Билеты. Вариант 5. Билет 20.
«Плеяда» и Пьер де Ронсар.

20.«Плеяда» и Пьер де Ронсар.

1. Середина 1530х годов характеризуется для всей Европы наступлением реакции. Это движение (обычно именуется контрреформацией) вызвано страхом феодальных сил к народным восстаниям и брожением народных идей в первой половине 16в. В этот период дворянство берёт на себя преобладающую роль в умственном и литературном движении, почти полностью берёт в свои руки культурную и художественную жизнь страны.

В этой обстановке, в середине 16 в, развивается деятельность «Плеяды», представляющей собой одно из крупнейших явлений французского Возрождения.

В конце 1540х гг. возник литературный кружок, состоявший из нескольких молодых образованных дворян, энтузиастов, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой, гуманистической по своему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии.

«Плеяда» - созвездие из 7и звёзд, по числу его членов. Руководителем и общим учителем группы юных поэтов был знаток древних языков и литератур Дора, но вскоре истинными вождями её сделались Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. В 1549г вышел в свет манифест этой поэтической школы – «Защита и прославление французского языка», составленный дю Белле, но вдохновлённый в значительной степени Ронсаром.

Произведение это состоит из двух частей:

1) посвящена проблеме поэтического языка

2) теории поэзии.

Лучший способ обогащения языка – заимствование из древних языков ряда слов и оборотов речи + язык моряков, ремесленников и др. Поэт и его миссия = пророк и пророчества. Поэтом нужно родиться, но только этого мало – нужно ещё и развиваться и духовно расти. + Дю Белле учит двум стилям:

1) высокому (трагедия, ода, эпическая поэма)

2) низкий (фарс, комедия). + даёт ряд указаний к стихосложению (требует чистоты и лёгкости без перенесения античной метрики).

«Плеяде» покровительствовал Генрих II, что позволило кружку существовать при дворе. По существу, торжество новым идеям было обеспечено гениальным творчеством Ронсара.

2. Пьер де Ронсар принадлежал к знатной дворянской семье, в возрасте 10 лет был назначен пажом при сыновьях короля, затем служил у множества других членов королевской семьи, а подросши учувствовал в разных дипломатических миссиях, что дало ему возможность много где побывать. В 18 лет Ронсар потерял слух, это прервало его карьеру. Он стал заниматься наукой и поэзией, через год после выхода «Защиты и прославления французского языка», он дебютирует в качестве поэта первым сборником «Оды» (1550). С этого момента к Ронсару приходит слава, не покинувшая его в течении всей жизни. С этого времени жизнь его не богата на внешние события.

Тв-во Ронсара можно разложить на несколько периодов:

1) 1550-1560 – период борьбы за новый стиль и новые жанры. В этот период Ронсар создал наиболее яркие свои произведения. Он начал с од, пытаясь перенести во французский язык форму древнегреческой, пиндаровской оды. Цель Ронсара – героизировать современную ему Францию, прославить абсолютизм как выражение национального единства. Попытка неудачна и Ронсар начинает культивировать радости сельской жизни (в одах). Любовная поэзия в сборнике «Любовь к кассандре», «Любовь к Марии», здесь он пользовался формой сонета, которую он разработал до совершенства. В начале чувствуется влияние Петрарки, но затем Ронсар от него освобождается, приобретая вполне индивидуальную форму и тон.

2) 1560-1572 Ронсар становится в значительной степени придворным поэтом. Сочиняет мадригалы, эпиграммы, изящные маленькие стихотворения на случай, сочинение которых он раньше осуждал. В то же время он работает над огромной национальной эпопеей «Франсиада», оставшейся незаконченной (из 24 песен только 4). В основе – легенда о происхождении современных европейцев от древних троянцев, считавшихся носителями высшей доблести. Но Ронсар опять попал в впросак: современные ему условия были слишком несходны с теми, в которых слагались античные эпопеи + его произведение лишено народных черт, необходимых для создания высокой поэзии с народно-героической тематикой. Ронсар пишет замечательные по глубине чувства «Элегии», серию стихотворных «Рассуждений» на политические темы, в которых проявляет душевное благородство и независимость мысли.

3) после 1572г. Ронсар разочаровывается в королевском дворе и уходит в мир личной жизни. В этот период он создаёт такой поэтический шедевр как «Сонеты к Елене» - песни трогательной поздней любви, полные сдержанности и платонизма, но вместе с тем живой затаённой страсти. Несмотря на многообразие и изменчивость ТВ-ва Ронсара, оно обладает большим внутренним единством. Общая черта – светлое эпикурейское восприятие жизни. Жизнь для Ронсара – сад, полный прекрасных плодов. Ронсар – величайший певец любви, она у него всегда материальная, но вместе с тем одухотворённая, как образ любимой женщины. Ронсар также воспевает красоту пира («Будь проклят, кто не знал пиров») и ценит умственные размышления («Хочу три дня мечтать, читая Илиаду») Природа для Ронсара – источник жизни и мудрая наставница. В небольшой поэме «Блаженные острова» он мечтает удалится с друзьями на природу, вкушая радости сельской жизни. У Ронсара постоянно звучит мотив Горация «Лови мгновенье». Ронсара привлекает идеал к мирной жизни, свободный от больших потрясений и борьбы ( ода «К боярышнику»). Ронсар не однобокий сторонник гедонизма, они призывает к внутренней гармонии и мудрости на фоне разврата и пошлостей. Он – придворный поэт, но ненавидит двор – источник лживости и лицемерия. В сатирическом «Гимне золоту» Ронсар порочит деньги, в «Рассуждение о богатстве», Ронсар в идеальных красках рисует жизнь первобытных племён жителей Америки. РОНСАР СТОРОННИК КАТОЛИЦИЗМА, т.к. эта религия его страны, но он не признаёт нетерпимость и призывает две партии к примирению. Критика его абстрактна, он скорее выдвигает идеал умеренной и тихой жизни, он утопичен. Гуманизм Ронсара не воинствующий, он понимает, что невозможно изменить мир, в как и другие члены «Плеяды» он не разрешил основных задач, которые поставил перед собой. Он не создал новую поэзию, но реформировал старую.

3. Дю Белле – второй по значительности поэт «Плеяды». Его ТВ-во превосходит ТВ-во Ронсара своей задушевностью и лиризмом. В поэзии его - соединение черт из античности и реалистическая простота народной поэзии + оттенок меланхолии и неудовлетворённости окружающим. Его лучший сборник – «Сожаления» и «Древности Рима». Основное их содержание – восхваление величия древнего Рима, сетование на нынешнее падение «вечного города», ставшего столицей интриг и авантюр. Идея исторической неизбежности и творческой силы истории придаёт критике современности у дю Белле более философский и глубокий х-р, чем у Ронсара. Чувствуется и тоска по родной Франции в суетливом Риме.

гуманистами на латыни (Скалигер), переводились древние трагедии, или они же писались студентами для практики и увеселения. Все требования к написанию трагедии соблюдены у Жоделя в его первой трагедии «Пленная Клеопатра». Его вторая трагедия – «Дидона, приносящая себя в жертву» (только монолог Дидоны, что привело к развитию психологического анализа). Язык трагедий риторичен и нередко напыщен.

У него более живой диалог и большая естественность в выражении чувств. В них чувствуется сочувствие к римским республикам и антипатия к тирании. Гарнье является также основателем трагикомедии – пьес остродраматических, но имеющих счастливый конец и допускающих в ходе действия примесь комизма. Такова его «Брадаманта» (основана на одном из эпизодов поэмы Ариосто).

6. Таково же развитие комедии (ещё действует традиция средневекового фарса и имеет менее «учёный» характер). Так, в комедии Жоделя «Евгения» введён образ похотливого священника, что типично для фарсов и фаблио.

7. Французское возрождение не способно было создать столь же великую национальную драматургию, как в Испании или Англии т.к. здесь не хватало подъёма национального самосознания и больших событий народно-исторического х-ра, открывающего далёкие перспективы (= развитие театра).