1.Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг.
1. Кельты
• Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры.
• Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек)
• Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII)
• Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры
• Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев
• Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия
2. Черты мифологического предания
• первобытный синкретизм (теория Веселовского)
• не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово
• это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал
• искусство сакрально
• вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир
• процессом руководил вождь-друид
• сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит
• миф – оформление этого предания в слове
• миф так же секретен, как искусство
• миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится
• категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно
• прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали > смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир
• роль человека мала, главное – события, нет этических оценок
Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т.к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли. Дошли – с XII.
• героические саги (=ранние саги, VII)
• уладский (=ольстерский) цикл
• название <Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии
• Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копьё кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нём воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.
• каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином > вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)
• цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов.
• фантастические саги (цикл о мореплаваниях)
• тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости
5. Особенности стиля:
• ясный, четкий
• нарядный, украшенный множеством риторических фигур
6. Литературные особенности:
• эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман.
• эпос существует вне конкретного времени и пространства
• герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой
• много батальных сцен
7. Словесные особенности:
• ритмически организованная художественная речь < мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический
• мнемонические приемы > формулы, модульность. Но это не штампы, т.к. их внутренний смысл обычно меняется
• первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) + певцы-рассказчики. певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) + филиды (советники князей и «мудрецы» + рассказчики эпических преданий)
• повести – «скелы» - саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно > сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам
• первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима > слабая христианизация > больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе