8.«Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос.
написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) > героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам
1. автор:
• точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия)
• это человек придворный < говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке
2. композиция:
• 2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны)
• 39 части – авенюры (по событию)
• дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX
3. Сюжет восходит к трем слоям:
• первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах»
• второй – V, поражение бургундов от гуннов
• третий слой – современность предлагаемого автора
4. черты героического эпоса:
• апсихологичность
• ссора королев – важна иерархия, вассальность
• важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие.
• хронология и география не имеют значения
• важна вертикаль ад>мы>рай, важен результат, где окажешься
• жизнь человека бренна, истина в вечности
• образы героев
• хронология и география не имеют значения
5. черты рыцарского романа
• герой – рыцарь, королевич знатного рода
• начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует
• мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности
• праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей
• развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев
6. особенности
• постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение
• ритмика – тоника (по количеству ударений)
• ?10.000 строк, но воспринимается легко
• средневерхний немецкий язык (>до XVI сохранялось много языков)
• спор братьев
• мотив великанши волшебницы и сватовства к ней
• мотив смертельности любви