Билеты. Вариант 5. Билет 25.
Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр.

25.Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр.

1. В Исп. был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) + светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико > этот театр устойчив, сохранился во время Возрождения. Во время Возрождения театр развит только в Испании.

2. 2 начала в театре: средневековое народное + учено-гуманистическое (через Ит. из Античности, в особенности переводы Плавта и Теренция) > на этой основе новая драматическая система с преобладанием народного

• Хуан дель Энсина (нXVI): небольшие несложные пьесы, реалистическая основа в изображении народа. Сентиментальная манерность: неразделенная любовь > самоубийство. Нет личной трактовки образов и событий.

• Бартоломе де Торрес Наарро: светские пьесы 2х типов: острокомические сценки (слуги, солдаты) + пьесы из дворянской жизни с любовной тематикой (ех: «Комедия об Именее»). Применял параллельную интригу господ и слуг (>Лопе). По римскому образцу делит пьесы на 5 актов (хорнады).

• Лопе де Руэда (1/2 XVI): вывел театр на площадь – играли в селах и в городах, в ярмарочных балаганах и во дворцах. Два рода пьес: большие разработанные комедии + маленькие комические пьески типа фарсов («паос»). Образцы для него: комедии Ариосто + образы из произведений Плавта. Ех: пьеса «Оливки».

• Хуан де ла Куэва (2/2 XVI): в своей «Испанской поэтике» изложил принципы новой драматургии, он против античных сюжетов, единств места и времени, и за Исп. национальность. Сам это не всегда соблюдал. Но его заслуга – введение сюжетов нац. героических сказаний (ех: «Смерть короля дона Санчо»), недавних исторических событий (ех: «Осада и разграбление Рима»)

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635)

все элементы творчества были подготовлены (см. выше), но Л. придал народному творчеству художественное выражение

1. род. в Мадриде, первонач-е образ-е в иезуитской коллегии, потом универ. С юности на службе у знатных лиц, рано стал общаться с актерскими труппами, для которых писал пьесы. Был солдатом, много раз женат, много любовниц, был сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Под конец из-за гибели сына и похищения дочери стал предаваться аскетическим упражнениям и мистике. Крутые похороны, >100 поэтов написали ему на смерть стихи.

2. все жанры. Недраматические: поэмы, пасторали, эклоги, стихотворения, исторические сочинения. Драма: 1800 комедий (в то время – драма), 400 религиозных пьес, интермедии. Считался низшим видом литературы > дошли 400 пьес и 250 названий

• содержание: бытовое, историческое, легендарное, мифологическое, пасторальное

• сюжеты: из испанских хроник и романсов, из ит. новеллистов (Боккаччо, Банделло), из библии, исторических сочинений, анекдотов > из всех слоев жизни. Любознательность – герои разных народов (даже о русском царе).

• «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609)- изложил теоретические взгляды на драматургию – стихотворное рассуждение. Подводит итоги творчества:

• цель – угождать зрителю

• не соблюдает античных норм, хотя признает превосходство античных авторов (Аристотеля), нужно соблюдать единство действия, но нарушать места и времени, т.к. нужно показать max.

• за сюжеты, в которых перемешано комическое и трагическое, так, как в жизни

• делит пьесы на акты (хорнады), 5 >3, придает большое значение построению, узлу интриги, стилю в написании ролей, эффектному окончанию сцен, метрическим размерам, объему (маленький, чтобы не надоесть), приёмам (привлечь зрителя) > не столько борется с традициями, сколько развивает реально жизнеспособные

• от Цицерона представление о театре как о «зеркале жизни»

• ориентируется на народ > стремительность действия, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты

3. пьесы > 3 группы:

• героические - на сюжеты из нац. истории времен готских королей, борьбы с маврами, борьбы королей с непокорными феодалами, объединения Исп. монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки. Патриотизм, идеализация старины, мощь Испании.

• «плаща и шпаги» - по дворянскому костюму. Это бытовые комедии, «комедии нравов». («Собака на сене», «Девушка с кувшином»). Здесь пьеса – «зеркало жизни». Показаны личные и семейные конфликты, порождаемые любовью > всё на игре чувств. • Традиционные мотивы и условные приемы (ех: тайные свидания, серенады, дуэли). Параллельная интрига господ и слуг. • Пьесы оптимистичны и остроумны. • Движущая сила – случай, комизм – в результате недоразумений. • Много гротескных персонажей

• о народе – мало, но выражают общественно-политические взгляды Лопе. По уму и нравственным качествам крестьянин = аристократу (ех: «Разумный в своем доме»). Социальная проблематика.

4. «Фуэнте Овехуна» (=овечий ключ)

• проникнута революционным пафосом, герой не один персонаж, а народная масса

• под влиянием насилия в крестьянской массе пробуждается общественное самосознание

• понятие чести – внесословная категория, синонимом достоинства человеческой личности

• политическая проблематика трактуется в исторической перспективе (брак Фердинанда с Изабеллой = присоединение королевства Арагона к Кастилии = объединение Испании)

5. техника театра:

• 1/2 XVI – подмостки из досок, в селе - на открытом воздухе, в городе – во дворах зданий

• 2/2 XVI – спец. театральные здания (1е-1574). Занавеса нет, но костюмы роскошные

• придворный театр крут сложная структура спектакля – до и после – танцы, песни

– покоряет не привлекательностью, а обманом или обещанием жениться. «Благочестивая Марта».

• Хуан Руис де Аларкон(кXVI -нXVII)–мало пьес, но тщательнее обработаны. «Ткач из Сеговии», «Сомнительная правда».

• Гильен де Кастро (кXVI -нXVII) – часто брал сюжеты из народных романсов «Юность Сида».