Билеты. Вариант 2. Билет 7.
Древнегерманский героический эпос. «Песнь о Хильдебранте». Своеобразие конфликта и стиль.

7.Древнегерманский героический эпос. «Песнь о Хильдебранте». Своеобразие конфликта и стиль.

Второй группой литературных памятников является устное народное творчество на языках местных народностей. Особенности их возникновения: по большинству развивается на самой периферии Европы, в местах почти не тронутых римскими легионерами. Те отдаленные уголки, куда не стремилась христианская церковь – плохой климат, плохие условия. Великобритания, Исландия, Норвегия. В таких областях католическая церковь назначала священников из местных жителей, которые не стали уничтожать культуру своего народа. О мифологии континентальных германцев мы узнаем опосредованно – через культурные памятники периферии. Жирмунский умалчивает о северных германцах как о прародителях культуры Европы из-за политической ситуации. Памятников культуры древних германцев в центре Европы не сохранилось. Памятники раннего Средневековья возникают в основном в эпоху переселения народов (5-7вв.) – трагическое переломное время. Устно, письменно их создали только в 9-11 вв. Пять-семь веков они существовали в устной традиции. При пересказе такой памятник изменялся. И хотя творчество было анонимно, все равно авторы-пересказчики привносили что-то свое. Оригиналы и запись имеют отличия. Оригиналы создаются в языческую пору, а запись – в пору христианства, иногда запись меняется насильно в соответствии с католической идеологией. Религиозная разница.

Западная цивилизация строилась на культуре древних германцев. Древнеримский ученый Тацит пишет о большой эпической традиции. В эпосе хранится все: исторические, религиозные, мировоззренческие сведения. Тацит сравнивает Геркулеса и скандинавского бога Тора-Донара.

Единственный памятник, дошедший до нас, - «Песнь о Хильдебранте». Написан на древневерхненемецком языке, южном диалекте, а не на латыни. Нашли его случайно в монастыре. Там существовала огромная пергаментная книга для записи молитв. На обороте этого пергамента из-за экономии места два клирика, по-видимому, соревновались в чистописании, переписывая по странице из этого произведения. К сожалению, им это надоело, и конец песни до нас не дошел. Наши ученые датируют запись этой песни 800 годом, место – монастырь около города Фульда. Немецкие пособия утверждают, что она была записана в 730 году, из чего следует, что письменность в древней Германии появилась уже в 8 веке.

Песнь небольшая, казалось бы, незначительная по содержанию. Но в ней отражаются огромные социальные перемены – переход от родовых взаимоотношений к феодальным. Этот процесс шел болезненно. Эта песнь заканчивает собой огромный пласт мифов древних германцев – о нибелунгах. До нас дошло окончание. Германцы – воинственное племя, на территорию будущей Италии пришли как захватчики. Но они хотели оправдать это, поэтому сказано, что Теодориха (в поэме – Дитриха Бернского) изгнали, а потом он вернулся мстить.

Сюжет: король Теодорих-Дитрих Бернский возвращается в свою вотчину, откуда его в юности изгнал более могущественный тогда Одоакр. 30 лет Дитрих жил у Атиллы, предводителя гуннов. В эпоху переселения народов гунны пронеслись по Европе. В 437 они решили пойти на Рим, по пути сметают с лица земли город Вормс (Бургундско-Германское королевство). Сами они с Приуралья. Дошли до Рима, но получили отпор. 453 – Атилла умирает. Его очень боялись. Король остготов Эрманарих умирает даже от того, что узнает, будто есть малая вероятность, что гунны могут пройти сквозь его страну.

Дитрих возвращается домой. В изгнании с ним был его наставник – Хильдебрант. Он напоминает Илью Муромца: вспыльчивый, открытый, доверчивый. Эпизод поединка с собственным сыном также есть в русских былинах. Финал тоже должен бы был быть одинаков.

руках. Хадубрант не верит ему, думает, что это хитрость, начинает оскорблять его. Обычно средневековая песнь кончается тем, что побеждает отец. Но тут рукопись прерывается. В варианте записи 15 века все заканчивается мирно.

Таким образом, показано, что феодальная мораль превалирует над родовой.

Жанр краткой, героической, эпической песни, самый распространенный в раннем Средневековье. Возникает сразу после исторического события. Создатели – дружинная среда, в которой выделялся особый исполнитель. Песни отличает эпизодичность. Они повествуют только об одном эпизоде из жизни героя. Здесь Хильдебрант выступает только как воин. Но образ героя не стал менее привлекательным, так как остальные песни просто не дошли до нас.

Небольшой объем, состоят из достаточно длинных строк – стихов. Эти строки разделяются паузой на два полустишья. Здесь нет привычной рифмы, все связано аллитерацией, очень мало изобразительно-выразительных средств. Авторы отбирают только самые яркие детали и моменты. Изобилие глаголов, большой динамизм.