Билеты. Вариант 2. Билет 8.
Жанры городской литературы Средневековья.

8. Жанры городской литературы Средневековья.

Развитие науки, университеты.

Рыцарская лит-ра уходит от реальности. На смену -реалистич. городская лит-ра. Меняется и жанры и стиль.

Фаблио – небольшие стихотвор. рассказы о забавных и нелепых происшествиях из обыденной жизни.

Простейшие – чисто анекдот. Некоторые –соц направленность. Также сатира, разоблачение пороков. В центре внимания – горожане. Многие сюжеты имеют аналоги в пр-ниях других стран. Фаблио дали материал для новелл Боккаччо и других рассказчиков. Кое-что- в роман Рабле.

В Германии аналогичный жанр – шванки. Повесть «Поп Амис» - хитрый священник. «Фермер Хельмбрехт» - Австрия, небольшой роман из шванка.

К фаблио очень близок французский «Роман о лисе». Ренар, проделки лиса. Тридцать частей – ветвей, складывалась три четверти века с конца 12 до середины 13, не менее 10 авторов. В основе не цельная фабула, а разрозненные пр-ния. Прямой источник – сказки о животных. Фольклор. При возникновении сатирич. целей не было. Но потом все больше и больше. Это соответствует изменению сознания горожан. Сословные насмешки. К середине 13 века основная часть закончена. Однако дополнения продолжают появляться.

"Коронование лиса». «Рейнеке-лис» Гете. Франция «Роман о розе». Первая часть в 30-х годах 13 века.

Гильом де Лоррис – куртуазные тона. Через сорок лет Жан де Мен, другой дух. Природа и Разум – все, нападение и сатира. Следует Аристотелю и Платону.

Лирика: ваганты или голиарды. Близко к народной поэзии. Сатирические и радостные песни. Гюг Орлеанский, Архипиита писали стихи. Городская лирика, пастораль.

Рютбеф – публицистич поэзия, реализм злободневность.

Баллады. Драма- интенсивное развитие с 13 века. Церковь создала собственный театр. Связь с литургией (сценки из библии в лицах) и народной карнавальной традицией. Антифоны – респонсории, обмен репликами между хорами. Тропы – тексты из библии. Пантомимы на библ темы. «Плач Рахили». С 12-13 стали мистериями, обмирщаются.

«Игра об Адаме». Попытка создания характеров.С 13-14 во Фр. и Англ. мистерии от церкви- к городским цехам. С 15 века более бытовые, комические. Мистерии разрослись, появились циклические – после 1450.

Городские комедии – источник народные выступления. Адам де Ла Аль – две пьески. В 15 веке возродились искорененные ранее праздники дураков, «беззаботные ребята», два жанра: фарсы и соти. Первый – острокомические интермедии, в 14 веке расширился в отдельные пьески. Близки к фаблио. «Адвокат Патлен».

Автор соти Пьер Гренгуар «Игра о князе дураков и дурьей матушке» - политика. Особый тип- немецкие фастнахтшпили (от слова масленица). Народная игра. В дом входили ряженые, играли эти сценки. 15 век – лит-ная переработка. Фр. и Англ. – моралите, пьесы морализ. хар-ра. Распадаются на аллегорические и истории. «О разумном и неразумном» - ад и рай. Истории – только во Фр. Критика бытовых человеч. пороков