3.Общая характеристика средневековой культуры.
Термин «средневековье», введенный в 1667 г. немецким историком Горном, в классической (христианской) схеме периодизации культурно-исторического процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем.
IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима)
V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье
XI-XIII – высокое средневековье
>XIII – Возрождение в Италии, >XV – везде
1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.
• Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком.
• Если в основе античного понимания культуры - признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.
• Античный человек черпал свою уверенность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира.
• Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры.
• Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога.
1. два начала
• «романское начало» - традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.
• «германское начало» - усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готтов и др.)
2. Материальная основа: феодальные отношения:
• условность собственности на землю: социально-политическая иерархия, сюзирентно-вассальные отношения. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право. Взаимные обязательства сеньора и вассала
• натуральное хозяйство > городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
• материальное богатство необходимо, но значение его второстепенно
преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился.
• Для второй сословной группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом.
• Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.
• Рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения.
• Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.
Временные рамки | 5 –13 (14) вв. | |
Идейная основа | Тип духовного освоения жизни, сложившийся на базе феодальных общественных связей в рамках христианского представления о сущности мира | |
Абсолютизация духовного начала | ||
Основа эстетики | Теоцентризм, осмысление видимой красоты как символа невидимой: прекрасное определяется как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему ее «невыразимое наслаждение» | |
Характерные черты | ||
художественное освоение реальной жизненной характерности как непосредственного проявления Божественной сущности мира или как происков дьявола, проявления греховного начала в человеке; | ||
мысль о Божественной предопределенности человеческой судьбы; | ||
отстаивание незыблемости сословной иерархии; | ||
ограничение возможностей человека пределами того сословия, к которому он принадлежит | ||
Человек, живущий по образу и подобию Божию | ||
Основной конфликт | Человеческое – Божественное | |
Основные жанры и литературные формы | Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах», «Эдда», «Сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола» | |
Клерикальная литература | литургическая поэзия; агиография, дидактика, аллегорическая поэзия. | |
Рыцарская литература | Рыцарский роман | |
Городская и народная литература | Сатира и дидактика Лирика Драма |