Билеты. Вариант 3. Билет 7.
Песнь о Роланде. Песнь о моем Сиде. Песнь о Нибелунгах

Билет 7. Песнь о Роланде. Песнь о моем Сиде. Песнь о Нибелунгах.

1) Историческая основа. Соотношение истории и вымысла.

ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ В “ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ”

В 778 году Карл был призван в Испанию мусульманским правителем Ибн-аль Араби . Он пообещал Карлу за помощь в борьбе против Халифа Абдер Рахмана Сарагосу. Но правитель Сарагосы не впустил Карла и тот был вынужден удалиться, узнав о восстании саксов . При переходе Пиренейского перевала баски (христиане), мстившие за разрушение Карлом Пампелуны, напали на арьергард франкского войска в теснинах Ронсевальского ущелья . В этом сражении участвовали также и мавры , освободившие Аль-Араби, который был заложником франков. В списке убитых упоминается “Хруодланд, префект бретонской марки”. Возможно, что эта фигура имеет определённую связь с Роландом .

В поэме встречается огромное количество художественных преувеличений . Они имеют не случайный характер , а содержат в себе смысловой подтекст .

Автор преувеличивает время пребывания Карла в Испании (поход длился меньше года,а в “Песне” указывается другой временной промежуток- 7 лет).

Карл завоевал незначительную часть Испании (он даже не дошёл до Средиземного моря). Автор, желая подчеркнуть могущество короля , отмечает ,что тот завоевал всю Испанию .

Не случайно допущены рассказчиком и неточности в описании внешности Карла Великого. Он придаёт ему черты старца, которому по словам Марсилия уже за 200 лет. На самом деле во время испанского похода Карлу было 36 лет, и он никогда не носил бороды . Данная гипербола использована для того,чтобы подчеркнуть авторитет, опытность и мудрость героя.

В перечислении завоевательных походов франков под предводительством Карла Великого много фантастических преувеличений и анахронизмов: Англия, Шотландия, Ирландия, Уэльс, Польша, Константинополь никогда не были завоёваны Карлом. Такие преувеличения связаны с представлением автора о некоем национальном единстве, целостности “милой Франции”.

ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ В “ПЕСНЕ О СИДЕ”.

Руй Диас, прозванный Сидом, родился между 1025 и 1043г. С. принадлежал к высшей кастильской знати, был начальником всех войск короля Кастилии Санчо II и ближайшим его помощником в войнах, которые король вел как с маврами, так и со своими братьями и сестрами. Когда Санчо погиб во время осады Саморы и на престол взошел его брат Альфонс VI, проведший молодые годы в Леоне, между молодым королем, благоволившим к леонской знати, в частности – к графам де Каррион, ненавидевшим Сида, и С. установились враждебные отношения, и Альфонс, воспользовавшись ничтожным предлогом, в 1081 г. изгнал С. из Кастилии.

Некоторое время С. служиил у мусульманских государей, но затем стал самостоятельным и отвевал у мавров Валенсию. После этого он помирился с Альфонсом и они вместе стали бить мавров. Величайший его подвиг – сокрушительный удар по альморавидам, мусульманам-фанатикам, особенно битва в 1094 перед Валенсией, когда 3000 всадников С. побили 150000 человек. Умер он в 1099 г. В песне сохраняется почти полная историческая достоверность (кроме эпизода новеллистического характера с замужеством дочерей + нек. фактические неточности типа перестановки порядка двух битв, соединения двух встреч с Альфонсом в одну + некоторая идеализиция С. путем умолчания о некоторых его неблаговидных делах типа службы мусульманам и жестокостях во вр. завоевания Валенсии.).

ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ В "ПЕСНЕ О НИБЕЛУНГАХ"

В основе – гибель в рез-те гуннского нашествия бургундского королевства на Рейне в 437 г. (король Гундихарий/Гунтер, его братья Годомар/Готмар и Гисляхарий/Гизельхер) и смерти Аттилы (Этцеля) в 451 г. после пира, на ложе германской пленницы Ильдико. Кто такой Зигмунд – непонятно. Еще исторические лица: Дитрих/ Теодорих Остготский (471 г.-526 г.) – завоеватель Италии, Берн (Верона) – его резиденция.

Согласно сказаниям, он, наоборот, был изгнан из своего королевста и нашел убежище при дворе Этцеля. Епископ Пильгрим (X в.) – действительно был такой. Только временная несостыковочка – см. даты. Вообще, с хронотопом тут просто беда (опять-таки см. даты). Кроме того, атмосфера бургундского двора -- это атмосфера куртуазного двора XIII в., а не дикого V в.

2) Соотношение национально-религиозной темы и темы сеньориально-вассальных отношений в “Роланде” и “Сиде”.

К “Нибелунгам” этот вопрос вроде бы не относится, но если спросят, скажите, что религия там упоминается походя, а что касается сен.-вас. отношений, то вся там байда и заварилась из-за того, что Брюнхильда с Кримхильдой не могли выяснить, кто чей вассал. Ну и Хаген, конечно, который как верный вассал, полез защищать Брюнхильду.

"Песнь о Роланде"

Атмосфера конца ХI- начала ХII века определяет характер интерпретации исторических событий . В это время во Франции царил хаос. Многочисленные феодальные усобицы между независимыми княжествами способствовали тому, что в обществе начала созревать идея объединения (олицетворение здесь анархического начала – Ганелон). Эта идея особым образом преломляется в поэме . Ещё одним фактором, повлиявшим на “ Песнь о Роланде”, является духовная атмосфера конца ХI- начала ХII века . В обществе царили антимусульманские настроения , связанные с Крестовыми походами за освобождение Гроба Господня.

Первый Крестовый поход состоялся в 1096 году . На протяжении ХI-ХII века антимусульманская идея играла важную роль . Именно этим обусловлены некоторые мотивы в “Песне о Роланде” .

Антимусульманская идея также отражается на страницах “Песни о Роланде”. Христиане и мусульмане в поэме противопоставлены друг другу. Мусульмане связаны с потусторонним миром зла (например Шерноболь Монэргский родом из местности, где “ у чертей бывают сходки”; у Абима на щите сверкают алмазы, которые “сам сатана добыл ... в Валь-Метасе”)

Автор искажает историческую действительность, дабы усилить антимусульманскую идею в поэме (даёт иную мотивировку их действиям в Ронсевале, не упоминает об участии басков в сражении).

Подчёркивая торжество христианской веры, автор прибегает к противопоставлениям: “ завладел его душой нечистый” и “в рай душу графа понесли они”. С этой же целью вводится в поэму эпизод сражения Карла с Балиганом. Пройдя через тяжкие испытания, язычники разуверились в своих идолах. Этот факт подчёркивает победу христианской идеологии. Хотя мусульмане поклоняются единому богу, средневековая христианская пропаганда изображала их язычниками; кроме того, представления об исламе у большинства европейцев были тогда фантастическими.

Результатом симметрии в поэме является и то,что социальная организация язычников повторяет христианскую (у эмира служат герцоги, бароны). Автор подчеркивает силу мусульман для того, чтобы возвеличить победу христиан над ними. В Ронсевальском ущелье 2000 французов сражаются с 400000 язычников и ценой собственной гибели христиане одерживают победу.

Важно – умирая, Роланд посвящает Господу перчатку, как своему сеньору. Роланд – идеальный вассал:

Вассал сеньору служиит своему,
Он терпит зимний холод и жару, 
Кровь за него не жаль пролить ему. 

С Ганелоном сложнее. Формально он вроде бы свой вассальный долг по отн. к Карлу не нарушил: срок обязательного пребывания в войске сеньора был обычно 40 дней в год (Г. столько отбыл), посольское поручение выполнил, теперь мог заниматься своими делами и предавать Роланда сколько угодно.

"Песнь о Сиде"

С маврами там все понятно – побил он всех неверных и завоевал Валенсию. С королем хотя и в ссоре, тем не менее старательно посылает ему богатые дары, часть добычи.

Верный вассал, короче.

3)Влияние куртуазной культуры.

“Нибелунги”:

Зигфрид влюбляется в Кримхильду заочно, целый год мучается от любви к ней, живя в ее же доме, но не видя ее, присутствие дам на праздника, что придавало им куртуазный характер, обращение дамы к рыцарю, приветственный поцелуй дамы (Кримхильда целует Зигфрида, когда он возвращается после победы над датчанами и саксами) – куртуазный этикет.

Еще деталь куртуазного этикета: рыцари выходили из церкви прежде дам и ожидали их на улице. Да и вообще, служение играет здесь очень большую роль: как только дамы появятся, мужчины сразу стараются им угодить (праздник после победы Зигфрида, когда К. с дамами выходит – “всех мужчин при виде подобной красоты тревожили напрасные, но сладкие мечты”, когда Кримхильда по дороге к Этцелю останавливается у Рюдигера, “у всех, кто дамам рад служить, в тот день хватило дел”,

“бургундки устремились к бехларенкам бегом, 
И на траве расселись красавицы рядком – 
Знакомство на беседой удобнее сводить. 
А витязи им всячески старались угодить”

и т.д. Напоследок – пара ругательств: hochgemuete – термин из куртуазного словаря, обозначавший умонастроение и нрав, присущие благородному человеку – это те качества, которыми обладает К. и которые переведены как “добрый нрав и разум”. Далее, Зигфрид “о любви все чаще мечтал день ото дня”. Любовь – minne, еще один курт. термин, предполагавший прежде всего служение рыцаря даме, которой он добровольно и охотно себя подчиняет, считая своей госпожой.)

Сид, когда под стенами Валенсии появляются полчища мавров, просит жену, как свою Даму, смотреть, как он будет сражаться, и вдохновлять его на подвиги.

В “Роланде” ничего нет, т.к. это строгий воинский эпос, эпизод с невестой – позднейшая вставка.

4)Характеристика образной системы.

“Роланд”. Противопоставление Роланда и Оливье, но не как враждебные силы, а как два варианта одного положительного начала: Роланд безрассудно смел, Оливье благоразумен.

но еще и мудр).

Безусловная идеальность → плоскость образа.

Роланд тоже идеален, но связан с реальными рыцарями→ более-менее рельефен (но все равно это еще не характер).

Отказ Р. затрубить в рог связан с особенностями рыцарского понимания чести: что будут говорить о нем другие? Зачем просить о помощи, если есть шанс победить самому?

О Карле см. + он идеализирован, + Карл и 12 пэров – трансформация сюжета о Христе и апостолах.

Ганелон = Иуда. В нем есть черты мученика: он не может предотвратить гибель, поэтому страдает, льет слезы.) Ганелон – христианин, но подлый. Но предатель он с народной т.з., т.к. с правовой т.з. все в порядке: Карлу он отслужил, месть Роланду – его личное дело, к тому же он при всех сказал, что будет мстить. Кроме того, Г. изображен не как физический и нравственный урод, он красив и смел, а не хочет быть послом не потому что испугался, а потому что обозлился на Роланда, решил, что тот его специально посылает на смерть (логика: каждый судит по себе).

В Сиде самое главное – рационализм. Он только и делает, что добывает себе богатство. Пример: как он добыл средства в начале поэмы для похода: наполнил сундук песком и отдал под залог, как будто в нем золото. В сцене тяжбы с инфантами де Каррион Сид прежде всего требует возвращения мечей и приданого, а затем уже поднимает вопрос об оскорблении чести.

Сид – не очень знатный сеньор, за что его и не любят инфанты. Более демократичная поэма, где-то даже написано, что антиаристократическая.

В Сиде нет героической неистовости. Он спокоен, уравновешен, рассудочен. Инфанты трусливы и алчны. (Ганелон в отл. от них смел.)

“Нибелунги”.

Не забываем, что песнь делится на 2 части, характеры персонажей в них разные. Зигфрид (до 2-ой части песни не дожил, она, собственно, и посвящена мести за его смерть) – с одной стороны, куртуазный рыцарь (см. выше), с другой – сказочный богатырь. Родился-то он в Нидерландах, но одновременно он и повелитель сказочной страны Нибелунгов (кстати, если спросят – нибелунги – это всегда владельцы клада, сначала вот эти сказочные существа, потом – бургундцы). + все его приключения в молодости (убийство дракона и купание в его крови, сражение с карликом, плащ-невидимка), потом сражение с Брюнхильдой, которая тоже сказочная богатырша.

В отличие от остальных героев, он действует, повинуясь естественным человеческим чувствам: не обязан помогать Гунтеру в войне против датчан и саксов, а помог. Зигфрид – во всяком деле первый: война, охота: “Во всяком деле Зигфрид примером всем служил”.

Кримхильда – сначала милая робкая девушка, потом тщеславная королева, верная жена. Во 2 части – дьяволица, ведьма, причем не в современном значении этого слова, а в средневековом – “женщина, одержимая дьяволом”. Сами понимаете, что это в Средневековье значило. Она не щадит сына, чтобы спровоцировать резню в доме Этцеля и отомстить братьям. Богатство ей нужно все для тех же целей: это источник власти, с ним она наберет много воинов и отомстит братьям.

Хаген – сначала верный вассал. Он всегда самый знающий и мудрый советник короля Гунтера. Он печется о благе своих государей, поэтому хочет мстить за поруганную честь Бр. Абсолютно некуртуазен, в связях с женщинами не замечен. Во 2 части в нем появилось что-то титаническое (признак этого -- дочь Рюдигера боится к нему подойти). Формально он остается вассалом, но ведет себя не так, как следует вассалу: не бережет жизнь королей (поездка к Этцелю – знает, что их там ждет, но везет, переправа – разбивает челнок, чтобы никто не смог спастись бегством). Он действует в своих интересах. Кроме того, он сын карлика Альдриана.

5) Особенности композиции.

Роланд:

2 завязки – посольство Бланкандрина и момент, где пэры и бароны собираются, чтобы выбрать посла к Марсилию. Вторая завязка важнее. Она объясняет, почему Ганелон предал Р. (см. характер Ганелона).

Ронсевальская битва – сходятся обе завязки.

80
81
82
838485
86
87
88

Смысловая ф-ция повторов – выделение события + попытка показать время, во время которого развивается действие.

Развязка 1. Темы – поединок Карла с Эмиром. 2 – казнь Ганелона после поединка рыцаря Тьерри с Пинабелем, родственником Г.

6) Сопоставление песен между собой, “Нибелунгов” – еще и с “Эддой”.

за братьев, а братьям за мужа. Это изменение и дало возможность сосредоточить борьбу в пределах королевской семьи бургундов. Аналогичным образом Хаген превратился из брата Гунтера в его старшего вассала. Главный предмет ссоры королев — вопрос о том, является ли Зигфрид вассалом Гунтера.

Конфликт вассального долга и семейных связей определяет поведение созданного автором «Песни о Нибелунгах» благородного Рюдигера, который погибает от руки родичей жениха своей дочери.