Поэзия миннезингеров в Германии. Лирика Вальтера фон дер Фогельвейде
Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т.е. «любовная песня».
Ее направления:
1. Архаичное по своему стилю, примыкающее к народной песне и почти незатронутое новыми идеями рыцарского служения даме.
Зарождается в Баварии, Австрии и Швабии. Его главные представители – поэты Кюренберг, Дитмар фон Айст и др. Песни этого направления характеризуются неточными рифмами, состоят обычно из одной строфы, в них всегда есть объективный элемент повествования, лирический сюжет или драматическая ситуация. Один из жанров этого направления – «женские песни» (жалобы покинутой или одинокой женщины).
Многие стихотворения открываются «природным зачином» - описанием природы. «Народные» песни изображают примитивные любовные отношения, еще лишенные налета куртуазности, вполне соответствующие нормальным бытовым отношениям между мужчиной и женщиной в средневековом обществе.
2. Сформировалось под непосредственным влиянием поэзии провансальских трубадуров и их французских подражателей.
определяются доктриной куртуазной любви как рыцарского служения даме. Лирика этого направления возникла в западных областях Германии.
Рядом с рыцарской любовной песней развивается моральное изречение, так называемый шпрух – дидактический жанр, имеющий народные корни.
До высших своих достижений рыцарская лирика поднимается в творчестве Вальтера фон дер Фогельвейде. Его поэзия объединила в творческом синтезе основные течения средневековой немецкой лирики. Вальтер происходил из демократических низов феодального общества. В своих произведениях Вальтер обращается к народной поэзии, черпая из нее мотивы весенних плясок и песен, картины природы и весенней любви. В его стихах появляется «природный зачин», отсутствующий у большинства миннезингеров куртуазного стиля. Вальтер обновляет миннезанг обращением к живым источникам народной поэзии.
Сохранив развитую композиционную и стилистическую форму куртуазной лирики, он наполняет ее новым содержанием, разрушая узкую сословную ограниченность. Кроме того, он делает искусство шпильмана орудием политической пропаганды. Он выступает против междоусобия и раздоров, царящих в империи, призывает к идее государственного единства немецкого народа.