14.Городская литература средневековья.
1. Развитие:
• центр – Фр., есть в Германии, нет в Испании (реконкиста, города не торговые центры)
• города= площадь= церковь + дворец + УНТ
• Болонья, Париж, Салерно, Монпелье, Оксфорд – универы, право и медицина.
• Связь городской литературы с УНТ и крестьянством.
• Жанры: шуточная лирика (без муз. сопровождения), бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература.
2. Фаблио
• небольшие стихотворные рассказы о забавных происшествиях из обыденной жизни
• функция = развлечение, поучение, познание мира >
• дидактические (грань моралистики и ремесла) + сатирические (пародии на рыцарей, антиклерикализм, сатира на куртуазность, в женщине – зло, где сюжеты – снижение куртуазных сюжетов, переворачивание канона красоты)
A. анекдот – случайная комичная ситуация (или игра слов), нет соц. подтекста, цель – здоровый смех
B. есть соц. направленность: чем городские лучше рыцарей («Крестьянин-лекарь»)
C. разоблачаются «сословные» пороки (жадность, скупость, чревоугодие богатых)
• сатирический элемент неоднозначен (ловкость: -/+)
• стиль – сохраняет черты народного предания: энергичная сжатость речи, точность выражений, много народных оборотов, сравнений и пословиц
• в Герм. аналогичны фаблио – шванки, ех: «Поп Амис»
3. «Роман о Лисе» кXII-серXIII
• источник - басни, животные сказки
• циклическая поэма, слагалась примерно 70 лет, >10 авторов, один собрал все ветви логически, вместе
• Лис-Ренар, волк-Изенгрим, медведь-Брён, кот-Тибер, петух-Шантеклер, лев-Нобль
• половина романа – юмор, человек сравнивается с животным – нормально, 2/2 романа – обличительная сатира
• народная мудрость описывает как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан
4. «Роман о Розе»: XIII
• поэма, 18 тыс. стихов
• 1 часть – Гильом де Лоррис (в куртуазных тонах), 2 часть – Жан де Мен (противоположна 1)
• сюжет – набор топосов (общих мест), цель – познание истины.
• в мал. сюжет - большое смысловое содержание. Роза – символ динамической первоосновы мира – любви, влюбляясь в неё – ближе к Богу.
• жанр видения и аллегоризм (из религиозной поэзии эпохи) – рамка для идеи любви
• обычная точка зрения: человек – звено в цепочке, ниже – звери, над – ангелы. Персонаж – Натура (природа), на её платье, где должен быть человек, дырка (тьма материи и свет духа > расползается). Фома Аквинский – учение «томизм» – объясняет наличие всех вещей в этом мире и связи между ними. Схоластика XIII-XIV – самая главная дисциплина, от науки отличается путем – не собрать в целое, а разобрать и исследовать. «Роман о Розе» - любимый у схоластов.
5. отдельная дидактическая литература
• моральная. Стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах», «Наставления князьям», ех: поэт Фрейданк «Разумение»
• научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения). Трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII