23.Развитие романа до Сервантеса.
1. ренессансно-рыцарский
• старейший роман
• Аналогия – итал-й героико-романический эпос XV-XVI, сюжеты – авантюрно-героические, но в Ит. это игра, а в Исп. Карл действительно хотел, чтобы придворные были его рыцарями.
• не только прошлое, – в героях узнаются современные мореплаватели и конкистадоры
• успех романов до кXVI
• фантастика; нет правдивого изображения чел-х чувств
«Амадис Гальский» н XIV Португалия
• имена, мотивы, эпизоды франц. героических поэм, сказаний артуровского цикла
• нелепость сюжета, преувеличения в обрисовке чувств
• ясный и гармоничный язык • остальные романы этого типа – подражание этому: «Пальмерин английский», «Бельянис греческий»
2. пасторальный
• аристократический хар-р, за пастухом – придворный, чувства и поступки выдают. Утопическая мечта о «чистой» жизни. Но вместо простоты – манерность, «ученость, остроумие».
«Диана» 1560 Хорхе Монтемайора
• по-испански, родом португалец
• условность сюжета (повлюблялись пастухи и пастушки) и стиля
• поэзия и псих. тонкость, изящество
• > Серв. («Галатея»), Лопе («Аркадия»)
3. пикарескный
• ↑нищеты, авантюризм, страсть к легкой наживе
• пикаро - плут, бомж, отмороженный. Для него ничего не важно > неуязвим
• в лит-ре пикаро – данный жизнью тип
• поэтика примитивна = путь героя + эпизоды
• нет концепции – она только внутри героя: автобиография, сатирич. обрисовка соц среды, морально-философские размышления
• по сюжетам близки к фаблио
A= ранняя пикареска – соц окраска
• «Ласарильо с Тормеса» - анонимная повесть, 7 глав
• Л.-мальчик, его выкидывают на улицу из-за голода. За хлеб конкурирует с крысами, когда роет подкоп под сундук с хлебом. Бедняк > негодяй.
• сарказм, мрачность, выпады против духовенства >
B= поздняя пикареска
• «Гусман де Альфараче» Матео Алеман. Жизнь показана шире, много героев. Гусман – сознательно преступный тип
• «Бускон» (=«История пройдохи») Франсиско де Кеведо кXVI - нXVII. Кеведо – выходец из придворной среды и её разоблачает. Мрачный дух непримиримости и влечение к добру. Непоследователен: против духовенства, но не порывает с церковью; против королевской политики, но за короля