Билеты. Вариант 1. Билет 34
Себастьян Брант – родоначальник «литературы о дураках» в Германии. Поэма «Корабль дураков». Ганс Сакс – поэт-мейстерзингер

Себастьян Брант – родоначальник «литературы о дураках» в Германии. Поэма «Корабль дураков». Ганс Сакс – поэт-мейстерзингер

Себастьян Брант. Родоначальником демократического направления немецкой бюргерской сатиры, уроженец Страсбурга, доктор прав и профессор Базельского университета. Был близок к кружку гуманистов своего города, но остался в стороне от гуманистического свободомыслия. Широкой популярностью пользовалась его стихотворная сатира «Корабль дураков» (1494), положившая начала «литературе о глупцах».

Брант высмеивает представителей общественных пороков своего времени. Толпа глупцов наполняет корабль, отплывающий в Наррагонию («страну глупцов»). Среди них выступают ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, прелюбодеи, хвастуны и грубияны, богохульники и многие другие. Каждому из них автор читает проповедь, пересыпая ее моральными примерами и сентенциями из библии и античных писателей. Религиозно-моральной мировоззрение автора еще ограничено средневековыми представлениями. Он сетует на упадок благочестия и осуждает танцы и любовные серенады. Он жалуется на чрезмерное распространение книг, предостерегает от увлечения языческими поэтами и вместе с алхимией и астрологией отвергает математику, смеясь над суетными попытками «циркулем» измерить поверхность земли. Осуждает корыстолюбие и эгоизм богатых и знатных. Предчувствуя грядущие социальные потрясения, говорит о них образцами апокалипсиса: «Час близится! Близится час! Боюсь, что антихрист уже недалеко!»

Сатира, написанная простым и ярким народным языком, имела огромный успех, которому немало содействовали гравюры на дереве, наглядно иллюстрирующие галерею изображенных им «глупцов». Книга неоднократно переиздавалась и была переведена на многие европейские языки. Она предваряет позднейшую сатирическую литературу гуманизма и реформации.

Ганс Сакс. Представитель немецкой бюргерской литературы 16 в. Родился в Нюрнберге, в семье портного, получил некоторое образование в «латинской школе» своего родного города, поступил учеником к сапожнику, путешествовал несколько лет по западной и южной Германии, занимаясь ремеслом и одновременно «благородным искусством мейстерзанга», вернулся снова в Нюрнберг.

Нюрнберг был одним из очагов гуманизма в Германии. Ганс Сакс посвятил родному городу «Похвальное слово», в котором с восхищением описывает его улицы и площади, его рынки. Эта социальная идиллия бюргерского благополучия определяет кругозор поэтического искусства Сакса, простого, наивно-правдивого, демократического по своим темам и исполнению, лишенного острой социальной критики и широкой мировоззренческой перспективы.

Ганс Сакс примкнул к умеренной бюргерской реформации Лютера. В прозаическом диалоге «Спор между священником и сапожником» (1524) он выводит на сцену невежественного церковника, негодующего против вмешательства светских людей в богословские вопросы, и сапожника-лютеранина, побивающего своего противника цитатами из библии. Духовенство и папская власть запретили поэту продолжать полемику. После этого он становится целиком поэтом частной жизни.

Литературное наследие Сакса обширно. В одном из своих последних произведений («Прощание», 1567) он сам насчитывает 34 тома в рукописном собрании сочинений, 4275 мейстерзингерских песен, 1700 «шпрухов», включающих шванки, басни, легенды и т.п., и 208 пьес. Сакс не был литературным новатором. Он культивировал основные жанры, сложившиеся в средневековой бюргерской литературе, религиозную и новаторскую лирику, комические басни и шванки, «масленичные шванки». Содействовал развитию и укреплению «школы» нюрнбергских мейстерзингеров.

новым явление в бюргерской литературе и характерна для писателя, выросшего в окружении гуманистических интересов.

превращен в непослушного сына, который получает заслуженное возмездие за свое буйное поведение. В «Трагедии о злосчастной царице Иокасте» поэту достаточно 800 стихов, чтобы инсценировать всю последовательность событий античного сказания – от беременности Иокасты и рождения Эдипа до гибели его сыновей под стенами Фив.

Вершины своего мастерства Нанс Сакс достигает в реалистических шванках и фастнахтшпилях, где он создает целую галерею современных бытовых типов и жанровых сцен, изображенных с живой наблюдательностью и добродушным юмором (старый ревнивый муж и коварная сварливая жена, ленивая служанка, расчетливый купец и трудолюбивый ремесленник, простоватый и грубый крестьянин).

Демократический реализм Сакса был причиной его широкой популярности у современников. Ганс Сакс был заново открыт во второй половине 18 в. молодым Гете, который восторгался его правдивостью. Гете подражал Саксу в бытовых сценах первой части «Фауста» и посвятил его памяти стихотворение «Поэтическое призвание Ганса сакса» (1776). Рихард Вагнер сделал Сакса героем своей музыкальной драмы «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1862).