Билеты. Вариант 5. Билет 7.
«Песнь о Роланде» и французский героический эпос.

7.«Песнь о Роланде» и французский героический эпос.

1. Героический эпос – вид народной поэзии.

• жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

• назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

• от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

• в основном – не рифмованные (> у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

2. Темы:

• оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

• верная служба сеньору, королю

• феодальные распри

3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.

• В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.

• В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду.

«Песнь о Роланде» (1100)

1. Неизвестный автор, заслуги:

• сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания

• связал его с живой современностью

• нашел блестящую художественную форму

2. Источник – исторические факты, но искажены:

• VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман > осаждал Сарагосу > арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)

• был Хруотланд – Роланд – погиб в этой битве

3. Особенности:

• гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски)

• идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)

благословляет на бой французов и сам дерется)

• смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние)

• трагизм смерти Р. смягчается – попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору

4. Влияние:

• «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода – сильно влияние его пропаганды

• Карл – Ганелон: как родина (общее дело) – предатель

• Р. – Ганелон – личное

• Р. – Оливьер – 2 варианта одного положительного начала, Р. – безмерно отважен, О.- благоразумен.