13.Средневековая драма и ее основные жанры.
1. Развитие:
• популярна XIII < рост городов, хотя зародилась раньше
• борьба церкви с языч. обрядами > антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) > IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) > + пантомимические действия (сценки) > свой театр – литургическая драма
• к XII драма секуляризируется >светские элементы – мистерии / миракли >комич. театр
2. литургическая драма:
• всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный
• исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица
3. мистерии: XII-XIII
• на живом языке > свобода обращения с текстом > понапридумывали
• от алтаря >на паперть >на ул. перед церковью >на площадь, спец. помост, костюмы англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII)
• XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи > роскошь, показуха
• XV –расцвет, светскость >обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.
• сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть
4. циклические мистерии – поздние, >1450 «Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли во всех мистериях:
• интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно
• много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов
• пышное и занимательное зрелище
• источники – предания о чудесах богоматери, святых
• сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план
• «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф
6. комический театр XIV-XV
• Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали
• появляются профессиональные актеры
• жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотu (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл)
• фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых
• пьесы морализующего характера
• «аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические
• «истории» (только во Фр.) – «Бедная крестьянская девушка» - темы семейной и общественной жизни