Асоян А.А.: Судьба "Божественной комедии" Данте в России
Примечания.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава I

1. См: Алексеев М. П. Первое знакомство с Данте в России // От классицизма к романтизму: Из истории междунар. свя­зей рус. лит. Л., 1970. С. 6-62.

2. См.: Луппов С. П. Библиотека Лаврентия Горки // Луп-пов С. П. Книга в России в послепетровское время (1725-1740). Л., 1976. С. 274-276.

3. См.: Бутурлин М. Д. Записки // Рус. архив. 1897. Кн. 1, N4. С. -634.

4. См.: Алексеев М. П. Указ. соч. С. 37-38.

5. См.: Библиотека В. А. Жуковского: Описание. / Сост. В. В. Лобанов. Томск, 1981. С. 130.

6. Это издание было в библиотеке А. С. Пушкина. См.:

Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина. Библиогра­фическое описание. Спб., 1910. С. 217.

7. Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники. М.; Л., 1964. С. 114.

8. Пит.: Неизданные письма иностранных писателей XVII-XIX веков. М.; Л., 1960. С. 254-255.

9. См.: Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М.,1986. С. 26.

10. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т. XI. С. 154.

11. См.: Жуковский В. А. О стихотворениях И. И. Козлова // Современник. 1840. Т. 18. С. 87-88.

12. См.: Каталог библиотеки П. Я. Чаадаева. М., 1980. С. 47.

13. См.: Маколей Т. Б. Полн. собр. соч. Спб., 1862. Т. 3. С. 370.

14. См.: Каталог библиотеки В. Ф. Одоевского. М., 1988. С. 233

15. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1984. Т. 18. С. 675.

16. Званцов К. Предназначенная к продаже библиотека // Сев. Пчела. 1858. N 253. С. 1065.

18. См.: Библиотека А. Н. Островского. Л., 1963. С. 59;

Описание книг из библиотеки Некрасова / Предисл. и публ. Н. Ашукина // Лит. наследство. М., 1949. Т. 53/54. С. 383. О цензурных мытарствах Д. Е. Мина см.: Горохова P. M. "Ад". Данте в переводе Д. Е. Мина и царская цензура // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966. С. 48-54.

19. Мин Д. Предисловие // Москвитянин. 1852. Т. 2, кн. 1, N 3, отд. 1. С. 4.

20. Цит.: Бэлза С. Брюсов и Данте // Данте и славяне. М. Д 1965. С. 85.

21. Лозинский М. К переводу Дантова "Ада"'// Лит. со­временник. 1938. N 3. С. 98.

22. См.: Либрович С. Ф. На книжном посту: Воспоминания, записки, документы. М.; Пг., 1916. С. 214-218.

23. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963. Т. 2. С. 531.

24. Цит.: Бэлза С. Указ. соч. С. 85.

25. Иванов Вяч., Гершензон М. О. Переписка из двух уг­лов. Пб., 1921. С. 14.

26. См.: Pamela Davidson. Vyacheslav Ivanov's. Translation of Dante // Oxford Slavonic papers. Oxford, 1982. Vol. 15 P 128-129.

27. Эллис. Vigilimus. М., 1914. С. 20.

28. См.: От Шуи до Оксфорда: (Воспоминания Е. А. Баль­монт)/Публ. Е. А. Гаспаровой//Встречи с прошлым. М., 1984. Вып. 5. С. 99.

29. См.: Журов П. А. Шахматовская библиотека Бекетовых-Блока / Публ. З. Г. Минц, С. С. Лесневского /,/ Учен. зап. Тарт. ун-та. Тр. по рус. и слав. филологии. Тарту, 1975. Вып. 358. С. 408. См. также: Библиотека А. А. Блока: Описание / Сост. О. В. Миллер, Н. А. Колобова, С. Я. Бовина: Под ред. К. П. Лукарской. Л., 1984. Кн. 2. С. 256-257.

30. См.: Библиотека А. А. Блока; Описание. Кн. 1. С. 257.

Глава II

1. Сталь Жермена де. Коринна, или Италия. М., 1969. С. 110.

2. Батюшков К. Н. Соч.: В 3 т. Спб., 1886. Т. 3. С. 165

3. Там же. С. 423.

4. Батюшков К. Н. Соч. Архангельск, 1979. С. 351.

6. Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину: Материалы для истории русской литературы 20-х и 30-х годов XIX века. Спб., 1911. С. 118.

7. Лит. газ. 1830. N 7. С. 285.

8. Катенин П. А. Размышления и разборы. М., 1981. С. 94.

9. Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину. С. 52.

10. См.: Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968. С. 72.

11. Сын Отечества. 1822. N 21. С. 30-31.

12. Катенин П. А. Указ. соч. С. 90-91.

13. Там же. С. 89.

14. Там же. С. 91.

15. Там же. С. 92.

16. Там же. С. 145.

17. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 437.

18 Там же. С. 222.

19. Кюхельбекер В. К. Письмо А. С. Пушкину. 20. Х. 1830. Динабург // Переписка А. С. Пушкина: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 241.

20. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. С. 622.

21 Цит.: Эдвин Т. Заметки о лорде Байроне. Спб., 1835. С. 192.

22. Кюхельбекер В. К. Избр. произведения: В 2 т. М.; Л.. 1967. Т. 1. С. 372.

23. Там же. С. 350.

24. Глинка Ф. Н. Избр. произведения. Л., 1957. С. 159-160.

26. Кюхельбекер В. К. Избр. произведения. Т. 1. С. 372.

27. Там же.

28. "... трудно установить, - говорил Данте, - где нахо­дится высшая точка этой дуги; однако я полагаю, что для большинства людей она находится между тридцатым и соро­ковым годом жизни, и думаю, что у людей, от природы со­вершенных, она совпадает с тридцать пятым" ("Пир": IV, XXIII, 9-10).

29. Цит. по кн.: Переписка А. С. Пушкина. Т. 2. С. 242.

30. Там же. С. 421.

31. Кюхельбекер В. К. Избр. произведения. Т. 1. С. 361.

32. Там же. С. 653.

33. Там же. С. 360.

34. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. С. 456.

35. Кюхельбекер В. К. Избр. произведения. Т. 1. С. 435.

36. Гюго В. Предисловие к "Кромвелю" 7 Гюго В. Избр. произведения: В 2 т. М.; Л., 1958. Т. 2. С. 485.

37. Там же. С. 488. Для точности следует отметить, что с предисловием к "Кромвелю", с этим манифестом французс­кого романтизма, Кюхельбекер ознакомился лишь в 1834 году.

38. Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 179.

39. Там же.

40. Там же.

41. Для Надеждина средневековая эпоха: XI-XVI века. См.: Там же. С. 182-185.

42. Там же. С. 204.

43. Там же.

44. Там же. С. 241.

­суждение г. Надеждина "О происхождении, свойствах и судьбе поэзии так называемой романтической" // Русские эс­тетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М., 1974. Т. 2. С. 413. Подобное суждение высказал ранее К. Ф. Рылеев в статье "Несколько мнений о поэзии". (Литературно-кри­тические работы декабристов. М., 1978. С. 220).

46. Шлегель ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 402.

47. Там же. Т. 1. С. 376.

48. Надеждин Н. И. Указ. соч. С. 253.

49. Это, конечно, не означает, что при анализе литератур­ных явлений исторический подход чужд Полевому. Мысль об изменчивости искусства в связи с историческими условиями была одной из основ его критического метода. "Идеал, - писал он, - воспитывается обстоятельствами, духом времени..." (Московский телеграф, 1825. Ч. 6. С. 30). Данте и Байрон объединены Полевым по "философической" сути их твор­чества; то есть не по "соображению исторического века", а по "соображению философическому важнейших истин души че­ловеческой" (Моск. телеграф. 1837. Ч. 37. С. 38).

50. Шатобриан Ф. Р. Опыт об английской литературе // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. С. 225.

51. Шевырев С. П. История поэзии. М., 1835. Ч. 1. С. 90.

52. См.: Б-ка для чтения. 1836. Т. 15, N 4. Отд. 5. С. 51.

53. Шевырев С. П. Дант и его век // Учен. зап. имп. Моск. ун-та. М., 1834. N 7. С. 134.

54. Шевырев С. П. История поэзии. С. 93.

55. Там же.

56. Шевырев С. П. Дант и его век (продолжение) // Учен. зап. имп. Моск. ун-та. 1834. N 8. С. 372-373.

57. См.: ГулыгаА. Шеллинг. М., 1982. С. 81.

58. См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 782.

59. В распоряжении Шевырева были записки иенских и вюрцбургских чтений Шеллинга: список А. Вагнера (1798-1799) и Расмана (1805). - См. об этом: Попов П. С. Состав и генезис "Философии искусства Шеллинга" // Шел­линг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 5.

60. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 106.

61. Там же. С. 45. Универсум - это мир, созерцаемый как целое в его неразложимости и нерасчлененности.

62. См.: Шевырев С. П. Дант и его век // Учен. зап. имп. Моск. ун-та. М., 1834. N 7. С. 130.

63. Там же. С. 131.

64. См.: Гулыга А. Философия - (скусства Шеллинга // Во­просы философии. 1982. N 6. С. 7J.

66. Там же. С. 153.

67. См.: Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л. ,1973. С. 17.

68. Шевырев С. П. История поэзии. С. 63.

69. Моск. телеграф. 1825. Ч. 4. N IS. С. 66.

70. Там же. 1832. Ч. 43. N 1/3. С. 386.

Глава III

1. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. (Юбилейное). М., 1947. Т. 2. Кн. 1. С. 469. Дальнейшие ссылки на это издание в этой главе даются в тексте с указанием тома, книги (римские цифры) и страницы.

2. См.: Alfieri Vittorio. Opere scelte. Milano, 1818. Vol. 3. P. 487.

3. См.: Кениг А. Очерки русской литературы. Пер. с нем. Спб., 1962. С. 101.

4. Георгиевский П. Е. Руководство к изучению русской словесности, содержащее общие понятия об изящных искус­ствах, теорию красноречия, критику и краткую историю литературы. В 4 ч. Спб., 1836. Ч. 4. С. 74.

5. Сталь Жермена де. Указ. соч. С. 110.

6. См. об этом: Благой Д. Д. Данте в сознании и творчестве Пушкина. // Историко-филологические исследования. Сб. статей. М., 1967. С. 237-246.

7. Гаспаров Б. М. Функции реминисценций из Данте в поэзии Пушкина // Russian literatura. Amsterdam, 1983. Vol. 14. N 4. P. 320-349.

8. См.: Б-ка для чтения. 1837. Т. 24. N 3, отд. 6. С. 7.

9. См. об этом: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960. С. 156.

10. См. об этом: Цявловская Т. Г. "Храни меня, мой та­лисман..." // Прометей. 1974. Т. 10. С. 17.

11. См. об этом: Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Твор­ческая эволюция. Л., 1986. С. 165.

12. См.: Тиме Г. А., Данилевский Р. Ю. Новый перевод "Евгения Онегина" на немецкий язык // Временник Пуш­кинской комиссии. 1980. Л., 1983. С. 152.

13. Цявловская Т. Г. Указ. соч. С. 18.

"Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. Тарту, 1975. С. 82.

15. На это обратил внимание П. Бицилли. См.: Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919. С. 152.

16. "Судьбы героев, - пишет о романе Лотман, - развер­тываются в сложном пересечении литературных реминис­ценций. Руссо, Стерн, Сталь, Ричардсон, Байрон, Констан, Шатобриан, Шиллер, Гете, Филдинг, Матюрен, Луне де Кувре, Август Лафонтен, Мур, Бюргер, Геснер, Вольтер, Ка­рамзин, Жуковский, Баратынский, Грибоедов, Левшип, В. Пушкин, В. Майков, Богданович, произведения массовой романтической литературы - русской и европейской - таков неполный перечень авторов литературных произведений, чьи тексты составляют фон, в проекции на который обри­совывается судьба героев" (Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 79). К этому списку имен следует прибавить и Данте.

17. См. об этом: Бочаров С. Г. Форма плана (некоторые вопросы поэтики Пушкина);'/ Вопросы литературы. 1967. N 12. С. 118.

18. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 107.

19. Там же. С. 82.

20. См. об этом: Липатов А. В. Критерии оригинальности и литературные связи /'/ Литературные связи и литературный процесс. М., 1986. С. 174-182.

21. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 54.

22. Карлейль Т. Жизнь и произведения Данте // Данте Алигьери. Божественная Комедия. Ч. 1. Ад (В переводах русских писателей). Спб., 1913. С. 178.

23. Алексеев М. П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л., 1 972. С. 246.

24. Шелли Б. П. Защита поэзии // Манифесты западно­европейских романтиков. М., 1980. С. 343. 329,340, 341.

25. Цит.: Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л.,1966. С. 131.

26. Книга пророка Исайи. Гл. 6. Ст. 8.

27. Фомичов С. А. Указ. соч. С. 176. Аргументируя свою точку зрения, автор ссылается на работу Н. И. Черняева "Пушкин в связи с его же подражаниями Корану" (М.. 1898. С. 280).

28. Цит.: Непомнящий В. Дар. Заметки о духовной био­графии Пушкина /,' Новый мир. 1989. N 6. С. 254-255.

29. Цит.: Данте А. Божественная Комедия. Рай / Пер. Д. Мина. Спб., 1909. С. 280.

30. О сходстве пушкинских стихов с дантовскими см.: Лотман Ю. М. К проблеме 'Данте и Пушкин" // Временник Пушкинской комиссии. Л., 1980. С. 89.

31. См. об этом: Топоров В. Н. О скрытых литературных связях Пушкина // Пушкинские чтения в Тарту. Тезисы до­кладов научной конференции 13-14 ноября 1987 г. Таллинн, 1987. С. 7.

32. См. об этом: Там же. С. 8.

33. См., например: Соловьев Вл. С. Лекции по истории, философии // Вопросы философии, 1989. N 6. С. 107.

35. Санктис Франческо де. История итальянской лите­ратуры: В 2 т. М.,1963. Т. 1. С. 67.

36. См. об этом: Бэлза И. Ф. Исторические судьбы роман­тизма и музыка: Очерки. М., 1985. С. 78.

37. См. об этом: Гаспаров Б. М. "Ты, Моцарт, недостоин сам себя..." //' Временник Пушкинской комиссии. 1974. Л., 1977. С. 122; Бэлза И. Ф. Указ. соч. С. 186.

38. Шевырев С. П. Сочинения Александра Пушкина // Москвитянин. 1841. Ч. 5. N 9. С. 251.

39. Страхов Н. Н. Критические заметки // Отеч. зап. 1867. Ч. 5. N 9. С. 186.

40. Шевырев С. П. Указ. соч. С. 252.

41. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пуш­кина. М.,1984. С. 284.

42. Владимирский Г. Я. Пушкин-критик // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 4-5. М.; Л., 1939. С. 323.

43. Непомнящий В. Указ. соч. С. 260.

44. См. об этом: Там же. С. 241-260.

45. См. об этом: Благой Д. Д. От Кантемирадо наших дней. М., 1972. С. 334-345.

46. О парафразах дантовских выражений в пушкинском стихотворении см.: Долинин А. А. К вопросу о "Страннике" и его источниках // Пушкинские чтения в Тарту. Тезисы до­кладов научной конференции 13-14 ноября 1987 г. С. 34-37'.

47. Порой причины "обращения Пушкина к поэтической форме "Божественной Комедии" следует, - замечает Б. М. Гаспаров, - искать скорее в структуре поэтических мотивов, чем в реальном содержании отдельных образов" (Гаспаров Б. М. Указ. соч. С. 349).

48. Бурсов Б. И. Национальное своеобразие русской лите­ратуры. Л., 1967. С. 174.

49. См. об этом: Непомнящий В. Поэзия и судьба. М., 1983. С. 259.

Глава IV

1. Рус. архив. 1886. N 7. С. 1082.

2. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1952. Т. 8. С. 294. Дальнейшие ссылки на это издание в этой главе даются в тексте с указанием тома и страницы.

3. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981. С. 142.

5. Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 6. С. 220.

6. Там же. С. 259.

7. Там же. С. 418. Об отношении Белинского к "Божест­венной Комедии" см.: Асоян А. А. Заметки о дантовских мотивах у Белинского и Гоголя // Дантовские чтения. М., 1985. С. 104-111.

8. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 7. С. 406.

9. Имеются в виду стихи:

Опомнившись хотя б на миг один,

Поймешь сама, что ты - как та больная,

Которая не спит среди перин,

Ворочаясь и отдыха не зная ("Чист.", VI, 148-151).

10. Цит.: Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.,1960. С. 89.

11. Цит.: Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях / Сост. В. Гиппиус. М., 1931. С. 248.

12. Веселовский А. Этюды и характеристики. М., 1912. Т. 2. С. 239.

13. Там же. С. 240.

14. Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч.: В 5 т. М.; Пг., 1923. Т. 1. С. 32-33.

15. Шамбинаго С. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). М. 1911. С. 152-153.

16. См.: Манн Ю. В. О жанре "Мертвых душ" // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1972. Т. 31, вып. 1. С. 13.

17. Там же. С. 17.

18. Там же. С. 12.

19. Мандельштам О. Разговор о Данте. М., 1967. С. 29.

­тературы: В 4 т. / Под ред. Е. Н. Купреяновой. Л., 1981. Т. 2. С. 530-572. Суждения, близкие этим, были высказаны в свое время и Д. Н. Овсянико-Куликовским в книге "Гоголь" (Собр. соч. Т. 1. С. 80-125).

21. Анненков П. В. Указ. соч. С. 99.

22. Данте А. Малые произведения. С. 367. Художествен­ным особенностям поэмы Гоголя посвящена статья Е. А. Смирновой «О многосмысленности "Мертвых душ"», в ко­торой, в частности, автор прослеживает некоторые моменты включения символики "Комедии" в образную систему "Мертвых душ". См.: Коктекст-1982. М., 1983. С. 164-191.

23. Цит. по кн.: Данте Алигьери. Указ. соч. С. 529.

24. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 454.

25. Там же.

26. Гоголь Н. В. Письма: В 4 т. / Под ред. В. И. Шенрока. Спб., 1901. Т. 4. С. 342.

27. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 448.

28. Там же. Т. 2. С. 301.

29. В этом отношении полно значения, что св. Петр наставляет поэта:

"Скажи о том, что я сказал тебе!" ("Рай", XXVII, 66).

30. Анненков П. В. Указ. соч. С. 122.

31. О дантовском понимании искусства см.: Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956. Т. 1. С. 58. Теоретически неосуществимому, то есть нео­существимому помимо искусства.

32. Данте А. Малые произведения. С. 389.

33. См.: Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 112.

34. См. о Данте: Лазарев В. Н. Указ. соч. Т. 1. С. 53. 35 Санктис Франческо де. История итальянской лите­ратуры. М., 1963. Т. 1. С. 201.

Глава V

1. См., например: Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1948. Т. 4. С. 8.

2 См. об этом: Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982. С. 123.

3. Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 1935. Т. 2. С 325

5. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 2. С. 233. Далее ссылки на это издание даются в этой главе в тексте: римские цифры указывают том, арабские - страницу.

6. Рус. мысль. 1894. N 1. С. 93.

7. См., например: Путинцев В. В. Герцен-писатель. М., 1963: Эльсберг Я. Е. Герцен. Жизнь и творчество. М., 1963.

8. См. об этом: Жирмунский В. М. Гете в русской лите­ратуре. Л., 1937. С. 337, 344; Поляков М. Я. Виссарион Бе­линский. Личность - идеи - эпоха. М., 1960. С. 307; Усакина Т. И. Повесть Герцена "Записки одного молодого человека" // Проблемы изучения Герцена. С. 147-171. К сожалению, во всех этих работах "дантовская" тема в повести Герцена не рассматривается.

9. "... у Гегеля, - писал Энгельс, - вовсе не все, что су­ществует, является безоговорочно также и действительным. Атрибут действительности принадлежит у него лишь тому, что в то же время и необходимо" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 274).

10. Об этапах развития мировоззрения Белинского в "примирительный" период см.: Скатов Н. Н. Белинский о критике (К вопросу о развитии философских взглядов Белинского в конце 30-х годов) // Учен. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина. 1959. Т. 94, вып. 8. С. 183-210.

11. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 387.

12. Там же. С. 156.

13. Моск. наблюдатель. 1838. Ч. 16, кн. 1. С. 20.

14. Там же.

15. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 343-344.

16. По словам Белинского, Шиллер, этот "странный по­лухудожник и полуфилософ", лишь хотел "осуществить веч­ные истины, - и осуществил свои личные и ограниченные убеждения" (Белинский В. Г. Указ. соч. Т. 3. С. 417).

17. Там же. С. 402-403.

18. Именно так, как символ вечной и абсолютной правды в прологе второй части поэмы воспринимается солнце Фаус­том. Радуга - образ "потока вечности", то есть жизни, есть отблеск "солнца абсолютной правды". См. об этом: Вильмонт Н. Вступительная статья и примечания /У Гете И. В. Фауст. М., 1969. С. 21, 490.

19. См.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С 394.

20. Там же. С. 392.

21. Там же. С. 356.

22. "Истина, - полагал Герцен, - должна доказываться не одним мышлением, а мышлением и бытием" (3, 246). Пы­таясь найти основу и источник мыслительной активности, движущее начало познания в самой природе, Герцене смог научно обосновать единство бытия и мышления. Но сама постановка этого вопроса была его исторической заслугой. См. об этом: Володин А. И. Герцен и Гегель // Проблемы из­учения Герцена. С. 82-121.

23. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 397.

­звавшийся о герценовской повести (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 584-585). Положительная реакция была предрешена эволюцией его мировоззрения. Порвав с "примирением", он насмешливо заметил, что сама судьба не дает сделаться ему филистером (Там же. Т. 2. С. 520).

25. Шатобриан Ф. Р. Опыт об английской литературе // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1980. С. 224-225.

26. Овсянико-Куликовский Д. П. Собр. соч. Т. 5. С. 178.

27. См. об этом: История всемирной литературы. М., 1985. Т. 3. С. 63.

28. Вегеле Ф. Данте Алигьери, его жизнь и его сочинения. М., 1881. С. 281.

29. См. об этом: Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. Спб., 1908. С. 109.

30. Мандельштам О. Разговор о Данте. С. 16.

31. Там же. С. 15.

32. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. М.; Л., 1966. Т. 11. С. 205.

33. Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922. С. 25.

34. Цит.: Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939. С. 40.

35 Туниманов В. А. А. И. Герцен // История русской лите­ратуры: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 270.

Глава VI

1. Подробнее об этом см.: Асоян А. А. Из истории русской дантеаны / Дантовские чтения. М., 1989. С. 41-57.

2. О литературной позиции А. В. Дружинина см.: Скатов Н. Н. А. В. Дружинин - литературный критик // Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983. С. 5-30; Егоров Б. Ф. Проза А. В. Дружинина // Дружинин А. В. Повести. Дневник. М., 1986. С. 429-458.

3. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 7. С. 461.

4. Некрасов Н. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. Т. 8. С. 98.

5. См.: Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе... За­писки и дневник (1804-1877). Спб., 1904. Т. 1. С. 417.

6. Пит.: Ахматова Е. Н. Знакомство с А. В. Дружининым // Рус. мысль, 1891. Кн. 12. С. 123.

7. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь рус­ских писателей и ученых. Спб., 1897. Т. 5. С. 418.

9. Там же. С. 141.

10. Там же. С. 124.

11. Там же. С. 122.

12. Венгеров С. А. Указ. соч. С. 412.

13. Старчевский А. Александр Васильевич Дружинин (Из воспоминаний старого журналиста) // Наблюдатель. 1885. N 6. С. 259.

14. Венгеров С. А. Указ. соч. С. 413.

15. См.: Ахматова Е. Н. Указ. соч. С. 121.

16. Цит.: Ахматова Е. Н. Указ. соч. С. 141.

17. Там же. С. 142.

18. Дружинин А. В. Литературная критика. С. 75. Это замечание о "Медном всаднике" развито в статье Игоря Бэлзы "Дантовские отзвуки "Медного всадника"» // (Дантовские чтения. М.,1982. С. 170-182).

19. Боккаччо Дж. Малые произведения. С. 547. Ср.: у Дружинина: "Видишь, какой он смуглый и угрюмый. За то, что он ходил в ад, его и выгнали из Флоренции" (Современ­ник. 1849. N 2, С. 190).

20. Некрасов Н. А. Указ. соч. 1967. Т. 7. С. 218.

21. Современник. 1853. Т. 138. N 3. С. 117-118.

22. Цит.: Полуяхтова И. К. История итальянской лите­ратуры XIX века/М., 1970. С. 56.

23. Дружинин А. В. Дант и его новый переводчик // Б-ка для чтения. 1853. Т. 119. N о. С. 76.

24. Старчевский А. Указ. соч. С. 259.

25. Дружинин А. В. Дант и его новый переводчик. С. 76.

26. Там же. С. 77-78. Кстати, и здесь Дружинин не расходился с Фосколо, который был убежден, что творчество зависит прежде всего от яркости воображения и силы чувств. Превыше других он ставил поэтов с мощной творческой фантазией: Гомера, Данте, Шекспира. См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975. С. 358.

27. Дружинин А. В. Повести. Дневник. С. 191

29. Там же.

30. Там же.

31. Цит.: Полуяхтова И.. К. Данте в творчестве поэтов на­чала Рисорджименто // Данте и всемирная Литература М 1957. С. 165.

32. Дружинин А. В. Повести. Дневник. С. 192.

33. ЦГАЛИ. Дружинин А. В. Дантово проклятие. Ф 167 on. 3, ед. хр. 39, л. 1.

34. Там же; Л. 2.

35. ЦГАЛИ. Дружинин А. В. Роман Данте "Новая Жизнь". Ф. 167,on. 3,ед. хр. 89.

36. Там же. Л. 1.

37. Там же. Л. 1 - 1 об.

Глава VII

1. Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 8. С. 315.

2. См.: Голос минувшего. 1915. N 11. С. 228.

3. Цит.: Асоян А. А. "Подражание Данту..." // Дантовские чтения. М., 1982. С. 206.

4. Цит.: Асоян А. А. Указ. соч. С. 207.

5. См.: Ямпольский И. Г. Из архива А. Н. Майкова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л., 1976. С. 43.

6. Там же.

7. Цит.: Асоян А. А. Указ. соч. С. 207.

8. Цит.: Асоян А. А. Указ. соч. С. 208.

9. Письмо Я. П. Полонского. - ИРЛИ. Архив Я. П Пол­онского. II. 753/XVII, б. 15. Л. 14.

11. Майков А. Н. Избр. произведения. Л., 1977. С. 763. Далее ссылки на это издание даются в тексте с обозначением фамилии (М.) и страницы.

12. См. об этом: Асоян А. А. "Подражание Данту..." С. 210.

13. Майков А. Н. Письма / Публ. И. Г. Ямпольского // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 год. Л., 1977. С. 90.

14. Цит. по: Асоян А. А. Указ. соч. С. 211.

15. Данте А. Божественная Комедия: Ч. 1. Ад (В переводах рус. писателей). Спб., 1913. С. 17.

16. Майков А. Н. Сны // ИРЛИ. Архив А. Н. Майкова. 17585/сХбЗ. Л. 17.

17. Что майковская поэма, как и "Божественная Комедия", в своем роде аллегория, было сразу же ясно для читателей. Я. П. Полонский, сообщая автору об отсутствии широкого отклика на "Сны", писал о недостаточном лирическом чув­стве в поэме, ее "холоде", который не вытекает, по его мне­нию, из майковского таланта, а "присущ всякой аллегории, как бы блестяща она ни была" (Цит.: Асоян А. А. Указ. соч. С. 210).

18. В связи с этим заслуживает внимания одно из при­знаний Майкова весной 1967 года: "... нынешняя осень и зима были для меня счастливые в моей авторской жизни <...> Этому много виною, что в общих-то положениях (в моей фи­лософии) попал я на хороший Standpunkt, забрался на такую высоту, откуда понял значение событий и явлений, каким был свидетель в жизни, и решил инстинктивно, для себя, разумеется, многие из вопросов литературных, которые со­ставляют пример споров нашего пишущего мира. Следствием этого был величайший мир в душе моей < ... > Успокоенная насчет вопросов века, муза моя разродилась 18 стихотво­рениями в 4 песни (речь идет о "'Снах". -А. А.) (Майков А. Н. Письма. С. 92).

19. Материалы о связи "Божественной Комедии" с дуа­листическими учениями см. в регулярных выпусках "Дантовских чтений".

20. См. об этом: Горфункель А. Х. Данте и философия его времени // Вопросы философии. 1966. N 3. С. 95.

21. Майков А. Н. Записная книжка // ИРЛИ. Архив А. Н. Майкова. 16. 487/сУ. б. 16. Л. 174-174 (об.).

22. См.: "Чистилище", VIII. 88-93.

23. Кстати, и Данте в итоге потусторонних странствий оказывается в исходном пункте своего космического путе­шествия. См.: Флоренский П. Мнимости в геометрии. М., 1922. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1972; и др.

Глава VIII

1. См.: Соловьев B. C. Письма: В 4 т. / Под ред. Э. Л. Радлова. Пг., 1923. Т. 4. С. 22.

2. См.: Соловьев B. C. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд. Пб., 1911-1914. Т. 8. С. 320. Далее ссылки в данной главе на это издание даются в тексте: римские цифры указывают том, арабские - страницу.

3. См.: Величко В. Л. Владимир Соловьев: Жизнь и тво­рения. Спб., 1902; Соловьев С. М. Вступительная статья // Соловьев B. C. Стихотворения. 7-е изд. М., 1915. С. 48.

4. См.: Бокадоров Н. К. История западноевропейской ли­тературы эпохи Возрождения (XIV и XV вв.) Киев, 1912. С. 62.

5. Булгаков Сергей. Тихие думы: Из статей 1911-1915 гг. М.,1918. С. 96.

7. Соловьев B. C. Письма. Т. 2. С. 224.

8. См., например, стихотворение "Близко, далеко, не здесь и не там..." (Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы) Вступ. статья и прим. З. Г. Минц. Л., 1974. С. 631.

9. При этом вспомним слова Е. Н. Трубецкого, пола­гавшего, что в видениях Соловьева "было неизмеримо боль­ше, чем в рефлексии" (Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 354). Рассудочная схема, действительно, не вмещала то богатство ассоциаций, которое заключено в художественных образах Соловьева-поэта. Но Трубецкой доводил верный сам по себе вывод до противо­поставления Соловьева-поэта Соловьеву-философу. Кстати, такое противопоставление опровергалось и самим Соловье­вым, который утверждал, что сознание психической налич­ности факта невозможно без его формального обобщения (IX 138).

10. См.: Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 53.

11. См.: Мочульский К. В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. Париж, 1951. С. 103.

12. См.: Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 465.

13. Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 354.

14. Там же. С. 355.

15. Это наблюдение одного из зарубежных исследователей Якоба Беме приводит в своей статье "Владимир Соловьев: учение о природе философского знания" Е. Б. Рашковский (Вопр. философии. 1982. N 6. С. 89).

16. См. об этом: Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., 1914; Габитова P. M. Фило­софия немецкого романтизма. М.,1978.

17. См.: Философская энциклопедия. Т. 5. С. 62.

18. См. об этом: Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983. С. 185.

19. См.: Соловьев B. C. Письма. Т. 2. С. 200.

20. Веселовский А. Н. Женщина и старинные теории любви. Спб.. 1912. С. 69.

21. Там же.

22. Гревс И. М. Из "studi danteschi". Первая глава трак­тата Данте "De Monarchia" // Из далекого и близкого про­шлого. Нг„1923. С. 123.

23. Эфрос А. Примечания // Данте. Новая Жизнь / Пер. с итал. А. Эфроса. М., 1934. С. 221.

24. Данте А. Малые произведения. С. 387. 2&. Данте. Vita Nova / Пер. с итал. А. Эфроса; коммент. С. Аверинцева и А. Михайлова. М., 1965. С. 152.

26. Там же.

28. Цит. по: Санктис Франческо де. История итальянской литературы. Т. 1. С. 84.

29. Данте А. Малые произведения. С. 199.

30. Там же. С. 551.

31. Вопр. философии и психологии. 1901. Кн. 1 (56). С. 146-147.

32. Там же. С. 139.

33. Соловьев B. C. Письма. Т. 3. С. 88-89.

34. Соловьев B. C. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. С. 741.

35. См.: Бычков В. В. Античные традиции в эстетике ран­него Августина '/ Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 87.

36. Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 157.

37. Данте A. Vita nova , Пор. с итал. А. Эфроса. С. 146.

38. Соловьев B. C. Стихотворения и шуточные пьесы. С. 184.

39. Там же. С. 100.

40. См.: Философская энциклопедия. Т. 5. С. 54.

41. В средневековом сознании идее свободного выбора противополагался постулат о божественном предопреде­лении. См.: Карсавин Л. П. Основы средневековой религиоз­ности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915. С. 140.

42. См. об этом: Лопатин Л. Философское миросозерцание В С. Соловьева // Вопр. философии и психологии. 1901. Кн. 56/1. С. 50.

43. Соловьев B. C. Стихотворения и шуточные пьесы. С. 59.

44. См. об этом: Асмус В. Ф. Теоретическая философия Соловьева // Философ, науки. 1982. N 2. С. 148.

45. Вероятно, А. Ф. Лосев глубоко прав, полагая, что если бы мы были более сведущи в истории мировой символики, то основной мистический образ в поэзии Вл. Соловьева оказался бы для нас не мистичнее тех, которые находим у других ши­роко известных писателей и поэтов. "Везде, - пишет он, - перед нами глубины человеческого самочувствия, фило­софские картины мировых судеб и грозное пророчество, до­ходящее до мировых катастроф" (Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 176).

46. Соловьев B. C. Стихотворения и шуточные пьесы. С. 82. .

48. Там же. С. 114-115.

Глава IX

1. См.; Иванов Вяч. Собр. соч. / Под ред. Д. В. Иванова, О. Дешарт. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 168.

2. Иванов Вяч. Автобиографическое письмо /' Русская литература XX века (1890-1910) /Под ред. С. А. Венгерова. М., 1916. Т. 3,ч. 2, кн. 8. С. 94.

3. Альтман М. С. Из бесед с поэтом Вячеславом Ивано­вичем Ивановым (Баку, 1921 г.) // Учен. зап. Тарт. ун-та 1968. Вып. 209. Литературоведение. С. 318.

4. Аверинцев С. Указ. соч. С. 155.

5. Иванов Вяч. Свет вечерний. Poems by Vyacheslav Ivanov. Oxford, 1962. С. XVI.

6. Иванов Вяч. Автобиографическое письмо. С. 95.

7. Котрелев Н. В. Вяч. Иванов - профессор Бакинского университета ,7 Учен. зап. Тарт. ун-та. Вып. 209. С. 326.

8. Иванов Вяч. По звездам. Спб.: Оры 1909. С 41

9. Там же. С. 52.

10. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры Одесса, 1919. С. 34.

11. Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстет, и Крит. М. 1916. С. 161.

12. Иванов Вяч. По звездам. С. 51

13. Там же. С. 40.

14. Там же. С. 43-44.

15. Там же. С. 45.

16. Платон. Менон. 85. с-86, пер. А. Ф. Лосева. О близости Данте к Платону см.: Данте Алигьери. Пир, IV, 4-6.

17. Иванов Вяч. По звездам. С. 40.

19. Данте А. Малые произведения. С. 393.

20. Ср.: "Символы наши - не имена, они - наше молчание" (Иванов Вяч. По звездам. С. 193).

21. Там же. С. 33.

22. Там же. С. 50.

23. Там же. С. 48.

24. Там же. С. 41.

25. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 221.

26. Там же. С. 216.

27. Там же. С. 213.

28. Там же. С. 215.

29. Иванов Вяч. Кормчие звезды: Книга лирики. Спб., 1903. С. 77.

30. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 175, 178.

31. Иванов Вяч. По звездам, С. 301.

32. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 160. Между тем рус­ский символизм все же оставался школой, ибо в отличие от средневекового символизма не вырастал на почве миро­созерцания, универсального для своей эпохи

33. Там же. С. 137.

34. Там же. С. 163.

35. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 306-307.

36. Об этом: Бицилли П. М. Указ. соч. С. 96, 103; Гуревич А. Я. Категории средневекового сознания. М., 1972. С. 52; и др.

37. Иванов Вяч. По звездам. С. 304.

39. Иванов Вяч. По звездам. С. 350.

40. Там же. С. 257-258.

41. Бахтин М. М. Указ. соч. С. 307-308.

42. Иванов Вяч. По звездам. С. 285.

43. Там же. С. 281.

44. Иванов Вяч. Прозрачность. М., 1904. С. 107.

45. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 3. С. 348.

46. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960. С. 167.

47. Данте А. Малые произведения. С. 135-136, 367.

48. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 135.

49. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Труды и дни, 1912. N 1. С. 3.

50. Логос - как термин древнегреческой философии, оз­начает одновременно "слово" и "смысл"; причем слово бе­рется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысло­вом плане, но и смысл понимается как нечто явленное, оформленное и постольку словесное.

51. Иванов Вяч. Мысли о символизме. С. 3-10.

52. Синтетическое, то есть объемлющее "низшую" и "вы­сшую" реальности.

53. Иванов Вяч. Мысли о символизме. С. 6.

54. "Миф, - писал Иванов, - есть динамический вид (modus) символа - символ, созерцаемый как движение и двигатель, как действие и движущая сила" (Борозды и межи. С. 129).

55. Иванов Вяч. По звездам. С. 306.

56. Иванов Вяч. Мысли о символизме. С. 6.

57. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 226.

59. Там же. С. 250.

60. Там же. С. 226.

61. Иванов Вяч. Мысли о символизме. С. 6. См.: "Сое­динение вершин символизма, как искусства, с мистикой Владимир Соловьев определял особым термином. Термин этот - теургия. "Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом", - говорил Господь" (Белый Андрей. Арабески. М., 1911. С. 236).

62. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 228.

63. Пит.: Достоевский Ф. М. Письмо Е. Ф. Юнге. II, IV. 1880 г. // Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973. С. 443.

64. См.. напр.: Павлов И. Братья Карамазовы//Русь. 1883. N 3. С. 18.

65. Иванов Вяч. По звездам. С. 47-48.

66. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 9.

67. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 55.

68. Там же. С. 170.

69. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 11-12,

70. Там же. С. 24-26.

71. Там же. С. 26.

72. Подобный акт "зиждительного умирания" Вяч. Иванов воплотил в стихах:

Бог кивнул мне смуглолицей

Змеекудрой головой..............

И в обличье безусловном

Обнажая бытие,

Слил с отторгнутым и кровным

(Собр. соч. Т. 3. С. 817).

73. Иванов Вяч. Борозды и межи. С. 56.

74. Данте А. Новая жизнь / Пер. с итал. А. Эфроса. М.. 1965. С. 145.

75-76. Иванов Вяч. По звездам. С. 366.

78. Там же. С. 62.

79. Там же. С. 41.

80. Там же. С. 21.

81. Там же. С. 27.

83. См.: Вяч. Иванов. Достоевский. Трагедия - миф -мистика // Вяч. Иванов. Эссе, статьи, переводы. Bruxelles, 1985. С. 3-106.

84. См.: Вяч. Иванов. Указ. соч. С. 72.

85. Неизданный Достоевский // М., 1971. С. 286 (Лит. наследство; Т. 83).

86. Данте А. Малые произведения. С. 389.

88. Симондс Дж. А. Данте, его время, его произведение, его гений. СПб., 1893. С. 133.

89. Цвейг С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1963. Т. 7. С. 377.

90. Все более и более, - писал Достоевский, - нарушается в заболевшем нашем обществе понятие о добре и зле..." (До­стоевский Ф. М. Искания и размышления. М., 1983. С. 213).

91. Достоевский Ф. М, Преступление и наказание. М., 1970. С. 534.

93. Там же. С. 22.

94. Записные тетради Ф. М. Достоевского / Под ред. Е. Н. Коншиной. М.; Л., 1935. С. 99.

95. См. об этом: Кайгородов В. И. Об историзме Достоевс­кого/Достоевский: Материалы и исслед. Л., 1980. Вып. 4. С. 37.

96. Неизданный Достоевский. С. 173.

98. Соловьев B. C. Собр. соч. Т. 3. С. 203.

99. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. Пг., 1923. С. 149.

100. Иванов Вяч. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т, 1. С. 63.

101. Там же. Брюссель, 1974. Т. 2. С. 707.

103. Иванов Вяч. Человек. Париж, 1939. С. 103.

104. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 3. С. 448.

105. Вяч. Иванов. Достоевский. Трагедия-миф-мистика. С. 72.

106. Там же.

108. Там же. С. 669.

109. Там же. С. 671.

110. См.: Ад. I. 139-142.

111. Белый Андрей. Поэзия слова. Пб., 1923. С. 149.

­ва. М„ 1912. Т. I, кн. 1. С. 114.

113. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 10.

114. Там же. С. 14-15.

115. Иванов Вяч. По звездам. С. 336.

116. Там же.

118. Философские статьи и научные исследования Вяч. Иванова - всегда теоретическая транскрипция его стихов, их интерпретация, всесторонний к ним комментарий, как отме­чали О. Дешарт и Д. В. Иванов (см.: Иванов Вяч. Собр. соч. Т. I. С. 115).

119. В целом название книги связано с представлением символистов, что все пребывающее - прозрачный покров инобытия.

120. См.: "Da indi in qua mi fuor Ie serpi amiche" ("Irtf.", XXV, 4).

121. Иванов Вяч. Сог ardens. М., 1911. Ч. I. С. 93.

123. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 380.

124. Аверинцев С. Поэзия Вячеслава Иванова, С. 179.

125. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 142-182.

126. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 364.

"... мне показалось, будто он (Амур. -А. А.) сказал следующие слова: "Vide cor tuum (Взгляни на сердце твое. -А. А.)". (Данте. Vita Nova / Пер. с итал. А. Эфроса. С. 38)

128. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 225. Мысль о названии

213

"Cor ardens" возникла у поэта до ухода Л. Д. Зиновьевой-Ан­нибал. Окончательное решение было принято за несколько месяцев до ее смерти. Но что исключает переосмысление того значения, которое первоначально вкладывалось в название книги? Иванов работал над ней, наполняя ее новыми сти­хами, и после смерти Зиновьевой-Аннибал.

129. Вера Шварсалон-дочь Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, ее преемница в жизни поэта.

130. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 772.

132. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 1. С. 209.

133. Памятуя о первой встрече с Л. Д. Зиновьевой-Анни­бал, Иванов писал:

......... Я начал, помню, жить

В ночь лунную, в пещерах Колизея.

Впервые...

("Нежная тайна"). Ср. с дантовским: "Incipit vita nova".

134. См. "Золотые завесы". Они посвящены М. Сабашниковой, но написаны для Л. Зиновьевой-Аннибал и в ее присутствии. См.: Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 808-810.

135. Там же. С. 772.

137. Там же.

138. "Петрарковская Лаура, - отмечал исследователь, - не ангел и не богиня, а только лучшая из жен" (Некрасов А. И. Любовная лирика Франческо Петрарки. Варшава, 1912. С. 74-75).

139. Иванов Вяч. Указ. соч. С. 21.

140. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 779.

142. Иванов Вяч. Cor ardens. Ч. 2. С. 23.

143. Веселовекий А. Н. Историческая поэтика. М,, 1940. С. 413.

144. Иванов Вяч. Cor ardens. Ч. 2. С. 87.

145. См.: "Цветочки" святого Франциска Ассизского/Пер. с итал. Александра Печковского // Труды и дни, 1912. N 1. С. 21.

147. "Амбросийные" (бессмертные) крылатые золотые сандалии - непременные атрибуты бога Гермеса, проводника душ умерших. Золотые сандалии - средоточие магической силы.

148. Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 2. С. 440.

149. Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древ­няя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 51.

150. Иванов Вяч. Указ. соч. Т. 2. С. 390.

"Свет вечерний".

152. Иванов Вяч., Гершензон М. О. Переписка из двух углов. С. 30.

153. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 140.

Глава Х

1. См.: Библиотека А. А. Блока. Описание. Л., 1984. Кн. 1. С. 256.

3. См.: Библиотека А. А. Блока. Кн. 1. С. 172.

4. Библиотека А. А. Блока. Кн. 1. С. 156.

5. Блок А. А. Записные книжки. М., 1965. С. 21.

6. Лит. наследство. 1982. Т. 92, кн. 3. С. 795.

8. Там же. С. 173.

9. См.: Ла-Барт Ф. де. Беседы по истории всеобщей лите­ратуры. 2-е изд. М., 1914. Ч. 1. Средние века и Возрождение. С. 160.

10. Блок А. А. Записные книжки. С. 150.

11. Библиотека А. А. Блока. Кн. 1. С. 285.

13. Там же. С. 176.

14. Там же. С. 176.

15. Там же. С. 179.

16. Там же. С. 176.

18. См.: Блок А,А. Записные книжки. С. 160.

19. Библиотека А. А. Блока. С. 174.

20. Блок А. А. Записные книжки. С. 150-151.

21. Там же. С. 123.

23. Там же. С. 176.

24. Там же. С. 173.

25. См., например: "Это был уже 1909 год <... > Я тогда уехал в Италию, где обожгло меня искусство, обожгло так, что я стал дичиться современной литературы и литераторов за­одно" (VI,134).

26. См.: Библиотека А. А. Блока. С. 168.

28. Там же.

29. Там же. С. 179.

30. Лит. наследство. Т. 92, кн. 3. С. 804.

31. См.: Библиотека А. А. Блока. С. 176.