Билеты. Вариант 7. Билет 24.
Общая характеристика английского Возрождения.

Общая характеристика английского Возрождения.

Английское Возрождение:

• Раннее возрождение (к. XV – н. XVI)

• Зрелое возрождение (2 пол. XVI)

• Трагический гуманизм (конец XVI – начало XVII)

Возрождение в Англии хронологически совпадает с периодом правления Тюдоров, от вступления на престол Генриха VII и до смерти королевы Елизаветы.

При Тюдорах Англия пережила полный переворот во всех областях экономической и социальной жизни, превративший её из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества. Процесс развития этой новой культуры, протекал в Англии в специфических условиях, придававших ей особый характер, на протяжении всего 16 столетия.

С конца 15 в. начинается обнищание деревни, вызванное капиталистической мануфактурной промышленностью и торговлей = новая расстановка классовых сил Англии. + общность экономических и политических интересов наиболее мощных классов, которые в равной мере заинтересованы были в поддержке абсолютной монархии Тюдоров, - земельного дворянства и буржуазии. Причиной объединения являлись последствия войны Алой и Белой розы – почти полное уничтожение старой феодальной знати, замки, которые перешли в новые буржуазные руки, распродаже весьма обширных церковных земель в период реформации, внедрение капиталистических методов во все области хозяйственной жизни в деревне и в городе.

Развивается торговля, мореплаванье, налаживается связь с остальной Европой. Однако вместе с тем, быстро увеличивалась бедность народа. В деревне вспыхивали множества восстаний бедняков (из них самое яркое восстание Роберта Кета). Обострялся также распад буржуазии и абсолютной монархии, и рост политического антагонизма между ними. Вслед за этим наступает кризис гуманистической культуры.

Возрождение в Англии, захватив более чем 100 летний период, прошло несколько развитий. Ранний его период совпадал с Реформацией. Это определило важные особенности английского гуманизма.

Вопросы религии для всех ранних гуманистов играли важную роль. Во второй период ситуация меняется. Уничтожая экономическое и политическое могущество церкви, королевская власть подрывает её авторитет и её сильное идейное влияние.

Существенное значение имел также тот факт, что Возрождение в Англии (наряду с общеевропейским) являлось поздним историческим явлением (+язык).

Наибольший расцвет идей Возрождения приходится в Англии на период царствования королевы Елизаветы (1558-1603). В этот период буржуазия и протестантская Англия одерживают победу над «непобедимой армадой», феодально-католической монархии Испании. Англия становится крупнейшей морской державой, посылающей свои торговые корабли во все страны и укрепляющей связи со всеми государствами Европы. Это также период наибольшего равновесия сил дворянства и буржуазии, национального объединения и высокого политического подъёма.

Невиданное до толе развитие получает придворная литература, наряду с античными классиками в Англии переводят произведения итальянских, французских, испанских писателей. Широко развёртывается научно-философское движение. Необычайно широкое развитие получает художественная литература. Быстро развивается английский роман: рыцарский, пастушеский, авантюрный и реально-бытовой, возникает богатейшая драматургия с Шекспиром во главе.

Поздний гуманизм окрашен в пессимистические тона, враг гуманистов – новое общество. Построенное на капиталистической собственности и наживе.

Дж.Чосер (ок. 1340–1400) – высшее воплощение английского творческого гения эпохи Средневековья и одна из крупнейших фигур английской литературы. Он выступал едва ли не во всех жанрах литературы того времени. Тесно связанный с изысканным двором, впитавшим каноны рыцарства и куртуазной любви, Чосер отразил его нравы и образ жизни во многих своих сочинениях. Стиль и просодия Чосера принадлежат скорее французской, нежели отечественной традиции; их воздействие на английскую поэзию невозможно переоценить. Язык Чосера явно ближе к современному английскому, чем к языку Ленгленда; лондонский диалект стал превращаться в нормативный литературный язык в основном благодаря поэзии Чосера.

Кентерберийские рассказы, с их композицией, в рамках которой выступают словоохотливые, переругивающиеся и все о себе выкладывающие рассказчики и находят воплощение разнообразные формы средневековой литературы, это квинтэссенция творческого воображения эпохи. Особенно оригинально Чосер использует фаблио – призванную повеселить короткую стихотворную новеллу, сатирическую, озорную или соединяющую оба эти качества. Сюжеты немногих сохранившихся английских фаблио порой так же фантастичны, как в рыцарских романах, однако обстоятельства допускали в них реализм, и Чосер в полной мере реализовал эту возможность. В форме фаблио даны рассказы Мельника, Мажордома и Шкипера.

Появление новых веяний в литературе наблюдается со времени возникновения кружков гуманистов в университетах, испытывавших влияние итальянского гуманизма. Крупнейшей фигурой гуманизма в Англии с тал Томас Мор (1478–1535), оставивший одно из программных сочинений Возрождения Утопию, где рисуется идеальное общество, построенное на равенстве и справедливости, где господствует принцип коллективной собственности и общности труда, отсутствует бедность, а целью является достижение общего блага. Как подлинный гуманист Мор настаивает на гармоническом развитии личности в этом обществе, большая часть времени каждого человека отдается интеллектуальным занятиям. Характерно, что в эпоху, когда Европу разрывали религиозные распри, Мор рисует в своем идеальном государстве торжество веротерпимости, и беспощадно с издевкой описывает удел золота в Утопии.

Вершиной развития ренессансного театра является творчество Уильяма Шекспира (1564–1616). Точное количество его пьес и время их создания неизвестно, на основании анализа первого посмертного издания исследователи выделили 37 пьес (т.н. канон) и предложили датировки. В последнее время некоторые исследователи склонны добавлять нему отдельные сочинения, традиционно приписываемые Шекспиру, и снова возобновился спор об авторстве всего наследия.

Дж.Чосер (ок. 1340–1400)

Чосер родился в Лондоне в семье виноторговца, деловые связи отца открыли будущему поэту доступ ко двору: Чосер был пажом, королевским камердинером, а затем королевским курьером, совершая между 1370-1378 гг. дипломатические поездки во Фландрию, Францию и Италию. В 1374 он получил место таможенного контролера при лондонском порте, в 1386 был избран депутатом в Парламент. В 1389 король Генрих IV назначил ему пожизенную пенсию.

Поэзия Чосера еще тесно связана с традиционными формами средневековой литературы, однако писал он всегда только на английском языке (лондонский диалект). Чосер перевел на английский язык французский аллегорический «Роман о Розе »; его продолжала привлекать излюбленная в средние века форма «видения» («Книга о герцогине», «Дом славы», «Птичий парламент»). Не остался равнодушным поэт и к новой, гуманистической литературе Италии 14 в., с которой соприкоснулся во время поездки в эту страну — особенно близок ему был Боккаччо. Поэма Чосера «Троил и Крессида» (1382) представляет собой вольную обработку поэмы Боккаччо «Филострато». Поэма Боккаччо «Тезеида» и новелла о Гризельде из «Декамерона» появляются в «Кентерберийских рассказах» (рассказы рыцаря и студента).

В лучшем своем создании, в «Кентерберийских рассказах» («Canterbury Tales», 1386–1389), Чосер создал яркую красочную панораму жизни средневековой Англии. По силе литературного письма, острой иронии и свободному взгляду на вещи это произведение не имеет себе равных во всей английской литературе до 16 в. Для каждого рассказа Чосер находит особый тон, он любит разнообразие: отдает дань скоромной шутке, площадным анекдотам, грубоватому комизму, умеет быть изысканным и даже галантным.

Стремление к разнообразию, к богатству характеристик проявляется уже в новеллистическом обрамлении книги. Его рассказчики, встречающиеся на большой дороге, — это люди из различных уголков Англии, представители различных профессий и социального положения, с различными интересами, вкусами и пристрастиями. Объединяет их чисто внешний бытовой мотив: все они едут в городок Кентербери на поклонение гробу английского святого Фомы Бекета. На пути в Кентербери они сближаются и, чтобы скоротать путь, сговариваются рассказывать каждый по две новеллы. Можно увидеть среди паломников и самого Чосера.

Чосер по неизвестным причинам не закончил своего лучшего произведения. Всего им написано 24 новеллы. Книга открывается «Общим прологом», в котором дана характеристика всех рассказчиков, вместе с тем каждой новелле предпослан особый пролог, включающий в себя беседы и споры богомольцев или же откровенные признания рассказчика о его обычаях и привычках. «Кентерберийские рассказы» были одной из первых английских печатных книг (изданы У. Кэкстоном).

Избранная Чосером метрическая форма, резко отличаясь от аллитерационного стиха англо-саксонской поэзии, закладывала основы тонико-силлабического английского стиха. Велика роль Чосера в создании единого английского литературного языка, в основу которого поэт положил лондонский диалект.

Томас Мор (1478–1535)

МОР Томас (More) (7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель. Канонизирован католической церковью (1935)

Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой «Утопии», которую завершил по возвращении домой; вторая книга «Утопии» (собственно повествование о якобы недавно открытом острове в океане) была в основном написана гораздо раньше. Эта книга обессмертила имя Томаса Мора. «Утопия» была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй фантастического острова Утопия (в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным). Сатирически описывает быт Англии. Вторую часть строит на противопоставлении.

Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал — он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию. Веротерпимость.

Третье, базельское издание «Утопии» 1518 года было дополнено «Эпиграммами» Мора — собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в середине 16 века была переведена на современные европейские языки и оказала большое влияние на утопистов последующих столетий, в частности Морелли, Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Кабе. На русский язык «Утопия» была переведена в 1789 году.

По-видимому, одновременно с «Утопией» писалась «История Ричарда III », датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору). «История Ричарда III» признается одним из лучших произведений английской прозы, она послужила позднее косвенным источником драмы Уильяма Шекспира.

Король Генрих VIII, оценив критический пафос «Утопии», назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор стал королевским секретарем и членом Королевского совета, он выполнял дипломатические поручения, с 1521 года заседал в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства, удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования.

году от имени Генриха VIII был напечатан трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера », редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 году отозвался «Отповедью Лютеру», обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации Томаса Мора на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении и невзгодах») оказали влияние на искусство английской риторики, а также на формирование стиля Джонатана Свифта. В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-1529 годах он сонимал пост канцлера герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 года, после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии.

В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор активно защищал права римско-католической церкви и должен был уйти в отставку. Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году — к лику святых (память 22 июня и 6 июля).

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626

БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561, Лондон — 9 апреля 1626, Хайгет), английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида». В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических.

В «Новой Атлантиде» (1623-24) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения. Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах других стран членами «Соломонова дома». «Новая Атлантида» осталась незаконченной. Опубликована посмертно.

***

(опубликован 1595) отстаивал принцип национальной традиции и высокого литературного мастерства.

СПЕНСЕР Эдмунд (ок. 1552-99), английский поэт. Пастораль «Календарь пастуха» (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме «Королева фей» (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввел в английское стихосложение т. н. спенсерову строфу. Прозаический трактат «О современном состоянии Ирландии» (1633).

итальянских пасторалей.

ЭВФУИЗМ [от имени Эвфуэс (греч. euphyes — благовоспитанный) — героя романов английского писателя Дж. Лили ], изысканно-перифрастический, высокопарный слог, изобилующий параллелизмами, антитезами, метафорами («Комедия ошибок» Уильяма Шекспира).

ГРИН (Greene) Роберт (1558-92), английский писатель. Пасторальный роман «Пандосто» (1588), авантюрно-любовные пьесы.

и «Трагическая история доктора Фауста» (издана 1604). Историческая хроника «Эдуард II» (издана 1594). Предполагаемый соавтор У. Шекспира в некоторых ранних пьесах. Пьеса «Мальтийский еврей». Погибнет в пьяной драке. Пропадает тело. По мнению некоторых исследователей, перебирается на континент и там продолжает писать, высылая свои произведения в Лондон Шекспиру.