Билеты. Вариант 7. Билет 14.
Специфика «Северного Возрождения». Немецкий гуманизм.

Специфика «Северного Возрождения». Немецкий гуманизм.

Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». В 16 в Германия испытывала влияние Франции и Италии ,с которой торговала сев. Германия. Более того, в то время Германия находилась под деспотическим правлением династии Гагсбургов (+зависела от папы). Но в 15-16 веке начинают появляться буржуазные отношения в феодальном обществе, что влечёт к быстрому и колоссальному экономическому подъёму. Развивается, однако, Германия не так быстро и равномерно как Италия, Франция или Нидерланды.

В Германии началась некая политическая раздробленность из-за того, что одни города развивались быстрее других. Но и те и другие были лишены выхода к мировому рынку. Ситуация и правда противная – князья наживают состояния за счёт императора, но низшие слои общества разорялись и теряли свою политическую самостоятельность. Это повлекло за собой ряд крестьянских восстаний. В это же время, пусть не все, но растут города. Подъём городов, и развитие городской культуры во второй половине 16в являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Благодаря, правда, остальным факторам, гуманистическое движение не получает здесь такого размаха как в Италии.

Среди титанов возрождения нет немцев. В Германии гуманисты не интересуются всесторонним развитием человека, они замкнуты на изучении античности, филологии и т.п.

В Германии существует УЧЁНЫЙ ГУМАНИЗМ. Главными гуманистическими центрами в Г., являлись южные города, связанные с Италией торговлей (Страсбург, Нюрнберг и др.). Повлияло на Нем. Гуманизм и создание университетов (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом). Специфика немецкого гуманизма состоит в том, что он основывался на религиозных спорах городов. 1450 г. – изобретены подвижные литеры Гуттенберга, что являлось основой для распространения произведений.

В городах открываются университеты, наблюдается общий подъем культуры Германии. Герм. Гуманизм перенимал из итальянского то, что было им ближе всего.

Основным оружием гуманистов была сатира. Очаги гуманизма – в университетах. Раньше всех – ученые Эрфордского универа, затем Тюбнгемского (там преподавал Бебель). Календари Бебеля. Им противостоит Кёльнский универ.

Литература немецкого гуманизма написана большей частью на немецком языке (интеллигенции нет дела до широких масс).

Для северного гуманизма характерны попытки очистить церковные каноны от интерпретаций. Предпринимались попытки вникнуть в первоисточники. В целом, гуманистическая идея имела поверхностный характер.

4 направления:

• связано с деятельностью ученых-гуманистов. Они критиковали римскую католическую церковь. Генрих Бебель, Иоганн Рейхлин (РЕЙХЛИН(Reuchlin) Иоганн (22 февраля 1455, Пфорцхейм — 30 июня 1522, Бад-Либенцелль), немецкий гуманист, филолог; его произведения содействовали развитию критической мысли в изучении Библии.

В 1509 году он выступил против реакционных католических теологов Кельнского университета, требовавших уничтожения еврейских религиозных книг, которые рассматривались Рейхлином как источник изучения христианств.

Доминиканцы Кельнского университета возбудили против него процесс по обвинению в ереси. Полемика Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования получила известность как Рейхлиновский спор. Многие гуманисты того времени выступили в поддержку Рейхлина. ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurans — затемняющий), крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

Эразм Роттердамский. (+ из следующего билета)

• Второе связано с деятельностью писателей, с движением реформации – Мартин Лютер(1483-1546) – сторонник умеренного направления в реформации. ЛЮТЕР (Luther) Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, — 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Происходил из крестьянской семьи.

Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции по богословию и философии в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви)Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками междучеловеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

Все тезисы были на латинском языке, они обращены на подготовленную публику. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка

В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. В религиозной форме он проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливого общества.Томас Мюнцер получил хорошее образование и с началом Реформации примкнул к сторонникам Мартина Лютера. С 1520 года он был проповедником в Цвиккау, где активно выступал против францисканцев. С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено «царство Божие» на Земле.

Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами. Между ними происходили ожесточенные словесные баталии. Лютер написал «95 тезисов против индульгенции», в которых выражал несогласие с канонами церкви. Его поддерживали студенты. В итоге М.Л. был отстранен от церкви. Т.М. – священник, сначала разделял взгляды М.Л., но позже решил что они очень ограничены. М. говорит о полном уничтожении католической церкви, соединении рая и земли. Ульрих фон Гуттен (Он принял участие в составлении второй части «Писем» Рейхлина и напечатал найденную им рукопись итальянца Лоренцо Валы «О ложности дара Константина». Против папы и католической церкви написал «Диалоги» в духе Лукиана. Хорошо отнёсся к реформации, но видел в ней прежде всего не церковную, а национально-духовную революцию. Непосредственным призывом к борьбе против римского влияние, является «Жалоба и увещание против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства).

• бюргерская литература (городская) Себастьян Брант «Корабль дураков». Подходит к человеческой природе слишком по средневековому, хотя и критикует церковь. Но применяет церковные догматы. Образ корабля-государства. Картина Иеронима Босха «Корабль дураков».

Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный поэт. • связано с безымянным народным творчеством – немецкие народные книги. «О Тиле Уленшпигеле», «О роговом Зигфриде», «О докторе Фаусте», «Книги о Шильдбюргерах» - анекдоты о пошехонцах. Сатирическое начало немецкого возрождения. Литература о глупцах. Жанр популярен.

«Книга о докторе Фаусте», множество интерпретаций.

астролог. О союзе Фауста с дьяволом (Мефистофелем) впервые рассказано в немецкой народной книге «История о докторе Фаусте» (1587). Всемирно известны «Фауст» И. В. Гете (одноименная опера Гуно), «Доктор Фаустус» Т. Манна.