие труверы, в большинстве своем участвовавшие в крестовых походах (конец 12 века): Conon de Bethune, Huon d'Oisy, Ричард Львиное Сердце, и т.д. Период завершается к началу 13 века

ВОЗРОЖДЕНИЕ - во второй четверти 13 века происходит полное обновление. Два важнейших представителя этого периода: Thibaut de Champagne и Colin Muset. Их искусство различно. Первый соединяет техническое совершенствотрубадуров с труверской глубиной чувств. Колен Мюзе вводит в поэзию много сцен повседневной жизни, что дало совсем новое направление поэзии: воспевание не великой дамы, а обычную земную любовь. С этого начинается уже окончательный упадок труверской поэзии

БИОГРАФИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТРУВЕРОВ

Conon de Bethune Конон де Бетюн (1150-1219)

Принадлежал к аристократической семье в Артуа и был в родстве с первым французским императором Константинополя, Бодуэном IХ. Участвовал в Третьем крестовом походе (1189-1193) и был главной действующей фигурой в Четвертом крестовом походе, начавшемся в 1200 году. С этого времени он постоянно находился в центре главных политических и военных событий. Стал сенешалем, а затем регентом Константинополя, где и умер. Конон де Бетюн был одним из первых труверов, сочинявших в стиле трубадуров. От него осталось всего 10 стихотворений о любви и крестовых походах. Он был широко известен в свое время и продолжает оставаться одним из лучших поэтов севера Франции.

Le Chatelain de Coucy Капелян Куси (...1186-1203)

Поэта идентифицируют с Ги, владельцем замка (chatelain) Куси (Coucy le Chateau, в Aisne). Умер в Эгейском море во время Четвертого крестового похода, а тело было выброшено в море.. Его титул указывает на то, что поэт был важной персоной: "chatelain" - это владелец замка, капелян, вассал короля, герцога или графа, судья области. Куси в Вермандуа (Vermandois), в южной Пикардии, была одной из самых могущественных областей 12-го века.

Поэт стал к тому же известным в качестве героя романа Le Roman du castelain de Coucy et de la dame de Fayel (там он тоже умирает в море, а его сердце отправляют его возлюбленной, даме Файель; ревнивый муж скармливает ей сердце). В своей лирике поэт использует темы трубадуров, но заметно усложняет технику стихосложения.

Gautier de Coincy Готье де Куэнси (1177-1236)

Готье де Куэнси родился около 1177 года в дворянской семье и посвятил свою жизнь Церкви. Около 1214 он стал приором бенедиктинского монастыря, а с 1233 до 1236 (год смерти) настоятелем монастыря Saint-Medard.

Saint-Medard. Готье показывает техническое мастерство (сложные рифмы, яркие образы и выражения).

Guiot de Provins Гио де Провенс (умер около 1206) Е

Гио жил в конце 12-го и начале 13-го века. Часть жизни провел в Арле, где ознакомился с южной поэзией. Ему приписывают пять песен. Гио посещал дворы Жоффруа Бретанского и Марии Шампанской. Поэт был знаком с Фридрихом Барбароссой, а во время Третьего крестового похода сопровождал Ричарда Львиное Сердце в Палестину. Вместе с Кретьеном де Труа принадлежал к первому поколению труверов. Жизнь закончил монахом в Клюни.

Гио является автором длинной поэмы, "Библия Гио" (Bible Guiot), и других лирических и аллегорических произведений. В "Библии" (1205), написанной на народном языке, Гио критикует монашеские ордена. Его любовные песни написаны между 1170 и 1190 годами.

Thibault IV de Champagne Тибальт IV Шампанский (1201-1253)

Наваррской и в 1234 стал королем Наварры. Был одним из вождей крестового похода 1239 года, но скоро охладел к войне и вернулся в Наварру. Его обвиняли в том, что он был любовником Бланки Кастильской и убийцей ее мужа, Людовика VIII, но эти обвинения были беспочвенными. В 1245 году он совершил паломничество в Рим и умер в Памплоне в 1253 году.

Согласно легенде, Тибальт, стараясь преодолеть грусть, порожденную любовью, занялся музыкой, а потом стал сочинять и стихи. Тибальт Шампанский - автор 60 стихотворений, из которых 37 принадлежат к любовной лирике, три - к поэзии крестовых походов, девять - joc-partits, пять споров, две пасторелы, четыре песни посвящены Деве Марии, один ле и один сервентес.

Colin Muset Колен Мюзе (...1234-1254...)

Ничего не известно об этом поэте, кроме того, что он сам говорит о себе в стихах. Он был жонглером, а значит, не был высокородным дворянином. Вероятно, он родился в Лоррене или Шампани и жил там во времена святого Людовика и Тибальта Шампанского (Наваррского), т.е. во второй трети 13-го века. Без всякого сомнения, его имя - это псевдоним, имеющий несколько значений: muset - это маленькая мышка, но это также человек, который проводит время, ничего не делая (muser), и тот, кто играет на волынке (musette).

Если Колен Мюзе воспевает темы предшественников - муки несчастного любовника, приход весны, завистников, служение дамы, то другие темы его стихов довольно редки в труверской лирике: радости и горести жизни жонглеров, хвала щедрым феодалам и нападки на жадных, игры на лугах, гурманство.

Adam de la Halle Адам де ла Аль (...1255-1288)

Поэт, лучше известный под именем Adam le Bossu (Адам Горбатый, хотя сам он отрицал, что он горбатый), родился в Аррасе. Там же он стал заниматься поэзией и стал известным членом местного литературного кружка. В 1272 году, он поступил на службу графу Артуа и отбыл с ним в Неаполь. Больше всего Адам де ла Аль известен своими пьесами: Le jeu de la feuillee и Le jeu de Robin et Marion, но не менее известными были и его многочисленные песни и рондо, в которых открывается истинный поэтический талант этого последнего из великих труверов средневековья.