Садовская И. Г. Методические указания по курсу "Жанровая система Средневековья".

Садовская И. Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов – магистров 1 года обучения

по курсу «Жанровая система Средневековья»

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории и истории мировой литературы

Ростов-на-Дону, 2003

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ.

Протокол № 7 от 19. 05. 03 г.

Ответственный за выпуск – доц. Григорьева Е. В.

http://open-edu.sfedu.ru/pub/1196

Жанровая система Средневековья

Методические указания адресованы студентам-магистрам факультета филологии и журналистики отделений русской и романо-германской филологии и призваны помочь ориентироваться в проблемах становления основных жанров литературы.

Трудность данного курса определяется не только отдаленностью и протяженностью изучаемого периода, так как речь идет о столетнем временном промежутке (с V - XVвв), но и с особым пониманием жанра, характерного для эпохи Средневековья. Следует отметить, что жанр был тесно связан с литературным направлением, формировался и развивался внутри него. Вместе с тем наблюдалась и диаметрально противоположная тенденция: взаимовлияние различных жанровых образований.

В рамках курса рассматриваются основные жанры эпохи: видение, исповедь, эпос, роман и другие. 

Студенты слушают курс лекций, работают на семинарах и читают доклады по предложенным темам, по окончанию учебного года сдают экзамен.

Учебники и учебные пособия

1. История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение. Под ред. В. Жирмунского. М., 1987.

2. История всемирной литературы. М., 1984.

4. История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1.

5. История французской литературы. М., 1946. Т. 1.

6. Зарубежная литература средних= веков. Хрестоматия. М., 1974-1975. Т. 1-2. 

Научная литература

1. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

5. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

6. Гергей Е. История папства М., 1999.

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1991.

8. Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987.

9. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

10. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е М., 1984

11. Гуревич А. Я. О соотношении народной и ученой традиции в средневековой культуре (Заметки на полях Жака Ле Гоффа). / Французский ежегодник 1982. М., 1984.

12. История всемирной литературы. Т. 2. М.,1984.

13. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

14. Проблема жанра в литературе Средневековья. «Наследие», 1994.

15. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Темы докладов.

1. Жанр «книги» в средневековой литературе.

3. Феномен “бестиария”.

4. Споры о жанре: современные представления в отечественной и зарубежной филологии.

Клерикальная литература

В рамках данного курса из всех многочисленных жанров клерикальной литературы мы будем останавливаться только на жанре видения.

Как богословский жанр видение вместе с проповедью обладало назидательностью и помогало священнику воздействовать на паству: устрашающие картины загробного мира (ада) служили яркой иллюстрацией платы за грехи. Кроме того, именно жанр видения разрабатывает проблему «малой» и «большой» эсхатологии, а попытка ее решения привела к разработке идеи чистилища.  

Жанр видения можно охарактеризовать как пограничный, поскольку он занимает промежуточное положение между богословской и собственно художественной литературой. Его формирование происходит на стыке двух традиций: библейской (сюда можно включить как саму библию и книги пророков, так и откровение Иоанна и раннехристианскую литературу) и античной.  

Обычной формой описания загробной жизни в средние века был рассказ о человеке, который чудесным образом оказывался в мире ином, после чего возвращался к жизни и открывал окружающим виденное им «там». Это загробное странствие делалось возможным вследствие смерти, а рассказ о нем благодаря вознесению. Предпосылками развития жанра было, с одной стороны, особая черта средневековой ментальности – относительная размытость границы, разделяющей жизнь и смерть, с другой - уже существовавшие в античной литературе стереотипы, описывающие посещение героями царства мертвых. Итак, сюжет видений, построенный на рассказе о смерти и воскресении, является трансформацией одного из древнейших мифологических мотивов.

Необходимо разграничить два вида видений: вкрапления в сочинения исторического или агиографического характера (например, «Диалоги» Григория 1; «Церковная история народа англов» Бэды Достопочтимого) и собственно видения, чей сюжет исчерпывается историей посещения загробного мира (одно из ранних произведений «Видение Баронта»).

По мере развития жанра формируется ставшая впоследствии традиционной и символической система образов: появляются некоторые ценностно окрашенные координаты (верх и низ, восток и запад, правая и левая стороны); посмертный суд над душой, во время которого ангел может читать книгу (этот мотив восходит к «Откровению» Иоанна); мост через поток; благоухание и песнопения рая, которым противостоит огонь ада. Постепенно складываются и пространственно-временные признаки жанра. Пространство активно расширяется, детализируется (подробно описывается, например, верхний и нижний ад), оставаясь при этом дискретным, разрозненным. Соединяет все его части воедино хронотоп пути. Время в видениях, как правило, ориентирует читателя на настоящий, текущий момент, однако само существование ада и рая проецировано в вечность.

Жанр видения оказал значительное влияние на развитие литературы Средневековья и Возрождения.

Феномен «Исповеди» Августина

«Исповедь» Августина (354-430) появилась на стыке двух эпох – античной и раннехристианской. Главный вопрос, который интересовал автора, можно сформулировать так: как человеку осуществить путь к Богу. Прежде чем размышлять об ответе Августина, следует понять особость трактовки личности в религиозном сознании. По Бахтину, существует два типа «отношения Я к самому себе»: религиозный и эстетический. Причем «Я религиозное», направлено всегда на Бога («не –«Я») и лишено всего личного, т. е. речь идет не о самоописании и самопознании, а о познании Бога. Как известно, различается и само понимание исповеди как конфессиональное и культурное. Последнее предполагает не столько откровенное признание и уж, конечно, не осуждение собственных ошибок («молитвенную рефлексию», по Бахтину), сколько установку на самопостижение, склонность к самоанализу, как это формулирует ХХ век.

Если понимать исповедь как рассказ о себе, неизбежно сравнение этого жанра с автобиографией. Автобиография –описание своей жизни, в основе которой лежит работа памяти (именно это отличает ее от б и о г р а ф и и, реконструирующей печатные и архивные источники). Жанр автобиографии близок м е м у а р а м: их роднит сосредоточенность на психологических переживаниях, мыслях и чувствах автора.

Бахтин указывал на глубокое историческое различие между «самоотчетом-исповедью», образец которой он находил у Августина, и автобиографией. В первую очередь, исповедь предполагает выход за пределы собственного «Я» («Я», обращенное к Богу, не – «Я»), за пределы только личного, в то время как автобиографизм сосредоточен на грани между «Я» и миром, а также другими жизнями, другими «Я». Итак, главной особенностью жанра исповеди Августина является сложность образа «Я», личностного авторского сознания.

Согласно распространенному мнению, античное представление о человеке – «статуарно-замкнутое, массово-целостное» (определение Аверинцева С. С.) – в раннем христианстве переходит к переживанию себя как физической боли, мечется между страхом и надеждой на чудо. Он чувствует себя игрушкой в руках творца и в то же время ведет с ним непрерывный диалог. Идея непосредственного божественного откровения и личного общения с Богом придает новое значение спонтанным психическим переживаниям – личное, частное приобретает значение лишь в том случае, если пронизано всеобщим. Богатство самонаблюдений в «Исповеди», придание колоссального значения подробностям частной жизни, т. е. автобиографизм как таковой, лежащий в основе композиционного построения текста, является лишь с р е д с т в о м, подводит к главному выводу – собственная жизнь понимается Августином как п р и т ч а о Человеке вообще.

Чистосердечный и откровенный рассказ Августина о себе создает впечатление о самом психологически точном изображении внутренней жизни. Однако вопрос о п с и х о л о г и з м е «Исповеди» не имеет однозначного решения, поскольку, с одной стороны, читатель действительно узнает все о мельчайших движениях души героя произведения, с другой – главной задачей автора является увидеть в индивидуальной всеобщее, то, что роднит всех людей. Как уже было сказано, собственная жизнь Августина была понята как притча о человеке, а все люди – сограждане в вечном плавании, Все они – дети и рабы Господа, и в этом братья. Судьба одного является поучением для другого, поэтому читать «Исповедь» - не значит интересоваться, каков Августин, но размышлять о том, каковы мы сами.

«Исповедь» Августина – это величайший диалог человека и Бога, главное открытие которого состоит в том, что в самой последней глубине духовного бытия человек встречается с остальными, чтобы вместе предстать перед Богом. Отдельные голоса сливаются в единый хор и устремляются к Небу – так осуществляется выход из жизни индивидуальной, малой к жизни вечной.

Значение «Исповеди» Августина в истории формирования жанра уникально. В этом отношении она соотносима только с «Историей моих бедствий» Абеляра, служившей образцом для тех, кто, подобно Руссо с его «Исповедью», решил создать произведение подобного рода.

Художественные тексты

1. Августин Аврелий. Исповедь

2. Петр Абеляр. История моих бедствий

1. Баткин Л. М. «Не мечтайте о себе» / Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. Гос. Гумат. Ун-т, 2000. С. 61-231.

2. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

3. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

4. Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь. /Августин Аврелий Исповедь Петр Абеляр История моих бедствий. М.,1992. С. 224-258; 296-324.

Темы докладов

1. Проблема эволюции жанра исповеди на примерах произведений Августина и Абеляра.

2. Особенности психологизма средневековой исповеди.

3. Авторский феномен в исповеди.

Архаический эпос

Архаическая форма эпоса сложилась задолго до государственного объединения народов. В основе ее лежали мифологические представления о мире, а главный персонаж совмещал черты первопредка, культурного героя и даже плута - трикстера. Примером такого синтеза может служить Один – верховный бог скандинавов, создатель мира, покровитель воинов, нередко сеющий распри. Биография героя архаического эпоса слагается, как правило, из определенного набора мотивов: необыкновенное деяние в раннем возрасте, ученичество у достойных, сватовство, связанное с испытанием смекалки и мужества, добывание чудесных предметов (волшебного меча, плаща-невидимки и т. п.), клятва побратимства, а впоследствии ее нарушение. Многие из этих мотивов отражают различные стадии распространенного обряда инициации воинов. Однако магистральный сюжет архаического эпоса - это рассказ о совершении героем подвигов, необходимых для защиты своего племени, личного обогащения или осуществления мести, причем его противники часто имеют вид хтонических чудовищ ( драконы, змеи, волки и т. д. ). Спасая мир от зла, герой часто гибнет сам, но его смерть – последний штрих героической биографии, последнее испытание, которое он достойно проходит, утверждая бессмертие непреходящих ценностей и собственной славы. Другой возможный вариант сюжета, который приводит героя к смерти,- совершение им недостойного поступка, а также мотив рокового золота. В архаическом эпосе народов Северной Европы эти мотивы часто переплетаются друг с другом. Так, например, для того, чтобы заполучить клад Сигурда, Гунар нарушает клятву побратимства и убивает героя, а затем гибнет сам, став жертвой коварства следующего охотника за сокровищами. Как справедливо отмечает Гуревич А. Я., «героический эпос германцев пронизан пафосом смерти, постигающей его героев» (1,11). 

Итак, в основе архаического эпоса лежит миф, активно взаимодействующий с различными ритуальными и обрядовыми действиями, который в эпоху общино-родового строя, когда и создавался архаический эпос, был единственным критерием оценки происходящих событий и действий людей.

В архаическом эпосе выделяется несколько жанровых модификаций: поэма или песнь («Беовульв», песни «Старшей Эдды») и исландские саги, в отличие от других памятников этой эпохи, написанные прозой.

Для изучения данной темы предлагаются следующие художественные тексты: ирландские саги («Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Похищение быка из Куальнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина»); исландские саги («Сага о Гисли», «Сага о Греттире»); скандинавский эпос («Старшая Эдда»); англо-саксонский эпос («Беовульф»).

Научная литература

1. Гуревич А. Я. «Эдда » и Сага. М. 1979

2. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.,1968

3. Стеблин–Каменский М. И. Древнескандинавская литература М.,1973.

4. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Л., 1971

5. Стеблин-Каменский М. И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире». Новосибирск, 1976

6. Жирмунский В. Н. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1062.

7. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

«Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968.

9. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

Темы докладов

1. Ахилл и Сигурд. Сравнительно-сопоставительная характеристика героев.

2. Жанровое своеобразие исландской саги.

3. Основные мотивы северного эпоса.

4. Мотив кольца в “Беовульфе.”

5. Представления о судьбе и славе в греческом и скандинавском эпосе.

6. Женские образы в греческом и скандинавском эпосе.

Героический эпос развитого Средневековья

Памятники, относящиеся к эпосу развитого Средневековья, представлены во многих национальных литературах, и, поскольку они имеют много общих, традиционно вычленяемых признаков, их принято относить к самостоятельной жанровой форме. Как и произведения архаического эпоса, средневековые поэмы анонимны; некоторые из них дошли до нас в неполном варианте («Песнь о Сиде»), другие же известны по многочисленным рукописям (так «Песнь о Роланде» насчитывает их 90). Эпоха, когда создавались эти памятники ( конец ХI – XIII вв), характеризовалась, с одной стороны, доминирующими центробежными тенденциями (феодальная раздробленность), с другой – осознанием пагубности этих тенденций. Отсюда определенная направленность эпической проблематики – мифологизация исторических событий далекого прошлого и подвигов героев, сражавшихся с врагами государства (а не с хтоническими чудовищами) и погибших за его свободу и счастье. Так поражение, нанесенное басками в Ронсевальском ущелье арьергарду Карла Великого в 778 году, превращается в героическую битву за Францию с неверными маврами отряда Роланда, а главной фигурой испанского эпоса является реальный исторический персонаж Родриго Диас де Бивар, прозванный маврами «Сидом». Именно патриотический пафос характерен для большинства произведений этого жанра («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»).

В эпосе нового времени образ главного героя претерпевает значительные изменения: у своего архаического прототипа он наследует силу и отвагу, но в большинстве произведений они не имеют сверхъестественного происхождения (исключение составляет «Песнь о Нибелунгах», герой которой Зигфрид использует магические предметы), т. е. практически полностью утрачивается связь с мифом. Главное же состоит в прославлении принципиально и н ы х черт: верности вассальному долгу, куртуазности – образцовый рыцарь, идеальный возлюбленный и муж, сын, брат и друг, который, в отличие от героя архаического эпоса, не способен нарушить слово, любимый народом герой близок к идеальному. Возможно, подобная трансформация главного персонажа эпоса связана с влиянием жанров куртуазной литературы – лирики и романа. 

Художественные тексты

1. Песнь о Роланде

2. Песнь о моем Сиде

3. Песнь о Нибелунгах

Научная литература

2. История французской литературы М.,Л.,1946, т. 1.

Томашевский Н. Б. Героические сказания Франции и Испании. /Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

4. Михайлов А. Д. Жеста Гильома. //Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985.

Темы для докладов

«Песне о Нибелунгах».

2. Жанровый синкретизм «Песни о Нибелугах».

3. Система персонажей в «Песне о Роланде» и «Песне о Сиде».

4. Мифологемы в «Песне о Нибелунгах» и их роль в развертывании сюжета.

5. Сид, Роланд, Зигфрид: сравнительно-сопоставительная характеристика.

Среди многообразия средневековых жанров именно роман можно определить как доминирующий. Исследованию этого жанра и его модификаций посвящены многочисленные работы и научные дискуссии. В своих рассуждениях мы будем, прежде всего, опираться на концепцию М. М. Бахтина. Романное начало, по М. М Бахтину, есть диалогическое начало, перенесенное в литературную плоскость. Историю «романного слова» он представляет как развитие принципа «многоязычия»: как борьбу «диалога» с «монологом», «прозы» с «поэзией», «романа» с «эпосом».

Рыцарский роман как жанровая разновидность существенно отличается от романа нового времени. Он сохраняет генетическую связь с тем типом волшебной сказки, который вышел из мифов об инициации, а также с авантюрно-бытовым (по классификации М. М. Бахтина) античным романом. В центре внимания автора фигура совершенного рыцаря, чье нравственное «я» возникает на пересечении двух идеальных требований – беззаветной любви к Даме и образцовых героических подвигов. Завязка романа состоит в том, что гармоническое состояние мира взрывается : герой, увлеченный супружеством, забывает о необходимости деяний («Эрек и Энида») или, наоборот, рыцарские подвиги заставляют его нарушить слово, данное жене («Ивейн или Рыцарь со львом »). Так возникает романтическая коллизия, характерная для рыцарского романа. В дальнейшем автор проводит героя через ряд испытаний-авантюр: поединки с чудовищами и злодеями, приключения в лесу и на море, помощь страждущим – все это помогает не только обрести утраченную гармонию, но и выйти внутренне обогащенным из многочисленных испытаний, выстрадав традиционный идеал верного вассала и любовника, неустрашимого воина.

Несомненна близость рыцарского романа и героического эпоса, поскольку герой романа наследует все традиционные идеалы эпоса (верность, благородство, доблесть и т. д.), хотя, как известно, рыцарский роман развивается в эпоху развитого Средневековья, когда эпос как живой жанр прекращает свое существование.

Роман – авторский текст, и каждый известный нам создатель рыцарских романов (Кретьен де Труа, Тома, Готфрид Страсбурский) по-своему трансформировал сюжет о любви и рыцарских доблестях, однако особого внимания заслуживает «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, который, используя легенду о святом Граале, показывает н е д о с т с т о ч н о с т ь куртуазнго воспитания, но необходимость глубочайшей духовной эволюции, основанной на христианской вере. В финале романа показано мировое государство Грааля, соединившее Запад и Восток, т. е. новая социальная утопия.

1. Беруль. Роман о Тристане

2. Томас Мэлори. Смерть Артура

3. Окассен и Николет

4. Готффрид Страсбурский Тристан

6. Кретьен де Труа Эрик и Энида; Ивейн или Рыцарь со львом

7. Вольфрам фон Эшенбах Парсифаль

8. Фламенка

Научная литература

 

2. Косиков Г. К. К теории романа./ Проблема жанра в литературе Средневековья «Наследие», 1994, с. 45-87.

4. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

5. Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде. /Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

», 1994, с. 88-107.

7. Чавчанидзе Д. Л. Два романа штауфенской классики. / Проблема жанра в литературе Средневековья «Наследие

Темы докладов

1. Система топосов в рыцарском романе.

2. Пейзаж и его функция в рыцарском романе.

4. Концепция личности в рыцарском романе и способы ее изображения.

5. Аллегория и ее роль во «Фламенке».

6. Сюжет и композиция в «Парсифале».

Аллегорическая литература

литературными средствами ее можно обнаружить в повествовательных произведениях, в драме и лирике эпохи. Аллегория определяет художественную структуру таких жанров, как словопрение, видения, притчи, моралите, является важной составляющей поэмы («Повесть о Петре-пахаре») и романа («Роман о Розе»).

Как известно, природа аллегории уходит своими корнями в философию античности. Идеи Платона, сохраненные и развитые Академией, были переданы христианству неоплатониками; кроме того, восприятия окружающего мира как иносказания высшего бытия в средние века опиралось на авторитет Нового завета. Апостол Павел в Послании к римлянам утверждал, что Бога можно познать, созерцая созданный им мир, « ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы». Аллегорико-символическое восприятие мира позволяло рассматривать Вселенную как книгу для чтения или картину, являющуюся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть, прочитать истинное изображение жизни и смерти, положения и судьбы человека. Согласно Платону, любой предмет окружающего мира – бледное подобие, слепок бессмертной идеи, инобытия. Августин писал: «Теперь посмотрим, как далеко может доходить разум на пути от видимого к невидимому и от временного к вечному…». Согласно Августину, созерцание красоты мира приносит интеллектуальное удовольствие благодаря необходимости расшифровать ее смысл. Постепенно складывалась разветвленная система соответствий между явлениями эмпирической действительности и высшими потусторонними реалиями. В трудах отцов церкви содержится указатель образов, которые считались иносказательными: благоуханье – аллегория добродетели богородицы; вода – благодати и т. д.

Итак, культура Средневековья построена во многом на стремлении растолковать ту истину бытия, которая содержалась в священных книгах. Именно использование аллегории стало ключом для проникновения в тайну, поэтому прием был взят на вооружение многими жанрами: моралите, притчами, романами, видениями. Аллегорическая литература создала особый художественный универсум, все элементы которого (пространственно-временная организация, система персонажей и т. д.) конструировались логически для выражения какой-либо истины. Подобное структурирование художественного мира отнюдь не исключало изображения жизненной эмпирики, но именно это неповторимое сочетание рационализма и трансцендентности, узнаваемых реалий окружающего мира и неповторимость идеала, передаваемого из поколения в поколение, - отличительная черта аллегорической литературы.

Для анализа по данной теме предложен «Роман о Розе».

Художественные тексты

 

2. Видение о Петре-Пахаре

Научная литература

1. Забабурова Н. В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба / Гильом де Лорис. Жан де Мен «Роман о Розе» Ростов-на-Дону, 2001. С. 3-23.

 

1. Аллегория и символ в средневековой литературе.

2. Античные образы в «Романе о Розе».

3. Образы Розы и Сада в «Романе о Розе».

Драматургические жанры

чтение текстов о погребении и воскресении Иисуса Христа сопровождается демонстрацией этого события при участии певческого дуэта двух полухорий. Самой ранней литургической драмой считается сцена Марий, пришедших к гробу Христа. В ней уже присутствует сочетание диалога с хоровым пением. Постепенно в литургическую драму, основанную на сакральных текстах, проникает бытовые мотивы и бытовая трактовка религиозных персонажей.

В Х11 –Х111вв возникает новый вариант уже существующего действа – литургическая драма на паперти. Наполненность самыми разнообразными темами и образами привела к тому, что литургическая драма теряет свой существенный признак – неразрывную связь с церковным календарем и устраивается в шумные ярмарочные дни. Но, пожалуй, самым известн6ым типом религиозного действа была мистерия, рассказывающая подробно, красочно и обстоятельно о жизни Христа. Она начиналась с трогательных сцен жизни пастухов или волхвов, чтобы, не пропуская ни одного значительного эпизода, дойти до кульминационного напряжения Голгофы и разрешиться вознесением Иисуса. Позже появились пьесы, повествующие о жизненном пути богоматери и апостолов. Каждый библейский сюжет, мотив, иногда даже фраза проигрывались на подмостках средневекового театра, они разворачивались порой в обширный сценический эпизод, передававшийся средствами пантомимы или диалога. Мистериальное действие отличалось значительной протяженностью и могло длиться несколько дней.

Другой пьесой нарелигиозную тему, заимствовавшей сюжет из житийной литературы, в основе которого чаще всего был рассказ о чуде, совершенном святыми, был миракль. В этом драматургическом жанре присутствует интрига (например, в «Миракле о Теофиле» герой совершает сделку с дьяволом) и запрограммированное действие, подчиненное непреложному закону: в финале герой одумается и восславит Бога.

интригой и были лишены действия. Однако такие «сказы» и «споры» многое сделали для подготовки комического театра: в них отрабатывались приемы речевой характеристики, возникали типы-маски. Все это содействовало появлению пьес дидактико-аллегорического характера, так называемых моралите, остросатирических пьесок – соти и собственно фарсов. В Германии и Австрии аналогом французского фарса был шванк. Существует мнение, что эти комические пьесы вычленились из мистерий. Среди торжественных сцен, посвященных деяниям Христа, встречалось немало комических, которые изображали шумных и ссорившихся торговцев, потасовку жадных солдат, делящих скудную одежду Христа. Эти живые, динамичные сцены, выросшие на библейском материале, но порой далеко от него ушедшие, начиняли, прослаивали возвышенно-одухотворенное действие мистерии. Именно сценки, согласно распространенному мнению, преобразовывались в фарсы. Эта теория подкрепляется данными этимологии: слово «фарс» означает не что иное, как «фарш», «начинку». В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Особое влияние оказала на фарс народная карнавальная культура с ее раскованными аллегориями и озорными травестии. Однако важно подчеркнуть, что сам фарс чужд карнавализации, в отличие от соти, который намеренно травестировал действительность, показывал ее в нарочито оглупленном, вывернутом наизнанку виде. Соти исполнялись актерами особого амплуа – шутами и шутихами (или «дураками» и «дурами»), носившими специальную одежду с непременным колпаком с бубенчиками. Дифференциации между исполнителями соти не было, они олицетворяли не живых людей, не сословные или профессиональные типы, а социальные институты: рыцарство, королевскую власть, папский Рим. Сатира в пьесах этого жанра бывала обычно социальной и даже ярко политической. Потому-то все запрещения, которые обрушивались на театральные объединения того времени, и аресты актеров происходили из-за слишком смелых намеков и иносказаний как раз в соти.

Художественные тексты

1. Адвокат Пьер Патлен.

3. Трое волокит у распятия.

4. Ротбеф. Чудо о Теофиле.

Научная литература

1. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма. М., 1979.

4. Реутин М. Комические жанры в литературе средневековой Германии./ Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Темы для докладов

1. Традиции средневековых фарса в европейской комедии.

3. Особенности средневековой сатиры (шванк и фарс).