Билеты. Вариант 1. Билет 28
Джованни Боккаччо, его раннее творчество. Повесть «Фьяметта». Поэма «Фьезоланские нимфы»

Джованни Боккаччо, его раннее творчество. Повесть «Фьяметта». Поэма «Фьезоланские нимфы»

Вторым великим итальянским гуманистом, младшим современником Петрарки, был Джованни Боккаччо (1313 - 1375). Он с гордостью называл Данте и Петрарку своими учителями, хотя его дарование лежало совсем в другой плоскости.

Боккаччо был незаконным сыном флорентийского купца и француженки. По желанию отца юный Боккаччо обучался сначала торговому делу, затем юридическим наукам, но испытывал к ним отвращение. В возрасте 14 лет Боккаччо был отправлен отцом в Неаполь, где он провел лучшие годы своей юности. Здесь он познакомился с Марией д'Аквино, побочной дочерью короля Роберта, которую он горячо полюбил и изобразил в своих произведениях под именем Фьяметты («огонек»).

Первым из произведений Боккаччо является «Филиколо» (1338) – обширный роман в прозе, в котором он обработал популярную в литературе раннего средневековья историю любви Флорио и Бьянчифьоре. Вслед за «Филоколо» Боккаччо написал небольшую поэму «Филострато», в которой он впервые использовал заимствованную у итальянских площадных певцов народную восьмистрочную строфу – октаву. По сюжетному построению «Филострато» - типичный психологический роман.

Третье юношеское произведение Боккаччо – «Тезеида» (1339) – тоже является поэмой в октавах на античный сюжет. На первом месте в ней – тонкое изображение отношений и переживаний.

Следующим произведением Боккаччо был «Амето» (1341) – пастушеская идиллия, написанная уже во Флоренции стихами и прозой. Он не только дает здесь описание чувств, но и детально разрабатывает обстановку, рисует многочисленные картины пастушеской жизни, широко используя наследие античной буколической поэзии. Заимствуя дантовскую аллегорию, Боккаччо показывает, что человек из мрака невежества и чувственности возвышается до богопознания.

Еще более своеобразно преломляются дантовские мотивы в следующем произведении Боккаччо «Любовное видение» (1342). Его аллегорическая поэма превращается в настоящий гимн земному миру, земной красоте и чувственной любви.

В следующем произведении – «Фьезоланские нимфы» (1345 – 1346) – Боккаччо снова разрабатывает пасторальную идиллическую фабулу. В «Фьезоланских нимфах» Боккаччо объясняет происхождение речек Африко и Мензолы, обтекающих холм, на котором расположен живописный городок Фьезоле. Боккаччо рассказывает, будто их названия произошли от имени двух несчастных любовников.

Вслед за этим Мензола раскаивается в совершенном ею поступке и начинает избегать Африко, который в отчаянии убивает себя копьем, окрашивая кровью ручей. Между тем Мензола рожает ребенка, убегая от богини Дианы, Мензола превращается в ручей, который за холмом Фьезоле соединяется с ручьем Африко. Маленькая идиллия Боккаччо пронизана здоровым реализмом и направлена своим острием против аскетических идеалов.

Наиболее значительным из юношеских произведений Боккаччо является «Фьяметта» (1348), называемая также «Элегией мадонны Фьяметты». Эту повесть, написанную в прозе, часто называли первым психологическим романом в западноевропейской литературе. Боккаччо дал мастерский анализ чувств и переживаний женщины, покинутой своим возлюбленным. Все произведение представляет собой пространную исповедь или признание героини, носящей имя возлюбленной Боккаччо – Фьяметты.

Прекрасная молодая женщина Фьяметта изменяет любящему ее мужу с юношей Памфило. Отец Памфило отзывает его к себе. Уезжая, он обещает Фьяметте возвратиться через несколько месяцев. Он тоскует о возлюбленном, но до нее доходят слухи о женитьбе Памфило. Ее горе не знает границ. Но еще горше становится Фьяметте, когда она узнает, что Памфило не женился, а только завел новую возлюбленную. Фьяметта рассказывает свою горестную историю другим женщинам, чтобы они не повторили ее ошибки.

Такое изображение внутреннего мира человека было подлинно новым словом в европейской литературе. До Боккаччо женщине поклонялись, ее воспевали, но не пытались разобраться в ее душевной жизни. Боккаччо первый низвел женщину с пьедестала и показал ее во все жизненной конкретности. Всем этим он заложил основу психологического романа.