Л. Винарова. Во тьме этой ночи…

Л. Винарова. ВО ТЬМЕ ЭТОЙ НОЧИ…

Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1). 

Американский философ Олдос Хаксли писал: «Мистики - это каналы, по которым хоть какое-то знание о реальности просачивается в человеческую вселенную невежества и иллюзий. Окончательно лишенный мистиков мир будет миром окончательно слепым и безумным». Трудно разграничить поэтический рассказ «о мистическом» и собственно мистическое творчество - в то время как разница между ними огромна. Те, кто занимается первым, шествуют по дороге, окруженной весьма живописным ландшафтом, но, к сожалению, оканчивающейся тупиком. О дороге, по которой идут вторые, почти ничего нельзя сказать, но поэзия их - только сияние звезд, дошедшее до нас, сияние звезд, находящихся на неизмеримой высоте, в неизмеримом отдалении. Легко сделать то, что сделать трудно; невозможно сделать то, что сделать невозможно. Джон Донн, Джордж Герберт, Томас Траэрн, Жан-Жозеф Сурен, Ангелус Силезиус - вот имена тех, кому удалось невозможное: выразить поэтическим языком опыт, который невербален по определению. К их числу относится и святой Хуан де ла Крус, в русской традиции - святой Иоанн Креста, или Иоанн Испанский.

В XV веке, в результате женитьбы Фердинанда Арагонского на Изабелле Кастильской, оформились современные границы испанской территории. Во время их правления в Испанию проник итальянский гуманизм. При королевском дворе была основана школа древних языков и литературы. В 1517 г. университет в городе Алькала де Энарес осуществил издание Библии, включающей, помимо оригинального текста на древнееврейском, греческий и латинский перевод (Септуагинту и Вульгату). Развивающаяся новая Испания отождествлялась с Кастилией. Кастильский язык получил широкие возможности для развития, хотя часть населения продолжала говорить на каталонско-валенсийском (арагонский язык уже с XV века причисляется к мертвым языкам). Изабелла и Фердинанд претендовали на звание просвещенных монархов - дошедшая до нас инвентарная опись свидетельствует о том, что Изабелла собрала в своей библиотеке бесценную коллекцию рукописей и манускриптов. Средневековая Испания представляла собой средоточие невиданного синтеза культур - собственно испанской, арабской, цыганской и еврейской.

С конца IV века начался подъем изобразительного искусства и архитектуры, объединившей мавританскую вычурность с изяществом поздней готики. Мигель Сервантес Сааведра (1547 - 1616гг.). Лопе де Вега (1562 - 1635гг.). Эль Греко (1541 - 1625гг.). Для сравнения: Уильям Шекспир (1564 - 1616гг.)… Во второй половине XIV века был написан знаменитый «Амадис Галльский» - рыцарский роман, по своим художественным достоинствам не уступающий артуровскому циклу сэра Томаса Мэлори; его автором был португальский писатель Васко Лобейра. Святой Хуан де ла Крус застал правление двух королей - Карлоса I (1516 - 1556гг.) и Филиппa II (1556 - 1598гг.) и, следовательно, был современником процессов, изменивших облик не только Испании, но и всего мира. Имя первому процессу - Конкиста, второму - Реформация.

Конкиста изменила форму самой планеты, превратив ее в совершенное сферическое тело; она повлияла на судьбы неисчислимых людских множеств - последствия процесса европеизации не исчерпаны до сих пор… Раскол как таковой слабо затронул территорию Испании. Речь могла идти только о нескольких вспышках в Севилье и Вальядолиде, сразу же безжалостно подавленных Инквизицией. Весь процесс продолжался менее 40 лет. Но Реформация выносила в своем чреве Контрреформацию, которая неизбежно должна была обновить Католическую Церковь изнутри. Одной из причин возникновения раскола была реакция на излишнюю приверженность церковных иерархов к благам мира сего. Если Реформация неправильно решала некоторые проблемы, это не означало, что проблем не существовало в действительности. Необходимость глубоких изменений назрела, но не последователи Мартина Лютера были истинными реформаторами… XVI век, золотой век испанской мистики, был также и временем расцвета Инквизиции. В это страшное для Испании и всей католической церкви время, именно на фоне этой тьмы, этой ночи, и были явлены миру те светочи, которые позже он назвал - так неточно - испанскими мистиками.

Авила. Сеговия. Медина дель Кампо. 2000 квадратных километров в самом сердце Испании. Эта земля именовалась Моранья - «земля мавров». Здесь родился тот, кого Мануэль Мачадо назвал величайшим поэтом среди святых и величайшим святым среди поэтов - Хуан Йепес д’Альварес, святой Хуан де ла Крус. История семьи его родителей - настоящая Песнь Песней… Отец Хуана, дон Гонсало де Йепес, происходил из богатой семьи толедских торговцев шерстью. Путешествуя по ярмаркам, в Фонтиверосе - маленьком городке между Саламанкой и Авилой, - он встретил Каталину Альварес, бедную девушку, удочеренную местной ткачихой. Каталина была сиротой без роду и племени (возможно, мавританского или иудейского происхождения). Красота и добродетель Каталины настолько пленили дона Гонсало, что он предложил ей руку и сердце. Его семья не простила мезальянса - Йепесы все же имели дворянский герб и звались идальго. Молодых предоставили самим себе. Вначале дон Гонсало, будучи обучен грамоте, зарабатывал тем, что писал письма для неграмотных крестьян. Приблизительно в 1530 году родился старший сын, Франсиско, спустя пять или шесть лет - средний, Луис. Хуан де Йепес д’Альварес родился летом 1542 (или1541, или1543) года.

Предполагаемый день рождения - 24 июня, ибо на этот день приходится праздник Иоанна Крестителя, а детей в этой семье фамильными именами не называли. Дела у семьи шли все хуже, и дону Гонсало пришлось обучиться ткацкому ремеслу. На этой ниве он не преуспел - в Фонтиверосе и без него полным-полно было безработных ткачей. Вскоре он умер - молодым, не выдержав борьбы за существование. Каталина (которой суждено было пережить мужа почти на сорок лет) осталась вдовой с тремя маленькими детьми. Ей пришлось просить милостыню, потому что богатая толедская родня мужа в помощи ей отказала. Таким образом, нищета во Христе - то, что Франциск Ассизский или Тереза Авильская, дети обеспеченных родителей, вынуждены были стяжать, - досталась Хуану с рождения и в избытке. Они перебрались в Медину дель Кампо - большой город, где легче было прокормиться. Средний сын Луис умер, не вынеся голода и лишений. Старший, Франсиско, сделался ткачом. Впоследствии он станет помогать младшему брату в создании первой общины босоногих кармелитов и во многих других начинаниях (и оставит о нем наиболее достоверные свидетельства).

Католическая Церковь канонизировала и Франсиско - все трое детей Гонсало и Каталины стяжали венец на небе. Хуана отдали в приют, где он обучался ремеслам башмачника, скорняка, столяра и живописца. Литературу, философию и богословие он штудировал у иезуитов, а средства к существованию добывал, работая в мединской больнице для сифилитиков… Саламанкский Университет, куда поступил юный Хуан Йепес, был крупнейшим в Европе: к концу XV века в нем насчитывалось 7000 студентов. В числе учителей Хуана был и знаменитый Луис де Леон (1527-159гг.), о котором надлежит сказать хотя бы несколько слов. Монах-августинец, он был профессиональным литератором - собственно говоря, первым профессиональным литератором Испании. Луис де Леон обладал колоссальной эрудицией в области теологии, философии и литературы и незаурядным поэтическим дарованием - его произведения считаются классикой испанской поэзии. Специфическую пятистрочную строфу, так называемую кинтилью, которой написаны «Песнь Духа» и «Темная ночь души», ввел в поэтический обиход именно Луис де Леон. Он в совершенстве знал латынь, древнегреческий, иврит и арамейский, был великолепным переводчиком. К несчастью, его активная деятельность обратила на себя внимание инквизиции. В 1575 году он был арестован, причем непосредственным поводом для ареста послужил перевод «Песни песней» на испанский язык (в ту пору официальным языком Церкви была латынь). Луис де Леон сам защищал себя в качестве адвоката и сумел-таки оправдаться! Проведя в тюрьме Инквизиции пять лет, он вернулся в стены родного Университета, поднялся на ту же самую кафедру и начал лекцию бессмертными словами: «В прошлый раз мы остановились на том…»

В 1563 г. Хуан Йепес принял постриг в ордене кармелитов под именем Хуана де Сан Матео (святого Матфея). [1] Орден кармелитов был основан в 1156 г., когда святой Бертольд создал скит отшельников на горе Кармель (керем эль на иврите означает «виноградник Бога»), где, по преданию, жил пророк Илья. Последователи святого выработали очень строгий устав: картезианская триада - solitudo, inclusio,silentium (одиночество, затворничество, молчание); бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви - на так называемых «обутых» и «босоногих».

В семидесятые годы XVI века начала претворять в жизнь свои реформы святая Тереза Авильская. [2] Тереза Санчес де Сепеда й Аумада (1515 - 1582гг.) родилась 28 марта 1515 г. в городе Авила, в богатой семье смешанного кастильско-еврейского происхождения, евреем был дед по отцу. У ее отца Алонсо, кроме Терезы, было 11 детей. В детстве Тереза подговорила своего младшего брата Родриго бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров. (Это было уже после падения Гранады). Конечно же, беглецов вернули. Но в женском теле жила душа ламанчского идальго. В двадцатилетнем возрасте, наперекор воле отца, Тереза ушла в кармелитский монастырь Воплощения (Encarnacion) в Авиле. Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители… Господь даровал Терезе мистический опыт, которому нет аналога. Трансверберация - херувим проколол ее сердце огненным копием.

Чую я удар нежданный, и души во мне не стало! 
Чем я честь сию стяжала? Что свершил сей подвиг странный?

Что за смертная услада - чуять в сердце рану эту! 
Боль, которой равных нету; смерть - и жизнь, что ей награда!

- писала она позже. Сердце святой Терезы сохраняется ныне в городе Альба де Тормес, и на нем до сих пор виден шрам от странной раны… Инквизиция велела Терезе сжечь все духовные книги на родном испанском языке. Она смиренно повиновалась: ее живой книгой стал Христос. Автобиография Терезы (La Vida) была конфискована и рассматривалась Инквизицией. Запрет на публикацию был снят только в 1586г., через 4 года после смерти автора. Святая Тереза была первой женщиной-писательницей в Испании - и первой женщиной-богословом.

Ее перу принадлежат сочинения «Книга моей жизни» (La vida), «Книга оснований» (Libro de las Fundaciоnes), «Путь к совершенству» (Camino de perfecciоn), «Обители» (Las Moradas, в русском переводе - «Внутренний замок») и, кроме этого, около сорока песен. Значение созданного ей даже с литературной точки зрения трудно переоценить.

«Книга моей жизни», написанная кристаллическим, абсолютно непереводимым языком - самое переводимое произведение испанской литературы, за исключением «Дон Кихота». Как и святая Екатерина Сиенская, она признана учителем Церкви; наряду со святым Иаковом, считается небесной покровительницей Испании…

Первая встреча будущих великих реформаторов произошла в Медине дель Кампо, летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом - святая Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: "Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!" (Ему было тогда 25 лет, Терезе - 52 года.) Недовольный слишком легким уставом ордена кармелитов, Хуан де Сан Матео хотел перейти в орден картузианцев, но встреча с Терезой изменила его намерения. Тереза убедила его, что лучше послужить Христу, возвратив кармелитов к первоначальному уставу. Реформа мужской ветви ордена была даже более важна, чем реформа женской, потому что мужской ветви легче было осуществить слияние молитвы и миссии, созерцания и действия…

По совету Терезы брат Хуан вернулся в Саламанку заканчивать образование. Тереза предсказала ему великое будущее, она же сшила для него монашескую одежду. Разделив мистическую формулу «Иисус Христос на кресте», трое единомышленников взяли себе новые имена. Тереза де Сепеда стала Терезой де Хесус, Терезой Иисуса; Хуан де Йепес - Хуаном де ла Крус, Иоанном Креста.

Орден кармелитов раскололся; реформированная ветвь получила название descalsas -босоногие, по аналогии с францисканцами. (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили ременные сандалии, в отличие от нереформированной ветви, зимой надевавшей теплую обувь.)

Дама Франциска Ассизского, который, как и Тереза, был сыном состоятельных родителей. Вслед за святым Франциском реформаторы могли бы сказать: «Наш Бог - Бог бедных!» Неизбежный конфликт был связан с вопросом о том, может ли нищенствующий орден владеть собственностью. У францисканцев он был разрешен искусно, хотя и искусственно - Святой Престол объявил себя собственником монастырского имущества, монахи же считались взявшими его во временное пользование. Аналогичный конфликт знало и Православие - противостояние между иосифлянами (последователями Иосифа Волоцкого) и нестяжателями (последователями Нила Сорского). На русском Поместном Соборе 1503 г. разгорелся спор о крепостных крестьянах, приписанных к монастырям и о пользовании их трудом; победителем из него вышел защитник монастырской собственности игумен волоколамского монастыря Иосиф. Этот конфликт, в том или ином виде, проходит через всю историю человечества. В 50-е годы XX века дети самых обеспеченных классов самой богатой страны мира открыли для себя достоинства жизни в бедности…

Хуан де ла Крус писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Но сохранилось достоверное свидетельство об одном видении святого. Христос с келейной иконы обратился к нему и спросил: «Чего ты хочешь, брат Хуан, за твои труды?» Святой Фома Аквинский на такой же вопрос ответил: «Тебя!» Святой Хуан де ла Крус ответил: «Дай мне пострадать за Тебя!» Ночью в Авиле его схватили противники реформ и, завязав глаза, кружным путем привезли в Толедо, где поместили в монастырскую тюрьму. Этого следовало ожидать, и сам он, должно быть, знал, какой крестный путь ему предстоит.

Мигель де Сервантес Сааведра, Франсиско де Кеведо, Луис де Леон также пережили подобный опыт. Более того - никто иной, как архиепископ города Толедо Бартоломе Карранса, находился в то время под каноническим следствием. Но с Хуаном де ла Крус обращались так, что Тереза де Хесус писала королю Филиппу II: «лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней». В крохотной каморке, куда поместили брата Хуана, источником воздуха и света служила щель под потолком шириной в два пальца. Света в зимний день было так мало, что узнику приходилось вставать на табурет, чтобы читать свой бревиарий. Одежда, в которой его привезли из Авилы и которую не позволяли стирать, истлела. Летом его мучила жара, зимой терзал холод. И голод - ему давали кусок хлеба в день и кувшин воды; по понедельникам, средам и пятницам - две сардины. Или одну. Или половинку - это зависело от произвола тюремщиков. Каждую пятницу брата Хуана приводили в трапезную где, стоя на коленях, он выслушивал увещевания приора. Раз от раза эти речи становились все более формальными - видимо, он понял, что тщедушного упрямца не сломить. Затем каждый из братьев ударял святого бичом по спине. Шрамы остались на всю жизнь. Нищетой и страданиями братья хотели сломить того, кто проповедовал нищету и страдания. Должно быть, гораздо сильнее голода, холода и насекомых его терзало другое.

В течение девяти месяцев - долгих двухсот семидесяти дней - узник был лишен возможности служить мессу и Евхаристии… Ждать помощи от Папы было нечего. Папский нунций Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от «вредоносного» влияния Терезы де Хесус, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат», и основанию монастырей без папской лицензии».

Наступила весна, и узнику сменили тюремщика. Новый тюремщик был молодым и добрым; его имя заслуживает того, чтобы быть помянутым потомками - Хуан де Санта Мария. Он спросил заключенного, не нужно ли ему чего-нибудь, и тот попросил карандаш и бумагу. «Источник», «На реках вавилонских», «Темная ночь души» и первая редакция «Песни духа» были написаны в тюрьме. По-испански слово luz - свет - рифмуется со словом cruz - крест. В Авиле, в музее монастыря Воплощения, хранится рисунок, сделанный братом Хуаном незадолго до его заточения в тюрьму. Это распятие, изображенное в очень странном ракурсе - так, сверху, увидела бы его парящая птица. Впоследствии этот ракурс использовал Сальвадор Дали в своей знаменитой картине «Христос святого Хуана де ла Крус». Проведя в заточении девять месяцев, брат Хуан нарушил обет послушания и решился бежать. Из того, что мы о нем знаем, легче было бы предположить, что он позволит замучить себя до смерти. Многие биографы утверждают, что Хуан де ла Крус получил откровение, указывающее на необходимость побега. А возможно, истинная причина побега в том, что беглец спасал не собственную жизнь, а маленькую тетрадку. Биографии святых полны вопросов, на которые бессильна ответить человеческая логика. Так или иначе, он потихоньку расшатывал замок своей камеры, пока не сумел его сломать. Затем на веревке, свитой из собственной одежды, спустился с галереи на берег реки Тахо. [3] Маленькую тетрадку он ухитрился унести с собой. Войдя в ворота Пуэрто де Камброн, брат Хуан постучал в дверь монастыря босоногих кармелиток. Он был так слаб и истощен, что едва мог говорить…

вам такие красивые слова?» Ответная фраза явилась, на наш взгляд лапидарным изложением поэтического метода как такового: «одни подсказывает, другие сам ищу»… В Лиссабоне ему предложили пойти посмотреть на монахиню, у которой появились стигматы, пять ран Христа. Брат Хуан вопросил в ответ: «Для чего смотреть на этот обман? Я хотел бы посмотреть на пять ран нашего Господа!» Дерево, посаженное руками Хуана де ла Крус, до сих пор растет в саду монастыря святых мучеников в Гранаде. Он вообще любил работать в саду - богослов, писавший, что «все сущее - лишь крохи, что падают со стола Господня». 4 октября 1582 г. в Альбе де Тормес умерла Тереза. Fuga final de lа carne - последний побег от плоти .. Позднейший период жизни Хуана де ла Крус был на внешнем, фабульном уровне благополучен. Стихи были написаны узником; трактаты - приором Гранады. Умер он 13 декабря 1591 г. в горной глуши, в Убеде: название, русскому слуху грозящее бедой, убийственною бедой. Перед смертью попросил почитать «Песнь Песней». Как говорил Якоб Беме, «ему не нужно было никуда перемещаться - он и так уже находился там»… Через два года его мощи выкрали и тайно перевезли в Сеговию, где в монастыре босоногих кармелитов и поныне находится гробница. В похищении участвовал находившийся тогда в Убеде почитатель святой Терезы по имени Мигель де Сервантес Сааведра…

Святой Хуан де ла Крус был поэтом, а поэт - это тот, кто так или иначе выражает себя. В то время стихотворные формы приходили в европейскую лирику из итальянской, но его стихи соединяли народность поэзии святого Франциска и космичность поэзии Данте. Поэт рождается с уникальным талантом, свойственным лишь ему, но реализует его, как правило, в рамках конкретной, исторически сложившейся традиции. Так же и мистик: ведь единственно реальный исходный материал того и другого - его собственная душа.

Святой Хуан де ла Крус оставил миру очень мало стихотворений - определенно ему можно приписать всего десять - а также несколько вариаций на темы народных песен. Основу его прозаического наследия составляют так называемые глоссы - трактаты с построчными, едва ли не дословными комментариями к стихам. Каждый из них похож на огромный готический собор, выстроенный, чтобы заключить в сердце маленькую священную реликвию. Они были написаны позже, чем стихи; как и сочинения святой Терезы, на родном кастильском наречии, а не на латыни. Все четыре трактата развивают и варьируют одну и ту же тему. «Огонь живой любови» (Llama de amor viva) и «Песнь духа» (Cаntico espirituаl) трактуют одноименные поэмы. Двойной трактат «Восхождение на гору Кармель» (Subida del Monte Carmelo) и «Темная ночь» (Noche Oscura) комментирует маленькую, всего в 8 строф, поэму «Темная ночь души».

Прежде, чем говорить о Хуане де ла Крус как о представителе определенной традиции, нельзя не рассказать хотя бы вкратце о самой этой традиции, представляющей собой древнейшую теоцентрическую систему. На Востоке она была впервые сформулирована в Упанишадах, самые ранние из которых принято датировать VIII веком до нашей эры. В христианстве эта линия берет начало от Псевдо-Дионисия Ареопагита, отца всей христианской мистики - величайший пример влияния восточного богословия на западное. Неизвестный сирийский монах для придания большего веса своим произведениям выдал их за сочинения Дионисия Ареопагита, афинянина I века, обращенного в христианство проповедью апостола Павла. На самом деле, по совокупности внешних и внутренних признаков, их следует датировать двадцатыми годами VI века. [4] Под именем Псевдо-Дионисия сохранились письма и корпус трактатов, среди которых в контексте нашего исследования следует особенно отметить «Об именах Божиих» и «О таинственном богословии». В IX веке Иоанн Скотт Эриугена перевел Ареопагитики на латынь по приказу короля Карла Лысого, и сам во многом проникся их идеями. Таким образом, был дан мощный толчок развитию средневековой католической мистики в целом. Вот некоторые положения учения Псевдо-Дионисия. Бог принципиально непостижим, ибо ограниченный разум человека не может вместить Безграничности. Чем меньше разум станет претендовать на приближение к Абсолюту, тем более приблизится к нему. Только тот, кто возвысится до совершенного отказа от своего разума, способен познать Бога путем некоего таинственного единения с Ним.

Объяло истинное знанье весь мир, Всевышним сотворенный. Так, в одиночестве, в молчанье, его узрел я и, плененный, стал как младенец несмышленый, коснувшись таинства такого, что выше знания любого.[5]

«Не держись за свое, но держись за «Не» - не хоти, не познавай, не желай, не ищи, не будь, но оставь себя и все вещи и всецело отдай себя. Тогда из области методов попадешь туда, где нет метода, из всех сутей в сверхсущее, из всего постижимого в непостижимое и из Я в божественное Не-Я».[6]

По Псевдо-Дионисию, духовный процесс богопознания проходит две стадии - путь отрицания (апофатическое богословие) и затем уже путь утверждения (катафатическое богословие). Первый путь предполагает отрешение познающего от каких-либо знаний о Божестве. Лишь когда он полностью погрузится во тьму личного неведения, настанет момент просветления и мистического единения с Богом.

Попытаемся проследить дальнейшую эволюцию его учения. Немецкая мистика связано с именами трех доминиканцев - Майстера Экхарта и его учеников Иоганна Таулера и Генриха Сузо. Определение «немецкая» связано с языком и географической локализацией, ибо их учение - звено в цепи христианской мистики как таковой. Мне представляется более подходящим название, употребляемое некоторыми исследователями - «оберландская школа», ибо все трое жили в Оберланде - области Верхнего Рейна в Южной Германии. Отцом немецкой мистики был Майстер Экхарт, а матерью - так называемая женская монашеская мистика.

Творения Элизабет из Шенау (ум. 1164г.), Мехтхильды Магдебургской (1210 -1282гг.), Мехтхильды Хакеборнской (1241 - 1299гг.), Гертруды Великой (1256 - 1302гг.) существенно повлияли на развитие немецкой культуры в целом. Наиболее ярким представителем этой плеяды была Хильдегарда Бингенская (1098 -1179гг.), родившаяся почти на четыре столетия раньше святой Терезы Авильской. Хильдегарда была потомком древнего рыцарского рода. В пятилетнем возрасте девочку отдали на воспитание в монастырь ордена бенедиктинок. Уже тогда у нее были видения. В 1136г. она стала аббатисой этого монастыря, находившегося на холме св. Руперта близ г. Бингена. В 1141 г. ей было явлено откровение, превратившее ее в писательницу и поэтессу. Никогда не учившись латыни - по крайней мере, систематически - она постигала этот язык скорее интуитивно, ее словарь и синтаксис неповторимо своеобразны. Поскольку духовный опыт Хильдегарды носил, судя по всему, невербальный характер, для адекватной интерпретации ей пришлось выйти за пределы существующих языков. (Возможно, основная проблема, встающая перед каждым мистиком - то, как выразить понятия, чуждые нашему пространственно- временному континууму, языком, принадлежащим этому континууму.) На основе латыни Хильдегарда структурировала некий особый, новый язык (созданный ею глоссарий под названием «Язык незнаемый» состоял из 920-ти вокабул с переводом на латынь и немецкий!)

таким образом:

«Совершилось…что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, Евангелий и прочих кафолических писаний, как Ветхого, так и Нового завета». [7]

Интересно сравнить это описание с трактатом «Огонь живой любови» св. Хуана де ла Крус. Многие определения совпадают почти дословно; но не следует удивляться подобию мистических переживаний, основанных на реальном опыте. Основоположником немецкой мистики был Майстер Экхарт (Meister Eckhart, 1260 -1327гг.). В юности он поступил в доминиканский монастырь в Эрфурте, после обучался повтор с уч. заведен. в главном учебном заведении доминиканского ордена в Кельне, которое именовалось Generalstudium. По возвращении в Эрфурт был назначен провинциалом крупнейшей из доминиканских провинций. Под его юрисдикцией находились земли от Северного моря до Рейна и от Ла-Манша до современной Латвии! Экхарт вел активную проповедническую деятельность; тогда же против него были выдвинуты первые обвинения в ереси и догматической неточности. В 1306 г. ему удалось оправдаться столь исчерпывающе, что он даже получил должность генерал-викария Богемии. Однако в 1327 г. Инквизиция начала против Экхарта новый процесс, до конца которого он не дожил. 27 марта 1329 г. была издана папская булла, где перечислялись его ошибочные тезисы, общим числом 28, и цитировалась оправдательная речь самого Экхарта как свидетельство того, что он сам отрекся от своих заблуждений. На основе христианской доктрины - Священного Писания; богословия - в первую очередь Псевдо-Дионисия, затем блаженного Августина, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Бернарда Клервосского и др., а также античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Прокла и т. д.), Экхарт создал собственную одновременно религиозную, философскую, этическую и психологическую систему. Безусловно, это теоцентрическая система, в отличие от многих антропоцентрических систем, существующих в рамках христианства. Ее основная идея - обретение Бога в себе. Божеству в теологии Экхарта не могут быть приписаны никакие свойства, кроме факта существования и единственности. Наши словарь и синтаксис предназначены для того несовершенства и той кажимости, с которыми Бог несоизмерим. Известно, что предмет на плоскости можно изобразить двояко: заполнив краской контур самого предмета, или пространство вокруг него. Говоря о Боге, Экхарт нередко избирает апофатический путь, путь через нагромождение отрицаний.

«Возлюби его, как он есть: не-Бог, не-дух, не-лицо, не-образ; как чистое, явное, ясное Единое, каковым он и является, будучи отделен от любой вторичности; и в это Единое погрузимся навеки, из ничего в ничто. И да поможет нам Бог. Аминь».[8]

В этих и многих других тезисах явственно слышна индийская нота. К. Г. Юнг видел в учении Экхарта западную параллель философии атмана/пуруши на востоке. В индуистских сакральных текстах структурировано взаимоотношение человека и вселенной, которое аналогично экхартовскому. Оно выражается фразой тат твам аси - Ты еси То. В свете вышеизложенного неудивительно, что Экхарт вызвал пристальный интерес инквизиции… Согласно традиционным представлениям мистиков, в душе человека существует «искорка» божественного, именуемая разными авторами по-разному - то «вершина высшей воли», то «основа души»; Таулер называл ее «внутренним человеком». Об этом «внутреннем человеке» люди чаще всего не помнят, ибо их внимание целиком фиксировано на реалиях, (каковые суть не реалии, а кажимость) тварного мира. Но решивший полностью умереть для мира и воистину сказать «не я живу, но Христос во мне», может ощутить эту «искорку» и, таким образом, обрести опыт богопознания. Американский философ В. Джеймс писал: «Высказывания мистиков отличаются неизменным единодушием, которое должно было бы заставить критиков остановиться на минуту и задуматься над тем, что оно означает: настоящий классический мистик, как было сказано, не имеет ни даты рождения, ни отечества». [9] На самом деле, различия все же имеют место. Для восточного мистика Атман и Брахман тождественны. Тат твам аси. Христианство изначально заняло принципиально иную позицию: для христианского богословия творение и Творец несоизмеримы (и несоизмеряемы). Из возможности соединения с Богом в этой жизни, unio mistica - мистического брака, означающего тотальную идентификацию, из возможности преображения в Бога не следует сущностное родство с Ним.

чистым и прозрачным. Луч тем меньше просветит его, чем меньше оно будет очищено от грязи и налета, но тем более просветит, чем оно будет чище. Сие зависит не от луча, но от стекла. Если оно прозрачно и очищено от всего, оно просветляется и преображается лучом так, что само уподобляется лучу и сияет так же, как луч. Но хотя стекло и уподобляется лучу, его природа отлична от природы луча, и посему лучше сказать, что это стекло есть луч или свет через сопричастность. Душа подобна этому стеклу - ее всегда пронизывает или, лучше сказать, в ней обитает Божественный свет в силу ее природы, как мы уже говорили.[10] Ученики Экхарта - Иоганн Таулер, Генрих Сузо и фламандец Ян ван Райсбрюк - были более осторожны. В числе непосредственных предшественников Хуана де ла Крус называют Иоганна Таулера. Иоганн Таулер (Tauler) родился в 1300 году в Страсбурге (в то время - Германия). Его отец, Николаус Таулер, был богатым купцом. Подобно святому Франциску Ассизскому, Иоганн отказался от своего состояния и в 1318 г. вступил в орден доминиканцев. Три года он учился в том же Generalstudium, что и Экхарт, усердно штудируя сочинения христианских мистиков, как древних, так и современных ему. Видимо, там же он стал духовным учеником Экхарта. Практически всю жизнь Таулер провел в одном и том же монастыре в Страсбурге, там же умер 16 июня 1361 г. и там же погребен. Но это только внешний ряд событий в жизни того, чья истинная жизнь была жизнью духа. Литературному наследие Иоганна Таулера включает корпус проповедей - на данный момент известно 84 - а также духовные стихи, литературные достоинства которых несомненны, но принадлежность Таулеру весьма сомнительна. Произведения Таулера были переведены на латынь, что способствовало расширению круга его последователей. Таулер был более ортодоксален, чем Экхарт, а его учение было, если можно так выразиться, оперативней. В своих проповедях он бичевал пороки церкви - алчность, роскошь, жестокость. В отличие от своего учителя, Таулер интересовался главным образом проявлениями христианского духа в практической жизни.

«Когда низшие силы - чувственный человек - всечасно судятся и устрояются под водительством высших сил - духовного человека, это позволяет сохранять первоначальную чистоту и праведность, в которой Бог создал первого человека и которой тот лишился, впав в грех и вину, как только чувственность отвратилась от духа. То же самое происходит с нами, коль скоро мы, не взирая более на высшее и лучшее в нас, то есть дух, обращаемся к чувственности,- мы так же точно обречены падению и падаем непременно. Если же мы действуем вовне с благословения изнутри нашего высшего, тогда мы можем не опасаться падения; однако здесь также необходимы божественный свет и подлинное смирение, дабы враг не обманул нас и не ввел в заблуждение».[11] В начале XVI века в Испании существовало религиозное движение называвших себя алумбрадос - просветленными. Это слово использовалось равно для обозначения просветленных Святым духом и ослепленных тьмой Сатаны. Их позиции основывались на ересях изначальной Церкви, сохранившихся до XVI века. Алумбрадос противостояли официальной доктрине - и, не в последнюю очередь, официальной иерархии из-за ее излишней приверженности благам мира сего. На некоем этапе под это определение подпадали и последователи Лютера. Понемногу термин эволюционировал и стал синонимом слов «совершенный» и «аскет». Из-за отсутствия у алумбрадос четкой доктрины любые рассуждения о тьме и свете могли привести к обвинению в ереси. В отличие от алумбрадос, рекогидос (от recogimiento - сосредоточение) [12] никогда не были еретиками, или, по крайней мере, не рассматривались Инквизицией в качестве таковых. Они проповедовали всеобщее призвание к совершенству, подражание Христу, уничтожение собственной личности, молитву в покое, созерцание. В свою очередь, их учение повлияло на богословие францисканца Франциска Осунского (1492 - 1540гг.). Его главнейший труд - «Духовный алфавит» (Аbesedario espiritual) состоит из 21 трактата. Главная тема его - молитвенное сосредоточение. Цель - привести душу к единению с Богом.[ 13] В XIV веке на Афоне творениями Григория Паламы было окончательно сформировано течение под названием исихазм (от греч. «покой»). Аскетически-созерцательное направление в монашестве развивалось на Востоке - Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синайский; в России - Нил Сорский. Веками составлявшийся корпус трактатов - «Филокалия» или «Добротолюбие» - содержит в себе компендиум наставлений для монахов. Интересно сопоставить некоторые фрагменты «Добротолюбия» с «Восхождением на гору Кармель», написанного, как сказано в предисловии, специально для братьев и сестер ордена кармелитов:

сказать с Давидом: уклоняющегося от мене лукаваго не познахъ (Пс 100:4), и не знаю, как он пришел, и за чем приходил, и как ушел; я ко всему тому стал нечувствителен, будучи весь соединен с Богом, и надеясь всегда быть в таком состоянии.

8. Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще здесь, обложенный бренною плотию, бывает храмом живаго Бога, Который руководствует его и наставляет во всех словах, делах и помышлениях; и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слышал некоторый глас, и, будучи выше всяческого человеческого учения [выделено мной - Л. В.], говорит: когда приду и явлюся лицу Божию (Пс 41:3)? Ибо не могу более сносить действа вожделения небеснаго, но ищу той безсмертной красоты, какую Ты даровал мне прежде, нежели впал я в тление.

10.Из одного камня не составляется Царский венец; так и безстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой либо добродетели.

Следовало бы сказать еще многое - например, о творениях святого Августина Гиппонского и святого Фомы Аквинского, но одна статья не может объять необъятное.

Мистика - узкая тропка между ортодоксией и безумием. Тенденции дальнейшего развития западных мистических учений были направлены двояко - в сторону десакрализации безумия и в сторону растворения мистики в ортодоксии. Мистики суть закваска; они дают Церкви то, без чего она не может устоять, ибо абсолютно статичная система нестабильна - пространство для маневра. Но должный баланс между мистикой и схоластикой со временем все более нарушался - чаша весов склонялась в сторону схоластики. Осень средневековья стала осенью теоцентрической системы, уступившей свое место ряду антропоцентрических систем. В 1622 г. Тереза де Хесус была канонизирована и признана Учителем Церкви. Хуан де ла Крус был канонизирован намного позже, в 1726 г., а Учителем Церкви объявлен в 1891г. Линия света и линия тьмы шли сквозь историю Церкви и литературы нараздельно и неслиянно, как два естества во Христе. «Малый путь» святой Терезы из Лизье. Крестная жертва Эдит Штайн.[15] «Семена Созерцания» траппистского монаха Томаса Мертона... Папа Иоанн Павел II защитил диплом на тему «Образ веры в произведениях святого Хуана де ла Крус» в Университете Понтификов в Риме. Что касается литературы, святой Хуан де ла Крус был объявлен покровителем поэтов. Его произведения были переведены на множество языков мира, включая арабский и корейский. Влияние его произведений на испанскую и мировую литературу, в частности, на Сервантеса - тема для отдельного исследования. Такой непохожий, и такой похожий на Хуана де ла Крус поэт - Федерико Гарсиа Лорка - тоже знал сумерки души. В Англии Томас Стернс Элиот не надеялся припасть к источникам в кущах, которых не отыскать.[16] Во Франции у Хуана де ла Крус учились символисты… Рецепция произведений Хуана де ла Крус и Терезы Авильской в России была невелика из-за отсутствия адекватных переводов. Русские читатели знают их в основном по книге «Испанские мистики» Дмитрия Мережковского, где прекрасные беллетристические пассажи соединяются с массой фактических ошибок и совершенно фантастических домыслов. Интересовал он и Вячеслава Иванова, автора преусвоенной современным богословием метафоры, уподобляющей две Церкви двум легким.

Y por eso, aqui lo dejo. [17]
  

ПРИМЕЧАНИЯ

имя Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика.

2. Правильнее - Тереса. Традиционная русская транскрипция «Тереза» неверна, поскольку в испанском языке нет буквы «з».

3. Монастырь, где святой Хуан де Крус находился в заточении, в настоящее время не существует, но на месте побега висит памятная доска с первой строфой поэмы «Темная ночь души».

4. Некоторые иследователи отождествляют Псевдо-Дионисия с монофизитским философом Петром Ивером, уроженцем Иверии (Грузии), епископом города Маюмы близ Газы. 5. Св. Хуан де ла Крус, Я очутился в том краю…

6. Works of Dionisius the Areopagite. Oxford, 1997.

8. Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М.: ИПЛ, 1991.

9. В. Джеймс, Многообразие религиозного опыта. С-Пб., «Андреев и сыновья», 1992, с. 97.

10. Св. Хуан де ла Крус, Восхождение на гору Кармель, 5:6.

11. Иоганн Таулер, Проповеди. «Контекст», № 9, 2003. Перев. В. Линейкина

13. В произведениях св. Хуана де ла Крус отразились также многие идеи другого испанского мистика, св. Петра Алкантарского (ум. 1562). Его трактат «О молитве и размышлении» проповедует умную молитву и отказ от собственной личности.

14. Св. Иоанн Лествичник, О безстрастии. Цит. по изд.: «Добротолюбие». М.: Паломник, 1998, репринт изд. 1884 г., с. 587-588.

о богословии Хуана де ла Крус «Наука Креста». Погибла в газовой камере Аушвица.

16. Томас Стернс Элиот, Камень. (Пер. А. Сергеева.) М., «Христианская Россия», 1997, с. 83