Б.И.Пуришев. Ганс Сакс

Б.И.Пуришев. Ганс Сакс

САКС Ганс [Hans Sachs, 1494—1576] — наиболее значительный немецкий поэт-мейстерзингер. Р. в Нюренберге, в семье портняжного мастера. До 15 лет посещал местную латинскую школу, в 1509 был отдан в обучение к сапожнику. У ткача-мейстерзингера Лингарда Нунненбека усвоил первые правила стихосложения. С 1511 до 1516 в качестве сапожного подмастерья странствовал по Германии, по пути посещая различные мейстерзингерские школы. В 1514 в Мюнхене С. сочинил свою первую мейстерзингерскую песнь. Вернувшись в Нюренберг, он сдал в 1516 свою пробную работу (Meisterstuck), предусмотренную цеховыми регламентами, и стал мастером башмачного дела. С развитием реформации С. решительно примкнул к реформационному движению; в 1523 приветствовал М. Лютера в стихотворении «Die Wittenbergisch Nachtigall» (Виттенбергский соловей). В защиту реформации он написал ряд произведений, в том числе сатирические антипапские стихи, к-рые своей резкостью вызвали даже недовольство нюренбергского городского совета. Последний предписал С. «заниматься своим ремеслом — шитьем сапог и воздерживаться впредь от сочинения каких-нибудь книжечек и стихов» Сакс однако продолжал свою творческую деятельность, воздерживаясь все же по возможности от всего слишком резкого и нарушающего общественное «благочиние». В течение долгого времени он возглавлял нюренбергскую школу мейстерзингеров.

Лит-ное наследие С. огромно. В 1567 он произвел подсчет всего им написанного (в стихах «Valete») Согласно этому подсчету из-под его пера к указанному времени вышли: 4 275 мейстерзингерских песен, написанных на 275 мелодий, из к-рых 13 явились его оригинальным созданием (см. «Мейстерзанг»), 208 пьес для театра — комедии, трагедии и «масляничные представления» (см. «Фастнахтшпиль»); около 1 700 стихотворений, написанных в форме шпруха (рифмованными двустишиями), — шванки, басни, аллегории и пр.; множество духовных и светских песен, переложения псалмов, семь диалогов в прозе и т. д., всего 6 048 названий. После 1567 написано уже сравнительно немного произведений С. В общей сложности им написано около полмиллиона стихотворных строк. Особенного мастерства он достиг в своих стихотворных шванках, а также в многочисленных «масляничных представлениях», к-рые под его пером превращаются в ярчайшее явление немецкой театральной жизни XVI в.

новелл, фацетий, шванков и басен, памятники народной лит-ры, исторические хроники, описания путешествий, сочинения по естествознанию подсказывали С. сюжеты и темы его произведений. При этом он охотно разрабатывал один и тот же сюжет в различных поэтических формах (мейстерзингерская песнь, шпрух, комедия). Но, разрабатывая темы, взятые из мировой истории, С. не обнаруживал большого исторического чутья. Все события прошлого, на манер ксилографов позднего средневековья, он вправляет в раму современного ему немецкого быта. Его древний Рим крайне напоминает Нюренберг XVI в., а римляне и греки — сограждан поэта-мейстерзингера. Зато там, где Сакс рисует сценки, из окружающей его жизни, он достигает большой художественной виртуозности. Германия XVI в. нашла в нем своего талантливого бытописателя. Пестрая жизнь города и деревни, лукавые проделки школяров и ландскнехтов, простоватость крестьян, трудолюбие ремесленников и мн. др. изображаются им очень живо и просто, с мягким добродушным юмором. Он любит свой родной город и гордится им. Он слагает в честь него рифмованные «похвальные слова» (Lobspruche), в к-рых неторопливо описывает жизнь Нюренберга, его богатство и благоустроенность. В ряде стихотворений он знакомит читателя со своим домашним бытом, с наивной гордостью зажиточного бюргера перечисляя предметы своего домашнего обихода. Он ценит мир и тишину. Он за незыблемые устои крепкой бюргерской морали. Вместе с тем С. уже видит намечающийся упадок ремесла и горько сетует на купцов и промышленников, разоряющих бедного кустаря.

По своей художественной манере С. во многом еще продолжает традиции средневековой бюргерской лит-ры (аллегория, подчеркнутый дидактизм, ряд приемов, восходящих к куртуазной поэзии аллегорическое введение в дидактическое стихотворение, и пр.), но он уже зорко присматривается к достижениям лит-ры европейского Возрождения и стремится частично эти достижения привить современной немецкой бюргерской лит-ре. Подобно своему современнику художнику Л. Кранаху он переплетает элементы Ренессанса с элементами бюргерской готики. Его излюбленный стих — традиционный книттельферз (см.), к-рым в XVIII в. воспользовался Гёте (при написании 1-й части «Фауста») высоко ценивший творчество С. (см. его стих. «Hans Sachsens poetische Sendung», 1776). Р. Вагнер вывел С. в своей музыкальной комедии «Нюренбергские мейстерзингеры».

Шуточный рассказ, перев. Д. Минаев, см. «Немецкие поэты в биографиях и образцах», под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877 (здесь и краткий биографич. очерк).

II. Ranisch S., Historisch-kritische Lebensbeschreibung Hanns Sachsens, Altenburg, 1765; Schweitzer C., Un poete allemand au XVI-e siecle, etude sur la vie et les ?uvres de H. Sachs, Nancy, 1889; Thon F. W., Das Verhaltnis des Hans Sachs zu der antiken u. humanistischen Komodie, Diss., Halle a. S., 1889, Goetze E., Hans Sachs, Bamberg, 1890; Drescher K., Studien zu Hans Sachs, 2 Tle, Marburg, 1890—1891; Genee R., Hans Sachs und seine Zeit, Lpz., 1894; 2-te durchges Aufl., Lpz., 1902; Eichler F., Das Nachleben des Hans Sachs vom XVI bis ins XIX Jahrhundert, Lpz. 1904; Geiger E., Hans Sachs als Dichter in seinen Fastnachtspielen im Verhaltnis zu seinen Quellen, Halle, 1904; Kaufmann P., Kritische Studien zu Hans Sachs, Breslau, Diss., 1915; Zion A., Stoffe u. Motive des Hans Sachs in seinen Fabeln u. Schwanken, Wurzburg, Diss., 1924.

Б. Пуришев