Билеты. Вариант 7. Билет 19.
Французская литература религиозных войн 16 века.

Французская литература религиозных войн 16 века.

Религиозные войны, длившиеся с некоторыми перерывами от начала 1560х годов до 1594г., когда ценой отречения от протестантизма Генрих Наваррский взошёл на престол под именем Генриха IV и принёс стране умиротворение, породил богатую литературу политических памфлетов, религиозно-философских трактатов, поэм, полных гражданского пафоса, и всякого рода сатир, исходивших из обоих лагерей. Особенно широко развивается эта литература после страшного избиения католиками гугенотов, известного под именем Варфоломеевской ночи.

Наиболее крупными и художественно цельными памятниками этого рода поэзии являются произведения двух протестантских поэтов, соратников Генриха – дю Бартаса и д’Обинье. Они были людьми большой литературной культуры, усвоившими поэтическую технику «Плеяды». Но поэтика их существенно иная. Вместо материалистически – чувственного восприятия жизни, гедонизма и аппарата античной мифологии, в их поэмах суровый пафос борьбы и величавые, героические образы, вдохновлённые Библией.

Агриппа д’Обинье (1552-1630) – это пламенный борец за кальвинизм, поэт и воин, был выдающимся гуманистом и одним из ученейших людей своего времени. д'Обинье с юности знал древние языки, математику и астрономию. Очень любил античность и никогда не изменял её традиции. Служил простым солдатом в армии протестантов.

Его религиозная и суровая поэзия не является отказом от радостей жизни. Главное произведение Обинье – «Трагические поэмы», написанное в конце 1570х, изображает страдание Франции, истерзанной гражданскими войнами, дурным управлением королей, интригами хищных агентов Рима. Лишённое единого связного сюжета, оно представляет собой чередование размышлений, сатирических выпадов против угнетённой родины, отдельных эпизодов борьбы, воспоминаний и т.д. Оно состоит из 7 частей, носящих выразительные заглавия:

1) «Бедствия», о разорении крестьян, нищета деревень, голод, война.

2) «Монахи», даются портреты адских чудовищ – Карла 9, Генриха 3 и их матери, «плотоядной и нечестивой» Екатерины Медичи.

3) «Золотая плата», о разврате придворных, продажности судей

4) «Огонь»

5) «Клинки»

6) «Мщения»

7) «Суд» = излагается история многовековой борьбы папства с представителями истинной веры. Всё завершается образом «страшного суда», несущего возмездие насильникам и райскую награду их жертвам. Особенно выделяется в поэме описание Варфоломеевской ночи – это страшное описание убийств и кровавой борьбы. Обинье принадлежит также ряд религиозно-политических памфлетов в прозе. После отречения Генриха от протестантства и его смерти, Обинье покинул Париж и поселился в своём имении. Там он написал свою «Всемирную историю», пронизанную кальвинистскими идеями, за которую подвергся гонениям, должен был бежать из Франции и умер в Женеве. В старости Обинье написал небольшой сатирический роман «Приключения барона де Фенеста», в котором главному герою, де Фенесту, пустому щёголю и бездельнику, противопоставлен господин д’Эне, честный дворянин, хороший хозяин. Обинье – крупнейший французский поэт конца Возрождения.

Мишель Эйкем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne, 1533—1592) — французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения, автор знаменитых «Опытов».

Монтень родился 28 февраля 1533 вблизи г.Бордо. Его отец Пьер Эйкем был в свое время мэром этого города. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методе отца, говорившего с ним исключительно на латыни.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор "Рассуждений о добровольном рабстве", некоторые части из которых Монтень включил в свои "Опыты".

Писатель скончался 1592 г. в замке Монтень.

Оригинальность Монтеня состоит главным образом в том, что в век энтузиазма и борьбы страстей, порожденных догматическим озлоблением, он представляет собой тип спокойного наблюдателя, сумевшего сохранить до конца дней свои нравственное равновесие и душевную ясность. Главное достоинство произведений Монтеня - это искренность, жажда правды и честность мысли. Монтень очень хорошо знал, что, высказывая некоторые мнения, он роняет себя в глазах людей, но ради этого он ни разу не покривил душой. "Если хотят говорить обо мне, то пусть говорят одну правду; если же кто-нибудь изобразит меня лучшим, чем я был на самом деле, я встану из гроба, чтобы его опровергнуть".

"Опыты" Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Хотя наблюдения над свойствами человеческой природы лишены у Монтеня систематического характера, высказываются им мимоходом по случайным поводам, иногда с капризной непоследовательностью, тем не менее у него есть своя точка зрения, с которой он рассматривает разнообразный мир душевных движений, страстей, добродетелей и пороков. Эта точка зрения - скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Провозглашение этого тезиса было особенно благодетельно в эпоху ожесточенной борьбы религиозных партий, потому что подрывало самый корень фанатизма. Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур, Сенека и Плутарх, в особенности два последние, его друзья и советники в трудные минуты жизни.

Заимствования Монтеня из Сенеки бесчисленны, но Плутарха он ставил еще выше Сенеки и называл своим требником. Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливыми.

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья главной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой верховной цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему безумием. "Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя". Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: "Делай свое дело и познай самого себя!"

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорбленное самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека - бороться по возможности против тех и других.

то от нас самих зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, не забывая справедливости прежде всего по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то с уважением, хотя и не нужно отдавать себя ей вполне; к детям - чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству - уважение к существующему порядку. Существующее правительство - всегда самое лучшее, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст нам больше счастья.

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка ради заключающихся в нем недостатков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно недолюбливал гугенотов, потому что видел в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях Монтень является самым затхлым консерватором, то в своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе ее он смело ставит великий принцип общечеловеческого развития.

По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел "Опытов" Монтеня оказал самое благодетельное влияниe на всю позднейшую педагогику.