Билеты. Вариант 1. Билет 5
Скандинавские саги, их основные циклы, значение. Древненемецкий эпос

Скандинавские саги, их основные циклы, значение. Древненемецкий эпос

Исландцы, как и ирландцы, имеют богатую прозаическую литературу на родном языке, так называемые саги.

По своему происхождению эта литература восходит к устным рассказам о первых поселенцах, прикрепленным к определенной местности и ее обитателям. Такие семейные предания рассказывались на посиделках.

Существовали рассказчики саг, которые славились своим искусством.

Начало письменной обработке саг положили исторические труды исландских клириков, писавших на родном языке и проявлявших исключительный интерес к родному прошлому. Среди них особое значение имела «Книга об исландцах» (около 1130 г.) и «Книга о занятии земли» (начало 13 в.) Арии Торгильссона.

Большинство исландских родовых саг записано в период от последней четверти 12 до конца 13 в. События, описываемые в сагах, относятся по преимуществу к концу «эпохи викингов», до окончательной христианизации Исландии (примерно 950 -1030).

В передаче исторических фактов, личных и географических имен родовые саги отличаются большой достоверностью. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Они начинаются с кратких родословных; затем следует путешествие за море, служба в дружине норвежского короля; прославление в морских походах; возвращение на родину, женитьба, ведение своего хозяйства; соперничество между знатными родами, нескончаемые кровавые столкновения.

Герои родовых саг не идеализированы, как в героическом эпосе. Мы узнаем в них людей варварского общества. Они гордятся своей физической силой, своим мужеством. Классическую биографию викинга и скальда содержит «Сага об Эгиле».

Героем «Саги о Ньяле» является старый и мудрый Ньяль, который по вине своих сыновей становится жертвой кровавой распри. Враги Ньяля сжигают его в доме вместе со всей семьей, спасается только зять Ньяля, который в течение ряда лет мстит всем убийцам Ньяля.

Исландские саги имеют исторический и бытовой характер. Они рисуют правдивую картину хозяйственного быта, семейных и общественных отношений. Элемент чудесного наличествует в них лишь в форме бытовых суеверий - веры в вещие сны, в колдовство и заклинания, в привидений и оборотней.

Романтические мотивы преобладают в более поздних сагах, нередко уже лишенных исторической достоверности. Среди низ известна «Сага о Фритьофе».

Многие бытовые и исторические саги выводят нас за пределы Исландии. Так, в «Саге об Эйрике Красном» рассказывается об открытии исландскими мореплавателями Гренландии и Северной Америки. В некоторых сагах упоминаются походы викингов в Древнюю Русь. Довольно рано у исландцев слагаются исторические саги о норвежских королях.

Существовали саги легендарного и исторического содержания. Эти «саги древних времен» прикреплены к именам полуисторических и легендарных героев ранней эпохи викингов. Уже современники называли их «лживыми сагами» или «бабушкиными сказками» («Сага об Орвар-Одде», герой которой живет 300 лет). В форме саг обрабатываются в это время и песни героического эпоса. К середине 13 в. относятся «Сага о Волсунгах» и «Сага о Тидреке» (Дитрихе Бернском).

Так называемые «рыцарские саги» являются переводами с французского эпических поэм каролингского цикла («Саги о Карле Великом»), стихотворных романов о короле артуре и его рыцарях, о Тристане и Персевале.

веры.

Единственным памятником древнегерманской эпической поэзии является отрывок «Песни о Хильдебранте».

Старый Хильдебрант, начальник дружины Дитриха Бернского вместе со своим господином «бежал от гнева Одоакра», оставив на родине молодую жену с младенцем Хадубрантом. Тридцать лет он провел в изгнании при дворе короля гуннов атиллы и теперь возвращается на родину во главе войска. Здесь происходит его встреча с Хадубрантом, который выезжает со своей дружиной, чтобы встретить врагов. Бойцы спрашивают друг о друге о роде и племени. Хадубрант называет себя, но когда отец хочет приветствовать его как сына, он принимает его слова за хитрость «старого гунна»: от моряков он слышал, что умер его отец Хильдебрант. Хадубрант принуждает отца принять бой. На этом сохранившийся отрывок обрывается.

«Песнь о Хильдебранте» служит примером краткой эпической песни, представляющей раннюю ступень в развитии эпического сказания. В трагическом конфликте между воинской честью дружинника и семейными связями отца и сына – основная тема героической песни. Бытовой основой древнего сюжета являются отношения материнского рода (матриархата), при котором отец принадлежит к иному роду, чем мать и дети. Древнегерманские эпические песни сказывались музыкальным речитативом под аккомпанемент арфы. Сочинитель и в то же время исполнитель – дружинный певец («скоп»).