М. Лущенко. Песнь о моем сиде

М. Лущенко.
ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ

Источник: http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/cid/history.htm

ИСТОРИЯ И ЭПОС

"Песнь о моем Сиде" основана на исторических событиях. Но, как и в случае со многими другими литературными произведениями, автор "Песни" не посчитал нужным описывать во всех деталях настоящую историю, ведь он был в первую очередь поэтом, а не летописцем. Он выдумал новых персонажей и новые события, и если древние поэмы кажутся нам столь правдоподобными, то это лишь потому, что сам автор хотел создать впечатление правдивости и историчности, иначе никто не стал бы слушать и читать его произведение.

Лучшими эпизодами поэмы являются те, которые не историчны в полном смысле этого слова. Персонажи разговаривают, спорят, оскорбляют, шутят, молятся, и все это в словах, которые вряд ли употребил "настоящий" Сид и другие. То же самое можно сказать о страданиях валенсийских мусульмин (1170-83), о прибытии Химены и ее дочерей в Валенсию (1560-1618), о преследовании Букара (2408-28) и Авенгальвона (2647-88) и др.

ИСТОРИЧЕСКИЙ СИД

В отличии от большинства национальных и эпических героев Сид был историческим лицом, о котором известно довольно много. Мы знаем об этом человеке из христианских историографий на латыни, из арабских историй и многих других документов той эпохи. Но эти источники тоже надо использовать с осторожностью, так как их авторы довольно пристрастны в своих суждениях. Так, христианские источники изображают Сида героем, арабские - извергом.

(Руй) Родриго Диас де Бивар, прозванный Сидом ("господин" по-арабски), родился около 1040 года в семье infanzones, т.е. одном из низших рангов дворянства. Семья жила в деревне Vivar, в нескольких километрах на север от Бургоса. Юношей Сида отправили учиться ко двору Санчо, наследника Фернандо Первого, короля Кастилии и Леона (1037-65). Возможно, в первый раз Сид участвовал в битве в мае 1063 г., когда Санчо и кастильцы сразились вместе с союзниками маврами с арагонцами и победили. Когда Санчо стал королем Кастилии в 1065 году, после разделения королевства его отцом и смертью последнего, Родриго Диас стал его alferez, т.е. главнокомандующим и в этом качестве принимал участие в войнах (1067-72) против братьев Санчо, Альфонсо (Леонского) и Гарсиа (Галисийского) и сестры Урраки (владевшей Саморой). Народная молва приписала Сиду еще большую роль в этих войнах: драматическое освобождение Санчо в битве при Golpejera (январь 1072); посольство к Урраке; попытка убить рыцаря из Саморы, Вельидо Дольфоса, после того, как он отважно (или предательски, как говорит легенда) убил короля Санчо; знаменитая клятва, Jura de Santa Gadea, которую Сид и другие кастильские дворяне принесли новому королю, Альфонсо Леонскому. После убийства Санчо и коронования Альфонсо VI, короля Леона и Кастилии, Сид, бывший на стороне проигравшей партии, потерял свою власть. Сид лишился даже земель, так как король отобрал их. Среди сторонников Сида были люди, поддерживавшие Урраку, помогавшие Альфонсо в и до 1072 года и сопровождавшие Сида в его девятимесячное изгнание в Толедо. Король, естественно, желал помириться с таким важным лицом, как Сид. Вскоре он выдал за него свою двоюродную сестру Химену, внучку Альфонсо V Леонского. В июле 1075 года король вернул Сиду все его земли в Биваре.

В 1079 году Сида послали собирать дань с маврского короля Мотамида Севильского. Он и его христианские сторонники были атакованы гранадскими маврами, которым помогали граф Гарсиа Ордоньес и его люди. Сид выиграл битву и три дня продержал графа в плену. По возвращении ко двору граф Гарсиа пожаловался на Сида и пошел слух, что последний удержал себе часть денег из дани. Король решил изгнать Сида. За Родриго Диасом в изгнание последовали слуги, вассалы, родственники и многие другие, отправившиеся за Сидом из любви к приключениям, несмотря на то, что после этого у них отобрали имущество.

В Барселоне Сид получил холодный прием. Лучше его приняли в Сарагосе. Сид должен был жить среди мавров, так как он и прежде дружил с ними и у него просто не было другого выбора. Кроме того, в то время не было ничего позорного в том, что христианский рыцарь предлагает свои услуги неверным. С 1082 по 1089 год Сид занимает пост командующего королевской армией в Сарагосе; он помогает правителю в гражданской войне и успешно ходит в походы против христиан, каталанцев и арагонцев. Известно, что в это время Сид не предпринимал походов против своего короля, Альфонсо VI. Когда Альфонсо пытались убить в Руэде в 1082 году, Сид предложил королю свою помощь, но тот отказался.

Когда христианскому северу Испании грозило нашествие Альморавидов, Альфонсо поспешил помириться с Сидом, так как нуждался в его военном искусстве и опыте. В Толедо в 1087 году произошло примирение. Сид получил назад свои земли и жил некоторое время при дворе. В 1088 г. он вернулся в Сарагосу и здесь начинается самая великая кампания его жизни. В то время Валенсия была лакомым кусочком и для каталанцев, и для арагонцев, и для испанских мусульман, и, наконец, для Альморавидов. Сид начал покорять земли на востоке Испании, то террором, то деньгами, то с помощью маврских союзников. В июне 1089 года Альфонсо послал за помощью к Сиду. Случайно или нет, но две армии не встретились и Альфонсо вновь изгнал Сида.

Сид решил взять Валенсию во что бы то ни стало. Он добился дани от ее короля, Алькадира, разгромил коалицию против себя, прокровительствовал маврам, котороые не подчинялись Альморавидам. В 1092 году Альфонсо VI атаковал Валенсию, но когда Сид заявил, что это его земли, извинился и ушел. Когда убили короля Алькадира, Сид осадил Валенсию, взял ее, и в июне 1094 года христиане вошли в город. Сид превратил мечети в церкви, населил город христианами и послал за своей семьей в Кастилию.

В последующие годы Сид держал Валенсию против Альморавидов; его сын Диего был убит в битве при Consuegra в 1097 году. Сид выдал своих дочерей за инфантов Наварры и Каталонии. Умирая в 1099 году, Сид, надо полагать, был доволен своей жизнью. Он владел огромным богатством и бесчисленными землями, начав жизнь бедным дворянином; он спас восток Испании от Альморавидов, хотя бы на время (в 1101 г. его жена Химена послала за помощью к королю, так как Альморавиды осадили город). Король пришел, но ничего не смог сделать, лишь эвакуировал город и сжег его. Христиане вернули себе Валенсию лишь в 1236 году. Тело Сида было перевезено в Карденью, куда приехала и Химена со свитой.

Понятно, почему Сид стал героем эпоса: он был великим полководцем, вождем, которому были слепо преданы люди; он был и просто хорошим, благородным человеком.

СИД В ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Арабские тексты не рассказывают легенд о Сиде, а выставляют его в весьма плохом свете. Наиболее известным арабским текстом в христианской Испании была "История Валенсии" (сейчас потеряна), написанная Бен Алькамой, жителем города во время его взятия Сидом. Этот текст был использован последующими летописцами. Среди других арабских текстов можно упомянуть произведения Бен Бассама (1109) и Бен Идари (1306).

Первый христианский документ, упоминающий Сида, является скорее хвалебным, чем историческим: это Carmen Campidoctoris, сочиненная около 1090 года, возможно в Каталонии, неким церковником. В четырехстрочных строфах на рифмованной латыни автор рассказывает о деятельности и войнах Сида. За этим произведением последовала в 1110 году Historia Roderici ("История Родриго"), сохранившаяся в двух манускриптах (13 и 16 века). В этот текст включена генеалогия Сида, да и вообще Historia Roderici довольно исторична. Более всего внимания автор уделяет деятельности Сида на востоке Испании. Другая генеалогия Сида встречается в Coronicas; раздел о Сиде был написан незадолго до 1194 года на наваррском диалекте. Это первый документ о Сиде, написанный на романском языке.

Появление Сида в Cronica Najarense (ок. 1160) в связи с историей Санчо Второго и Саморой уже украшено легендами и поэтическими деталями: Сид спасает короля Санчо из рук четырнадцати леонских рыцарей, убив всех, кроме одного.

Другой вид приняла легенда о Сиде в монастырях. Монастырем, более всего связанным с Сидом, является монастырь в Карденье, рядом с Бургосом, где похоронены Сид, Химена и другие. Подобные гробницы и реликвии были ценным достоянием, так как благодаря им монархи и паломники давали богатые подарки монастырям.

Существовала (теперь потеряна) так называемая Leyenda de Cardena (Легенда о Карденье), использованная в позднейших летописях. Эта легенда наполовину выдумана, наполовину псевдоагиографична: посольство от султана Персии к Сиду в Валенсию, видение Сиду святого Петра, причащение Сида, его смерть и похороны, чудеса, происходящие у гробницы Сида. Это произведение долгое время считалось подлинной историей: из-за него уже в 16 веке король Филипп II пытался канонизировать Сида.

Около 1300 появился другой "эпос" о Сиде, Mocedades de Rodrigo. Это произведение написано плохими стихами, довольно наивно и полностью вымышленно. Оно повествует о том, как юный Сид убил отца Химены на дуэли, потом женился на Химене; как он путешествовал в Сантьяго. Из всего этого вымысла вырастут впоследствии великие произведения.

На место эпоса в XIVи XV веках пришли баллады; значительное количество баллад посвящено Сиду: Por Guadalquivir arriba (смутное воспоминание о путешествии Сида из Валенсии в Толедо на суд); Tres Cortes armara el rey (суд в Толедо); En Burgos esta el buen rey; Cabalga Diego Lainez; A concilio dentro en Roma; Cronica del famoso Ruy Diaz Campeador и другие.

С уходом баллад появились произведения для театра, хотя Сид уже не был столь популярен. Большинство пьес о Сиде основаны не на эпосе, а на балладах о нем: например, Las mocedades del Cid (около 1612) Гильена де Кастро. Это произведение вдохновило Корнеля на создание его знаменитого "Le Cid" (1636). В предисловии к пьесе Корнель приводит две испанские баллады. "Le Cid" - первое произведение о Сиде, созданное на другом языке.

В Золотой Век испанской литературы появлялись и другие произведения о Сиде, как светские, так и летописные: Historia de los reyes godos (Бургос, 1582) Хулиано де Кастильо; Primera parte de la fundaciones de los monasteries de…S. Benito (Мадрид, 1601) монаха Пруденсио де Сандоваля, и др.

Пьесы, поэмы и оперы о Сиде в XIX и XX веках не заслуживают особого внимания.

ТЕМЫ ПОЭМЫ

Сюжетная линия построена на нескольких кульминационных моментах: битва при Теваре, в которой Сид побеждает армию целого государства, Каталонии; взятие Валенсии; прощение короля и свадьбы дочерей Сида; измена каррионских инфантов, суд и дуэли.

Средневековые люди видели в этих сюжетах еще и дополнительное значение. Первое - это возвышение Сида к власти. Сид приложил много усилий, чтобы получить власть, но он всегда помнит, что он получает ее, в конце концов, только благодаря помощи Бога (напр.: Esto gradesco a Christus el mio senor - благодарю за это Бога, моего господина (1933)). Король Альфонсо не играет роль препятствия, которое можно обойти. Средневековый король был вассалом Бога на земле и поэтому все должны были уважать его. Хотя закон разрешал Сиду восстать или сражаться против своего сюзерена (как это и было в случае многих французских вассалов, восставших против своего короля и ничуть неупрекаемых за это), Альфонсо был почти уверен, что Сид никогда не пойдет против него. Тема изгнания также была гораздо значительнее, чем это может показаться нам сегодня. Изгнанник был оторван от общества и упорядоченного Богом мира, от семьи и земли; поэтому легче становится понять неуемную радость Сида, когда король вернул ему свою милость (2019-24). Угроза короля изгнать кого-либо и лишить его своей amor (3141) было равносильно гражданской смерти.

Тема власти может иметь и другое значение: открытая борьба. Сид всегда помнит денежный вопрос (автор часто упоминает трофеи и демонстрацию богатств) и понимает, что, чтобы вернуть себе королевскую милость, надо быть богатым и могущественным. Именно поэтому Сид устраивает выгодные с финансовой точки зрения свадьбы для своих дочерей. Но если Сид должен подняться, другие должны пасть: Сид признает, что у него много врагов при дворе, в частности Гарсиа Ордоньес и вообще вся семья Ансурес. Если сначала враги Сида были на высоте, потом они проигрывают. С этого момента дочери Сида становятся пешками в борьбе за власть: на суде над каррионскими инфантами Сид жалуется на фининсовые потери, оскорбление, нанесенное его чести, но вовсе не на физическую боль, причиненную его дочерям. Второе замужство девушек также оценивается с точки зрения социального статуса и денег. Это было, однако, нормальным для средневековья.

В "Песни" проскальзывает намек на борьбу Сида с аристократической верхушкой, которая называется condes (графы) и ricoshombres (богачи). Поэт также намекает на то, что хоть Сид и не очень благородного происхождения, он морально выше благородных, но глупых и злых аристократов. В поэме не очень ясна тема господства Кастилии в борьбе за власть с другими испанскими государствами. Сида называют El Castelano (748, 1067), но не в противоположность другим; короля также называют этим именем трижды, несмотря на то, что он правил и Леоном, и Астурией, и Галисией. Не показывается и вражды к Альфонсо из-за того, что он прежде был королем Леона, противника Кастилии. Автор поэмы против леонских дворян, скорее всего, не из-за их национальности, а потому что они прибрали к своим рукам всю власть при дворе и породили таких мерзких отпрысков, как морально разложившиеся каррионские инфанты, непрестанно говорящие о своем высоком происхождении. Когда автор писал "Поэму", Кастилия и Леон были раздельными государствами, но не враждующими между собой. В 1230 году два государства вновь объединились. Автор смеется над каталанцами, но они остаются предметом шуток и в современной Испании. Другие народы, упоминаемые в поэме - португальцы, арагонцы, и др. - нейтральны и не играют особой роли.

Среди нехристианских народов евреи играют определенно отрицательную роль. Мусульман следует уважать как могучих врагов; среди них, однако, встречаются и верные союзники и друзья христиан, как, например, Авенгальвон, прочитавший однажды инфантам лекцию о морали. В целом же, мавры - это постоянные враги Сида в войне, но они не участвуют в борьбе за власть, которая развернулась между Сидом, каррионскими инфантами и другими.

суд и более примитивная кровная месть. Разные люди понимают честь по-разному. Так, каррионские принцы, опозоренные во время эпизода со львом, вышедшим из клетки, решают вернуть себе честь, бросив своих жен, которые ниже их социально, в лесу и хвалясь этим. Сид клянется отомстить за это унижение, нанесенное его чести; он клянется символом своей чести, бородой (2830-4). Кроме того, Сиду даже помог этот случай в его борьбе за власть: сейчас Сид сможет выдать своих дочерей за более могущественных королей; к тому же, он может рассчитывать на помощь короля Альфонсо, так как именно он устраивал свадьбы, являясь таким образом ответственным за все.

Третья тема - это война. Автор описывает каждую битву, понимая, что для Сида война была главным занятием. Лучшие речи Сид произносит перед битвой. Противоположностью неустрашимого Сида являются каррионские инфанты, своей трусостью заслужившие всеобщее презрение.

Четвертая тема - мораль. Сид получает честь, власть, справедливость, победы, потому что он обладает высокой моралью. Его характер привязывает к нему людей; его твердость и щедрость склоняют короля на его сторону. Сид заботится о своих людях: он всегда честно делит добычу. Сид хорошо думает о всех людях, пока они не докажут своей подлости (как в случае с инфантами). Кроме того, Сид является образцовым супругом и отцом. Таким образом, Сид - это идеал, которому надо следовать всем, желающим быть справедливыми, честными, любящими, верными.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

"Песнь о моем Сиде" содержит около 3,730 строк. Так как в единственном сохранившемся манускрипте отсутствует около 50 строк, можно предположить, что в полном виде "Песнь" насчитывала чуть меньше четырех тысяч строк.

гласных - очень древний прием. Он встречается и в средневековой поэзии на латыни, и в испанских балладах и во французских эпосах. Самые частые ассонансы в "Песне о моем Сиде": о, а, а-о, а-а.

Каждая строка разделена цезурой на две части по семь или восемь слогов в каждой.

ЯЗЫК И СТИЛЬ

Трудно установить, на каком диалекте написана "Песнь", так как не существует сравнительных текстов ее времени и места создания. Судя по всему, однако, автор был родом из региона Medinaceli (на юго-восточной границе Кастилии), хотя сам он писал, вероятно, в Бургосе.

В "Песне" много слов, относящихся к военному делу, судопроизводству, одежде; многочисленны слова арабского происхождения; есть также слова французского и провансальского происхождения. Отличительной чертой языка является его конкретность. Так, часто упоминаются различные части тела с добавленными к ним словами "видеть", "плакать", "говорить", и т.д. Это, конечно, тавтология, но она указывает на эмоции и возможные жесты. Другой пример: желая сказать "все люди", автор часто говорит "мавры и христиане". Такие обороты придают языку особую красочность.

можно ярче. Хотя "Песнь" и является героическим эпосом, автор не забывает весьма негероические детали: ужин после дня пути; необходимость запастись едой на следующий день, и т. д. Это также придает языку поэмы особую красоту.

что Химена, жена Сида, бросилась на ступени алтаря, молясь о сохранности мужа. Эти краткие детали изображают события той далекой эпохи яркими и интересными для нас.

"Песнь о моем Сиде" был изначально устным эпосом, поэтому человек, читавший поэму публике должен был быть не просто чтецом, но и профессиональным актером. Ему помогало изобилие прямой речи в эпосе: говоря, герои становятся живыми и близкими нам. Мы видим образ Сида с разных сторон: когда он молится, когда обращается к жене и дочерям, когда воодушевляет своих воинов в гуще битвы... Другим поэтическим приемом является повторение. Иногда автор кратко резюмирует только что произошедшее событие или просто дважды повторяет строку. Автор делает это, чтобы указать на важность того или иного события, подчеркнуть его.

Многочисленны эпитеты. В среднем на каждые восемь строк приходиться по одному эпитету, и 70 % всех эпитетов относятся к Сиду (остальные, к городам, другим персонажам...). Сид называется просто el de Vivar (из Бивара), или el que Valencia gano (взявший Валенсию); живописны эпитеты о знаменитой бороде Сида (1226, 2410). Сида также называют que en buen ora nasco (родившийся под счастливой звездой).