Майкл Сент Джон Паркер. Уильям Шекспир

Майкл Сент Джон Паркер. Уильям Шекспир

Уильям Шекспир жил согласно своим собственным словам - как человек многих ролей и человек доступный всему миру. Со времени его смерти каждое поколение, в свою очередь, кажется, находит какое-то новое, отличительное качество в его пьесах, которое имеет к ним прямое отношение или же будоражит их воображение. В XIX веке его ценили прежде всего за созданных им героев, таких как Фальстаф и Гамлет, которые выражали богатое разнообразие человеческой жизни в смысле, привлекательном для этого здраво-романтического века. Во время Второй Мировой войны именно слова Шекспира-патриота вдохновляли сражающихся англичан:

И Англия моя под сапогом чужим 
Как не лежала, так лежать не будет!

Позднее мы обнаружили непостижимые глубины в бесконечной красоте его поэзии:

Красота — чиста, скромна, 
С верностью сопряжена -
В урне здесь схоронена.

Кем был этот величайший гений? Где истоки этого многогранного таланта? Что касается семьи и места, ответы вполне заурядны: Уильям Шекспир был простого происхождения и родился в ничем не примечательном торговом городке в Мидландс - "сердце" Англии. Однако, видимо сам момент, середина XVI века, когда Средневековье уступило место современной эпохе, вызвал к жизни его талант.

Происхождение семьи

Корни семьи Шекспира уходят глубоко в землю предместий городка Стратфорда. И отец и мать Шекспира вышли из семей йоменов - мелких фермеров-землевладельцев, живших в лесах Ардена, к северу от реки Эйвон. Арденский лес не был непрерывным лесным массивом, скорее он напоминал современный Нью-Форест, то есть лесистую сельскую местность с разбросанными по ней деревушками и небольшими фермерскими хозяйствами. К тому же, в Ардене, даже в то время, существовали островки промышленности; в начале жизни Шекспира эта часть страны была описана антикваром и путешественником Уильямом Кэмденом как "по большей части плотно покрытая деревами, однако не без пастбищ, пшеничных полей и различных шахт для добычи железа". Эта сельская местность Ворвикшира является основой и декорацией для всех творений Шекспира.

Действие пьесы "Как вам это понравится" частично происходит в Арденском лесу, и мы можем уловить личные чувства Шекспира в словах Герцога:

Находит наша жизнь вдали от света, 
В деревьях - речь, в ручье текущем - книгу, 
И проповедь в камнях, и всюду - благо.

Подобно этому, несмотря на то, что действие пьесы "Сон в летнюю ночь " происходит в лесу близ Афин, описываемые картины навевают безошибочно английские впечатления:

Я знаю холм, поросший тмином пряным, 
Меж буквиц там фиалка никнет станом. 

И всё же, если лес был фоном, на котором проходили ранние - годы Шекспира, то город Стратфорд был главной сценой. Отец Уильяма - Джон перебрался в Стратфорд из деревни Сниттерфилд будучи молодым человеком, а в 1552 году он уже владел там домом. В том же году он был оштрафован за сооружение навозной кучи на улице, что звучит гораздо хуже в наши дни, чем в те времена. В 1557 году Джон женился на девушке из близлежащей деревеньки Уилмкот по имени Мэри Арден - эта фамилия была довольно распространённой в тех местах. Дом семьи Мэри сохранился до наших дней -это безмятежный наполовину деревянный, наполовину кирпичный сельский коттедж, построенный в 1514 году. Тот дом на Хенли Стрит в Стратфорде, в который Джон привёл Мэри, тоже сохранился до наших дней, ему суждено было стать местом рождения одного из величайших гениев Англии.

Место рождения

На улице Хенли Стрит стоит дом, в котором жил, работал и держал лавку Джон Шекспир и где родились его восемь детей, двое из которых умерли в младенчестве. Уильям был третьим ребёнком и старшим сыном. Его крестили вскоре после рождения, 26 апреля 1564 года, в приходской церкви Святой Троицы.

По крайней мере само строение, церкви Св. Троицы мало изменилось со времён детства Шекспира. Церковь стоит в конце липовой аллеи под названием Чёрчвэй, впечтляющей посетителей и по сей день и оставившей след в памяти Шекспира: Час урочный наступил, Растворясь гробы пустеют,

Тени встали из могил, 
Между троп погоста реют.

Эта церковь видела его начало и его конец, и сегодня он погребён в её стенах. Молодой Уильям родился в удачное время: начало века было отмечено в Англии общественным волнением и экономическими трудностями, а годы 1557-59, в особенности, были омрачены голодом и эпидемиями заболеваний. Даже незначительные улучшения в обстоятельствах семьи вначале улучшили бы шансы ребёнка и матери на выживание при родах без благ гигиенической и медицинской помощи, а затем помогли бы пережить опасности раннего младенчества в то время, когда каждый пятый ребёнок умирал в возрасте до одного года. Когда Мэри пеленала своего новорожденного сына в тугие свивальные пелёнки, которые, как тогда полагали, должны были распрямить его маленькие конечности, она возможно чувствовала, что этим она также защищает его от опасностей беспокойного мира в который он пришёл.

Начало жизни и Образование

Стратфорда и местным агентом Лондонского правительства. Это был пик гражданской карьеры Джона, но и отслужив свой срок в кабинете, он остался важной фигурой, будучи Старшиной в течение нескольких лет.

Уровень зажиточности семьи играл важную роль в обеспечении наилучшего образования для Уильяма в Стратфорде. Он посещал школу грамматики, где наряду с грамматикой, риторикой и логикой изучали латынь - подобное образование было обычным для сына зажиточного горожанина. Облицованная деревом классная комната на первом этаже, где, как предполагается, маленький Шекспир обучался граммоте, сохранилась до нашего времени. Под школой грамматики находился Гилдхолл, в котором давали представления бродячие актёры.

Существует довольно много различных мнений о том, насколько хорошее образование получил Шекспир. Известно, что он не обучался в университете, не путешествовал за границу и не блистал изяществом при дворе. И поэтому некоторые романтики представляли его этаким писателем-самоучкой, гением из народа. Другие же основываясь на тех же самых фактах, заявляли, что неграмотный человек никогда не смог бы написать такие стихи, поэтому - кто-то другой (скажем Бэйкон) написал их вместо Шекспира. Оба мнения ошибочны: Томас Кранмер - главный министр Генри VIII, композиторы Таллис и Уильям Бёрд - всего лишь три из множества примеров тех, для кого обучение в грамматической школе стало достаточно прочной основой, чтобы сделать карьеру в среде лондонской интеллигенции. Возможно, что тот факт, что Шекспир никогда не посещал университета сыграл положительную роль. Многие из современников Шекспира,гордившихся своим образованием, подверглись критике за искусственность и ненатуральность, в то время как Шекспир получил достаточное образование для того, чтобы извлечь из него пользу, но недостаточное для того, чтобы испортить его стиль. Спустя годы, отголоски школьных дней всё ещё звучат в памяти Шекспира. Так мы видим, что слова Овидия "rudis indigestaque moles" звучат в устах Ричарда III "ты - ком отвратной плоти", а "universis... largitur" Квинтилиана превратилось во "вселенскую громаду".

Стратфорд Шекспира

Стратфорд, каким знал его Шекспир, был небольшим местечком, насчитывающим около 200 домов. Сегодня он не показался бы нам городом. Он был полон фруктовых садов, деревьев и цветов. В 1582 году в самом городе и вокруг него насчитывалось около тысячи вязов. Однако, он был значительным перекрёстком на реке Эйвон, где лесные земли Ардена, к северу от реки, встречались с открытыми пахотными землями фермеров Фелдона, к югу от реки. К нему вели дороги из больших городов на западе Мидландс прежде чем устремиться на юг и восток, в конечном итоге, к Лондону.

На протяжении большей части средневековья город управлялся самыми богатыми горожанами, объединившимися в Гильдию Святого Креста, чья часовня и здание школы стали частью декорации, на фоне которой прошли ранние годы Шекспира. Религиозная цель гильдии потеряла былую значимость, однако с началом Реформации в 1553 году город получил Хартию Привелегий и обзавёлся собственной корпорацией.

В городке было три рынка - один на перекрёстке улиц Хай Стрит и Хенли Стрит (где в рыночные дни, наряду с семью-восьмью другими перчаточниками, торговал Джон Шекспир), другой - молочный рынок перед часовней Гилд Чапел, а третий - мясной рынок на улице Чапел Стрит. К тому же, на улице Ротер Стрит располагался скотный рынок. Однако главной промышленностью и источником наибольшего дохода было винокурение. Не менее трети состоятельных горожан были заняты этим ремеслом, включая самого Уильяма Шекспира - он вложил в него деньги под конец своей жизни. Он писал о том, что хорошо знал, когда описывал "рыночных торговцев пришедших продать своё зерно".

Поспешная женитьба

В конце 1576 года Джон Шекспир столкнулся с существенными финансовыми трудностями, которые, в конечном итоге, положили конец обучению Уильяма и потребовали, чтобы он оказал помощь отцу в его торговле. Затем в 1582 году, в возрасте 18 лет, Шекспир добавил свою лепту к трудностям, переживаемым семьёй, вступив в близкие отношения с молодой женщиной 26 лет, дочерью уважаемого йомена из Шоттери, жившего в миле от Стратфорда. Женщина, которую звали Энни Хатавэй. забеременела и ему пришлось на ней жениться. Помимо разницы в возрасте, в этом не было ничего необычного, принимая во внимание обычаи того времени. Однако она не принесла никакой собственности в семью Шекспира, кроме небольшого приданого.

По той или иной причине, не особенно загадочной фигуре Энни Хатавэй придавали весьма романтичный оттенок. Однако реальность была, скорее всего, довольно прозаической. Создаётся впечатление, что Энни практически ничем особенно не отличалась. Как и большинство женщин её класса она не умела ни читать ни писать и, вполне возможно, что она была довольна ролью домохозяйки и матери, сидящей дома, в то время, как сё муж работал в Лондоне. Она, кажется, не придавала особого значения его сердечным увлечениям - Шекспир не был беспутным и разгульным человеком, однако и добродетельным его никак нельзя было назвать. Единственное, что можно о ней сказать - Шекспир сделал её "честной женщиной".

Сюзанна - первый ребёнок Уильяма и Энни была крещена в мае 1583 года, а ещё через 20 месяцев родились близнецы, названные в честь крестных родителей Хэммет и Джудит. Быстро растущая семья Шекспиров, теснившаяся в доме на Хенли Стрит, испытывала серьёзные денежные затруднения. Наверное, именно для того, чтобы вырваться из этого замкнутого круга Уильям Шекспир в 1580-х годах покинул Стратфорд и в одиночку отправился в Лондон.

В поисках счастья в Лондоне

Мы не знаем точно, поехал ли Шекспир в Лондон с намерением стать актёром. Может это было и так, у Шекспира было достаточно возможностей полюбить театр, даже без его склонности к поэзии. Историк Д-р А.Л. Раузе отмечает: "Драма в различных её формах была тогда национальным времяпрепровождением". Классические пьесы ставились в школах с образовательными целями, гильдии ремесленников разыгрывали средневековые волшебные представления во время главных церковных праздиков, каждая община устраивала шествие ряженых на Рождество и по другим праздникам, и Стратфорд не был исключением.

Летом в Стратфорд заезжали странствующие театральные труппы, путешествующие под покровительством какого-нибудь знатного господина или же самой королевы. Покровительство было необходимо труппам, дабы не быть арестованными и брошенными в темницу за бродяжничество, однако такое покровительство также придавало им и своеобразный придворный блеск в глазах степенных провинциалов Стратфорда. В 1569 году, в будущность Джона Шекспира Судебным Приставом, актёрам труппы под покровительством королевы уплатили за их представление 9 шиллингов. В1587 году не менее пяти театральных трупп посетили Стратфорд и, по меньшей мере, у двух из них было недостаточно актёров. Мы не можем неоспоримо доказать это, но, вполне возможно, что Уильям Шекспир присоединился к одной из этих трупп, вероятнее всего к труппе под покровительством Лорда Лестера, во время их тура, конечным назначением которого был Лондон.

Лондон, в котором Шекспир надеялся найти славу и состояние, был быстро растущим городом с населением достигавшим 200.000. Новые заведения возникали в пригородах к северу от стен города и к югу от реки. Именно здесь - в пригородах, сравнительно не обременённых правительственным контролем искали развлечений горожане.

Первое здание театра было построено в районе Финсбури Филдс, на пути в Шоридич в 1576 году и было названо с замечательной прямотой и простотой "Театр'.'По приезду в Лондон, Шекспир присоединился к труппе этого театра под руководством актёра-менеджера Джеймса Бербиджа, по приданию, ему пришлось начинать из самых низов, выполняя лакейские поручения, прежде чем ему было позволено появиться на сцене.

Потерянные годы

Мы почти ничего не знаем о ранней карьере Шекспира. По словам Джона Обри (1681) "он был в свои молодые годы учителем в деревне". Возможно он служил при семье Хутон, когда умер Александр Хутон, в своём завещании он упомянул какого-то Уильяма Шексхафта, судя по тексту -"актёра"Первое упоминание о нём в Лондоне относится к 1592 году, как о"Вороне - выскочке", кто "в своем собственном тщеславии есть единственный Потрясатель сцены в стране" (игра слов: Shake = трясти, Shake-scene = Потрясатель сцены).

Актёр - драматург

Прибытие Шекспира в Лондон совпало со своеобразным взрывом в области театрального творчества. Целый ряд блистательных экспериментаторов - Лили, Пил, Грин, Кид явили миру в 1580-х годах множество выдающихся комедий и трагедий, а после премьеры трагедии Кристофера Марлоу "Тамерлан Великий" в 1587 году стало абсолютно ясно, что появилась новая форма искусства. Театр находился в авангарде новой культуры Возрождения при дворе и располагал безоговорочной, хотя и не одинаково великодушной поддержкой самой Королевы. Пшвным событием в актёрском году, и в самом деле, было Рождество, когда успешные труппы могли надеятся на выступление при дворе.

Первые сочинители пьес были, в большинстве своём, джентельменами с университетским образованием. Начавший свою карьеру скромным актёром, Шекспир продолжил её начав писать пьесы, и, тем самым, в некотором роде, разрушил устоявшийся стереотип того времени. Однако рынок был на стороне профессионала, так как спрос рос значительно быстрее, чем джентельмены-драматурги могли его удовлетворить. Подсчитано, что к 1600 году в театрах работало около 20 драматургов, каждый из которых писал по две-три пьесы ежегодно.

Эти качества были ему необходимы, так как не было недостатка в соперничестве, особенно со стороны Кристофера Марлоу вплоть до его смерти в результате пьяного скандала в Дептфорде в 1593 году.

Первые из написанных Шекспиром пьес были исторического характера и следовали структуре, выработанной другими авторами. Пьеса "Генрих IV", написанная в 1590 году была поставлена в театре "Роза" 3-го марта 1592 года, возможно, сам автор исполнял одну из ролей. Затем, в 1593 и 1594 годах он заставил говорить о себе двумя длинными повествовательными поэмами - "Венера и Адонис" и "ПохищениеЛукреции", которые поставили его на равную ногу с имевшими университетское образование придворными поэтами. Эти поэмы пользовались огромным успехом и обеспечили Шекспиру покровительство одного из наиболее блистательных молодых аристократов того времени - эрла Саутхэмптонского. Под покровительством эрла Саутхэмптонского он написал некоторые из своих наиболее беззаботных и волшебных творений, а кульминацией можно считать великолепную патриотическую трагедию "Генрих К"(1599).

Шекспир в Лондоне

Лондон, в который молодой Шекспир прибыл незадолго до наступления 1591 года, был сияющим примером достижений Елизаветинской эпохи. Победа над Испанской Армадой в 1588 году, освободившая Англию от страха перед нашествием, была причиной одного из тех замечательных моментов эйфории, время от времени захватывающих отдельных людей и целые нации. Королева Елизавета I - Пюриана правила с истинным величием. Фрэнсис Дрейк наводил ужас на испанских мореплавателей,Уолтер Рели блистал при дворе. Великолепные особняки - Бергли.Лонглит. Хардвик возводились в сельских поместьях. Художники, музыканты, поэты блистали разнообразием талантов. В это волнующее время жили и работали такие выдающиеся люди как Бёрд и Доулеид. Бойко и и Спенсер, Марлоу и Шекспир.

Сердцевиной этой блистательной динамичной культуры был центр Лондона - Сити, всё ещё окружённый средневековыми стенами и доминируемый крепостью Тауэр на востоке и парящим шпилем собора Св. Павла на западе. Между этими двумя ориентирами горизонт поблёскивал башнями и неисчислимыми церквями, а северный берег окаймляли укреплённые дома знати. Реку пересекал один единственный мост Лондон Бридж - одно из чудес эпох Средневековья и Возрождения, его арочные пролёты охранялись сторожками и прерывались подъёмными мостами. Он был нагружен многоэтажными домами, чьи трубы выбрасывали дым. в то время как богато украшенные башни выставляли небу напоказ позолоченные флюгеры.

Лондон был богатым городом и становился богаче с каждым годом. Уже будучи одним из крупнейших портов в Европе, он быстро развивался как центр банков и коммерции, в 1568 году Сэр Томас Грэшам основал то, что впоследствии приобрело известность как Королевская Биржа. Это был город резких контрастов, где богатые и бедные боролись за место под солнцем, строжайшие пуритане жили в соседстве с бесстыдными домами терпимости, где крайности набожности и преступности процветали плечом к плечу. Некоторые драматурги, такие как Бен Джонсон в своей пьесе "Варфоломей Прекрасный", были заворожены сценами из жизни обездоленных. Шекспир, хотя никогда не боялся обращаться к этой теме - например в характере Автоликуса в "Зимней Сказке" - всё же преследовал более крупные темы.

Театр Елизаветинской эпохи

Театр в последней четверти XVI века не был развлечением исключительно для высших классов - напротив, он был просто поразительно всенародным увлечением. Представления, кроме особых заказных, давались большей частью под открытым небом, за исключением зимнего времени, когда они переносились в помещения. Публика, достигающая нескольких сотен, а иногда и более тысячи, плотно набивалась в центральной "яме", а также на галереях по сторонам. В результате зловоние иногда было ужасающим. "Их дома протапливались каждый день после полудня Смрадом, который так сливался в толпе с парами зловонного дыхания, что когда они выходили наружу их лица выглядели, как будто их сварили" (Томас Дэккер).

Стоячие места, за пенни каждое, занимали простые люди с улиц Лондона. Для того, кто не хотел стоять с "чернью", "если он пожелал сидеть, он входит через другой вход и платит на пенни больше, а если он пожелает сидеть на самых удобных мягких местах, на которых не только ему все хорошо будет видно, но и он будет хорошо виден, то ему следует доплатить ещё одно английское пенни и войти через третью дверь". Эти лучшие места располагались на галереях, а самые дорогие места находились прямо над сценой, откуда богатей того времени могли продемонстрировать своё превосходство, комментируя по ходу происходящего внизу действия.

Сцена представляла собой более или менее открытую платформу, выступающую в зрительный зал, без занавеса и декораций. Артисты обходились минимальным количеством реквизита, только ведущие актёры выступали в специальных костюмах. Женские роли исполнялись мальчиками. Было множество захватывающих сцен с действами - такими как дуэли, битвы, танцы и явления призраков, но, в основном, пьеса должна была производить эффект своим языком.

Именно здесь лежит ключ к пониманию огромного интереса к театру в эпоху Елизаветы. Этот театр полагался не на иллюзии и массовые сцены, а на язык, или, скорее, на поэтический язык, расширяя горизонты сознания и эмоций зрителей, в то время, когда английское сознание и английский язык принимали новые, более прогрессивные формы. Поразительно смешанная публика, посещавшая театры "Глобус", "Роза", "Лебедь" и другие, не могла бы, конечно же, объяснить свой интерес в подобных выражениях, они шли в театр, чтобы смеяться, плакать и апплодировать - а главное, чтобы слушать стихотворную речь.

Хорошие и плохие листы

Пьесы Шекспира писались для немедленной постановки его компанией и часто изменялись во время представления. Каждому актеру давали написанный от руки сценарий, содержащий только его строки. Компания публиковала полный сценарий только в том случае, когда требовалось собрать деньги. В некоторых случаях люди, надеющиеся получить лёгкий доход публиковали пиратскую копию, написанную по памяти. В них содержались различные варианты и отклонения от Первого Экземпляра и они назывались "плохими листами".

Театр "Глобус"

Труппа Бербиджа, к которой присоединился Шекспир по приезду в Лондон, должна была в 1599 году перебраться на южный берег, где они построили первый театр "Глобус", используя материалы старого здания районе Финсбури Филдс. Финансировалось это предприятие акциями, распространяемыми среди ведущих актёров театра. Шекспир принял предложение и стал владельцем одной восьмой "Глобуса"-"славы южного берега".

Новый театр сразу же завоевал успех. Одной из первых пьес поставленных в этом театре стал Шекспировский "Юлий Цезарь", как нам стало известно из записок Томаса Платтера, швейцарца из Базеля, посетившего Лондон в 1599 году. "Сентября 21 после обеда, примерно в 2 часа, я и мои спутники пересекли реку и там, в доме с соломенной крышей, стали свидетелями замечательного представления трагедии из жизни первого императора Юлия Цезаря".

Только одно изображение, или скорее набросок, первого театра "Глобус" сохранилось до нашего времени. Он был сделан Джоном Норденом в 1600 году как часть диаграммы изображающей Лондон с высоты птичьего полёта. Многое о нём мы узнали из описаний, таких, как то, сделанное Бэном Джонсоном, написавшим "ограждённое канавой и выкопанное в болоте". Саутварк всё ещё оставался, по большей части, сельским районом, часто затапливаемым неконтролируемыми приливными водами реки Темзы.

Финансовое вложение, сделанное Шекспиром демонстрирует его растущую независимость от эрла Саутхэмптона. Подобная независимость была также необходимой, по причине того, что порывистость и горячность эрла втянула его в опасные политические махинации, в особенности после1598 года: в 1601 году он был близким соратником Эрла Эссекского в безумной и потерпевшей крах попытке государственного переворота. Было ясно, что Шекспир нуждался в собственной независимости.

отражение в мрачных и ургюмых тонах "Гамлета", в горечи "Тролия " и "Крессиды ". Однако, новый монарх принёс новые надежды, и Шекспир использовал свой опыт смутного времени при создании великолепных трагедий, размышляющих над судьбами людей - "Отелло", "Король Лир" и "Макбет". Написанием этих пьес Шекспир, можно сказать, покорил вершину поэтических достижений.

Ричард Бербидж (1573-1619)

Вместе с Шекспиром Бербидж сформировал труппу "Игроки лорда Чемберлена" и основал театр Глобус. В 1602 году, когда Бербидж исполнял роль Ричарда III, влюблённая театралка по свидетельствам попросила Бербиджа прийти на свидание под именем Ричарда III. Шекспир, подслушав "упредил его... и был уж там вперёд него", когда пришёл Бербидж, Шекспир "просил передать, что Вильгельм Завоеватель был прежде Ричарда III".

Первый театр "Глобус" просуществовал с 1599 по 161З год, во время представления Генриха VIII разразилась трагедия. Свидетель так описывает произошедшее: "При пальбе из некоторых пушек бумага ... загорелась на соломенной крыше, откуда ... огонь распространился внутрь и вокруг моментально, поглотив меньше чем за час всё здание до земли ... только у одного мужчины загорелись штанины и они наверное опалили бы его ... если бы он не затушил их элем из бутылки". Второй "Глобус" был построен по тому же плану, что и предыдущий, но на этот раз компания заказала черепичную крышу.

Хотя Шекспир завоевал славу и состояние в Лондоне, он похоже никогда не переставал считать себя сыном Стратфорда. В ранние годы он приезжал домой, когда актёры "отдыхали", в особенности, когда театральные будни прерывались нашествием чумы. Он вкладывал растущие сбережения в родной город, вместо того, чтобы вложить их в Лондоне; особенно значительным вложением была покупка особняка "Нью Плэйс" в 1597 году, подобный значительный шаг даже в те, далеко не сентементальные времена, должен был завоевать для Шекспира титул "местного юноши из которого вышло нечто путное". В предыдущем 1596 году он добился для своего отца присвоения знака коммерческого успеха и социального статуса Тюдоровской эпохи - фамильного герба. Шекспиры процветают!

Единственный сын Шекспира Хэммет умер в 1596 году. Шекспир-отец писал в то время в "Короле Джоне":

Его уж. нет, и только скорбь живёт 
В его покоях, спит в его постели, 
Преследует меня, как тень, 
Его черты рисует, вторит его словам,
Напоминает мне о прелести его, 
Со

бою заполняет опустевшие одежды. Судьба казалось предопределила быть великим только одному Шекспиру. Брат Шекспира Эдмунд, моложе его на 16 лет последовал за ним в Лондон в надежде добится признания как актёр, поселился неподалёку от театра "Глобус" но умер в 1607 году в возрасте всего лишь 27 лет и был погребён утром в канун Нового Года.

а младшая менее удачно - за пьяницу. Дом Д-ра Холла сохранился в Стратфорде до наших дней, под неудивительным названием "Холлз Крофт", обставленный для приёма больных почти в том же виде, как его знали доктор и его жена. Судя по всему, Шекспир покровительствовал Сюзанне и её мужу, так как он оставил им большую часть своего состояния и практически наказал им присматривать за его вдовой.

Последние Годы

К 1603 году - году смерти Королевы Елизаветы I, Шекспир уже занимал место ведущего поэта и дрматурга своего времени. По вступлении короля Джэймса на престол, шекспировская труппа "Игроки лорда Чемберлена" была переименована в "Королевских Игроков". Драматург был теперь слугой короля и располагал влиянием, и к 1603 году, ко времени шествования в Королевской процессии в качестве члена королевской свиты, он, по всей вероятности, почти полностью оставил актёрство.

Примерно в это время изменилась и театральная мода, теперь предпочтение отдавалось более изощрённым представлениям даваемым не под открытым небом и расчитаным на небольшое количество более просвящённых зрителей.Такие представления приносили гораздо большую прибыль и неудивительно, что Шекспир стал вкладывать в них деньги и писать для них. Влияние нового театра особенно хорошо заметно в пьесе "Буря" с её блестящей рыцарской магией, однако некоторые исследователи отмечают усталость в поздних творениях Шекспира.

В 1613 году Шекспир удалился от дел в свой особняк "Нью Плэйс" в Стратфорде. Здесь он отдыхал, будучи значительной фигурой в той местности и продолжая поддерживать связь, по крайней мере, с некоторыми из своих лондонских друзей. По преданию визит Бэна Джонсона и другого поэта Майкла Драйтона послужили причиной смерти Шекспира, они в троём придались "слишком весёлой вечеринке" в "Нью Плэйс" в результате которой Шекспир "умер от лихорадки, там подхваченной". Он умер в свой день Рождения 23 апреля 1616 года и был погребён в церкви Св.Троицы в Стратфорде, где несколько лет спустя был возведён монумент работы скульптора Джерарда Джэнсона.

матери Сюзанны. Сама Энни получила по завещанию его "вторую лучшую кровать и мебель"такое распоряжение само по себе некоторые, желавшие поспорить за Энни, сочли оскорблением. Энни умерла в 1623 году.

Спустя семь лет после смерти Шекспира, актёры Джон Хеммидж и Генри Конделл собрали 36 из его пьес и опубликовали их в одной книге. Это был, так называемый "Первый фолиант", раннее, но неоспоримое собрание сочинений Шекспира.

Воспроизводя картину прошлого

Сегодняшние учёные, археологи и мастера объединились в своих усилиях, чтобы мы могли увидеть Шекспировские пьесы, в том виде, в котором они впервые были представлены. Интерьер театра "Лебедь" в Стратфорде воспроизводит облик театра Шекспировских времён, а в Ридженс парке в Лондоне каждое лето даются представления под открытым небом, однако самой точной копией является третий театр "Глобус" в районе Бэнксайд в Лондоне. Он открылся для представлений в 1998 году и является плодом детальнейшего археологического исследования, объединённого с научным анализом литературных и графических свидетельств.

Новый "Глобус" является точной копией своих предшественников не только в дизайне, но и в методах, использованых при его строительстве - строители даже воспроизвели средневековые инструменты, чтобы выполнить эту работу. В основе фундамента находятся траншеи, заполненые грубым известняком добытым из Темзы. Двадцать огромных дубовых брёвен формируют каркас, внутри которого установлены рамы и стойки меньшего размера. Тонкие дубовые рейки прибиты гвоздями к основному деревянному каркасу, а рейки в свою очередь соединены и покрыты штукатуркой, сделанной по старинному рецепту из песка, гашёной извести и шерсти животных. Все стены в конечном итоге покрыты раствором белой извести.

меньше всего и они наиболее противоречивы. В центре задней стены есть ниша, прикрытая портьерами, по сторонам которой находятся два дверных проёма. Над сценой расположен балкон, а всё это покрыто огромной крышей, которую впереди поддерживают две массивные колонны. Потолок над сценой - Небеса -богато украшен солнцем, луною, знаками зодиака и "божестенно освещённым облаком, за центральной панелью коего скрывается потайная дверца".

Сэм Вонамэйкер (1919 - 93)

Сегодняшний театр - плод представлений и предприимчивости одного человека. Это Сэм Вонамэйкер - молодой американский актёр, посетивший Лондон в 1949 году, он был поражён узнав, что единственным свидетельством шекспировского театра "Глобус" была "потемневшая бронзовая дощечка на стене пивоваренного завода". Создание более подходящего мемориала, точной копии исторического здания - стало целью его жизни. Ко времени его смерти его концепция, хотя и не завершённая, имела все шансы быть претворённой в жизнь.

Наследие Шекспира

существование забытых до того пьес, из которых Шекспир заимствовал свой материал или которые он переработал на свой лад. Критики начали злорадное разрушение кумира, приписывая некоторые из его работ одному источнику, некоторые - другому и изменяя порядок и хронологию событий в соответствии с собственными предпочтениями и убеждениями. В последнее время имел место возврат к сдержанности.

несомненно, заимствовал из работ других авторов и, даже почти полностью копировал некоторых поэтов, он не делал это более, чем любая другая творческая личность, работающая и живущая в его культурной среде. Точно так же недостатки в его работах могут быть объяснены той спешкой, с которой ему приходилось писать, и непрекращающимся давлением постановочных сроков, а не множественным авторством и урывочным сочинительством.

Необходимо помнить, что Шекспир не был одним из тех творцов, которые непрерывно работают над одним шедевром, полируя и улучшая его до абсолютного совершенства. Напротив, своим неиссякаемым талантом, многосторонностью и разнообразием он выразил лучшие черты человечества в одном лице. В его пьесах отображены все стороны людской жизни, её величие и её падения, одинаково выраженные в триумфах и недостатках его стиля.

Однако правда то, что он никогда не был бы так велик, если бы он являлся всего лишь зеркалом, отражающим события происходящие вокруг него. Его картины людской жизни так много значат для людей, потому, что жизнь много значила для самого Шекспира. Писал ли он об истории или же о любви, создавал ли он комедии или трагедии - все описываемые им события полны значения, смысла и ценности. Он видел жизнь как она есть, со всем её уродством и хаотичностью, как и с её красотой, но его гений состоял в том, что он увидел порядок за этим хаосом и выразил увиденное в стихах бессмертной красоты.