Городская литература средневековья.
Рыцарская лит-ра уходит от реальности. На смену приходит реалистическая городская лит-ра. Меняются и жанры, и стиль.
1.Фаблио – небольшие стихотворные рассказы о забавных и нелепых происшествиях из обыденной жизни. Простейшие – чисто анекдот. Некоторые –соц направленность. Также сатира, разоблачение пороков. сатирический элемент неоднозначен (ловкость: -/+). Стиль сохраняет черты народного предания: энергичная сжатость речи, точность выражений, много народных оборотов, сравнений и пословиц.
В центре внимания – горожане. Многие сюжеты имеют аналоги в пр-ниях других стран. Фаблио дали материал для новелл Боккаччо и других рассказчиков. Кое-что в роман Рабле. В Германии аналогичный жанр – шванки.
2. «Роман о Лисе» кXII-серXIII
• источник - басни, животные сказки
• циклическая поэма, слагалась ≈ 70 лет, >10 авторов, один собрал все ветви логически, вместе
• Лис-Ренар, волк-Изенгрим, медведь-Брён, кот-Тибер, петух-Шантеклер, лев-Нобль
• 1/2 романа – юмор, человек≈животное – нормально, 2/2 романа – обличительная сатира
• народная мудрость описывает как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан
При возникновении сатирических целей не было. Но потом все больше и больше. Это соответствует изменению сознания горожан. Сословные насмешки. К середине 13 века основная часть закончена.
3. «Роман о Розе»: XIII
• поэма, 18 тыс. стихов
• 1 часть – Гильом де Лоррис (в куртуазных тонах), 2 часть – Жан де Мен (противоположна 1)
• сюжет – набор топосов (общих мест), цель – познание истины.
• в мал. сюжет - большое смысловое содержание. Роза – символ динамической первоосновы мира – любви, влюбляясь в неё – ближе к Богу.
• жанр видения и аллегоризм (из религиозной поэзии эпохи) – рамка для идеи любви
• обычная точка зрения: человек – звено в цепочке, ниже – звери, над – ангелы. Персонаж – Натура (природа), на её платье, где должен быть человек, дырка (тьма материи и свет духа → расползается). Фома Аквинский – учение «томизм» – объясняет наличие всех вещей в этом мире и связи между ними. Схоластика XIII-XIV – самая главная дисциплина, от науки отличается путем – не собрать в целое, а разобрать и исследовать. «Роман о Розе» - любимый у схоластов.
4. отдельная дидактическая литература
• моральная. Стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах», «Наставления князьям», ех: поэт Фрейданк «Разумение»
• научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения). Трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII