Пискунова С.И.: Элоиза (1101 - 1164 )

ЭЛОИЗА (1101 - 1164)

ЭЛОИЗА (1101 - 1164 ) - ученица, возлюбленная и тайная жена Пьера Абеляра, о несчастной любовной связи с которой он повествует в «Истории моих бедствий». Одним из поводов к бесчисленным испытаниям, из которых в изложении Абеляра, состояла его жизнь, стала его связь с Элоизой. После того, как Абеляр соблазнил свою ученицу (он проник в дом дяди Элоизы каноника Фульбера под видом домашнего учителя) и она родила ему сына, он был вынужден жениться на ней по требованию Фульбера. Однако затем он заставил Элоизу постричься в монахини. Фульбер в отместку нанял палачей, которые и проникли ночью с спальню Абеляра. Об этом своем «бедствии» и об обстоятельствам, которые ему предшествовали, Абеляр - в своей автобиографии сообщает глухо, сгороговоркой.

относят переписку к 1132-1135-м гг.). Письма Элоизы к Абеляру и его - к ней сохранились в списках, самый ранний из которых датируется рубежом ХIII-ХIV веков. Это заставило некоторых исследователей высказывать предположения о том, не сочинены ли были эти письма кем-то после смерти Элоизы и Абеляра - по следам легенды, сложившейся об их любви? Но ни один из писателей Средневековья, сколь бы гениален он ни был, не смог бы изобразить искренность и неподдельность чувства, которым дышат письма Элоизы к «мужу и возлюбленному», уклончивость и эгоцентричность его ответов.

обители Параклет заново просматривает страницы своей жизни, смысл которой заключается в одной любви к Абеляру. Причем эта любовь в ее сознании не отделима от любви к Богу. Поэтому она не находит в своих поступках и мыслях ни греха перед Господом, ни вины перед мужем. При этом Элоиза опирается на разработанное самим Абеляром учение о грехе: грех - не столько деяние, сколько побуждение к деянию. Все поступки Элоизы, само ее «грехопадение», были продиктованы самоотверженной любовью к Абеляру. А теперь ее помыслы сосредоточены только на том, чтобы продолжать принадлежать ему всецело уже в плане духовного общения. Полнимая, что Абеляра соединяла с ней "не столько дружба, сколько вожделение, не столько любовь, сколько пыл страсти", Элоиза в письмах продолжает взывать в его чувству "великого долга" перед ней, отказавшей ради него от самое себя ( "разлученная с самой собой" - формула ее пожизненного состояния ), долга, и следов которого не отыщется в автобиографическом самооправдании знаменитого философа.

Письма Элоизы соединяет в себе живое человеческое чувство и ее читательский опыт ( так и Татьяна Ларина пишет Онегину на языке любовных романов того времени). В письмах Элоизы, адресованных "единственному" "возлюбенному", "мужу","отцу", "брату" и "господину", использован весь запас словесных формул и стилевых клише, накопленный латиноязычной эпистолографией. Ведь Элоиза была одной из самых образованных и интеллектуально одаренных женщин своего времени. Она. знала не только латынь, но и древнегреческий, изучала древнееврейский, была начитана как в Священном Писании, так и в круге античных авторов, известных тому времени, в частности, в Овидии - авторе "Искусства любви" (его творчество заново открыли себя образованные европейцы XII века). Элоиза также частно сознательно или спонтанно цитирует Ветхий Завет: так, в Первом письме она уподобляет себя Суламифи из "Песни Песней", а своего возлюбленного - царю Соломону, а то и самому Иисусу Христу ( христианские авторы трактовали эту древнееврейскую свадебную песнь как аллегорию брачевания Суламифи-Церкви и Соломона-Христа Элоиза и в любви ищет путь к Богу, в глубине души сохраняя надежду на его милость.

Именно переписка Элоизы и Абеляра ( а не наоборот!) способствовала возникновению вокруг их имен, легенды. В ней, рассказывалось и о том, как тело Абеляра, согласно его завещанию, было захоронено в Параклете, а, когда тринадцать лет спустя его гробницу вкрыли, чтобы положить туда тело Элоизы, Абеляр раскрыл свои объятия, чтобы принять в них супругу ( в настоящее время могила Абеляра и Элоизы находится на парижском кладбище Пер-Лашез ). Средневековое сознание не могло не приписать Элоизе вины в оскоплении Абеляра, чему свидетельство - строки знаменитой баллады Ф. Вийона о Дамах былых времен ("Где Элоиза, всех мудрей, Та, за кого был дерзновенный Пьер Абеляр лишен страстей...?"). И все же в веках Абеляр и Элоиза остались как пара влюбленных, ставших жертвой своей трагической страсти, - в одном ряду с Тристаном и Изольдой, Геро и Леандром, Ромео и Джульеттой.