Билеты. Вариант 5. Билет 15.
Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм.

15.Специфика “Северного Возрождения”. Немецкий гуманизм.

1.В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (+завесила от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечёт к быстрому и колоссальному экономическому подъёму. Развивается, однако, Германия не так быстро и равномерно как Италия, Франция или Нидерланды. В Германии началась некая политическая раздробленность из-за того, что одни города развивались быстрее других. Но и те и другие были лишены выхода к мировому рынку. Ситуация и правда противная – князья наживают состояния за счёт императора, но низшие слои общества разорялись и теряли свою политическую самостоятельность. Это повлекло за собой ряд крестьянских восстаний. В это же время, пусть не все, но растут города. Подъём городов, и развитие городской культуры во второй половине 16в являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Благодаря, правда, остальным факторам, гуманистическое движение не получает здесь такого размаха как в Италии.

2. Среди титанов возрождения нет немцев. В Германии гуманисты не интересуются всесторонним развитием человека, они замкнуты на изучении античности, филологии и т.п. В Германии существует УЧЁНЫЙ ГУМАНИЗМ. Главными гуманистическими центрами в Г., являлись южные города, связанные с Италией торговлей (Страсбург, Нюрнберг и др.). Повлияло на Нем. Гуманизм и создание университетов (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом). Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке (интеллигенции нет дела до широких масс).

4. Крупнейшим представителем нем гуманизма был Иоганн Рейхлин, богослов, философ, историк, блестящий филолог и знаток тдревних языков. Написал комментарии к Ветхому завету, что положило начало более подробному изучению святых книг. Церткви это не очень – то понравилось и она решила отдать Рейнлиха под суд, ему стали писать сочувственные письма, которые он издал в сборнике под названием: «Письма тёмных людей» (1514), что стало блестящим оразцом боевой сатиры эпохи гуманизма. Книга имела огромный успех и свидетельствовала о надвигающейся реформации.

Ульрих Гуттен происходил из старинной рыцарской, но обедневшей семьи. Сбежал из монастыря, куда его отправил учиться отец, мечтая посвятить себя гуманитарным наукам. Он ипринял участие в составлении второй части «Писем» Рейнлиха и напечатал найденную им рукопись итальянца Лоренцо Валы «О ложности дара Константина». Против папы и католической церькви написал «Диалоги» в духе Лукиана. Хорошо отнёсся к реформации, но видел в ней прежде всего не церковную, а национально-духовную революцию.

Непосредственным призывом к борьбе против римского влияние, является «Жалоба и увещение против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства. Написана уже на немецком языке.