Билеты. Вариант 7. Билет 7.
Средневековая драма и ее основные жанры.

Средневековая драма и ее основные жанры.

Средневековая драма — наиболее богато представленной в литературных памятниках и развитой формой драматического творчества западно-европейского средневековья является литургическое действо и вырастающие из него драматические жанры. Отсюда — часто встречающееся определение средневековой драмы в целом, как созданного церковью в своих целях орудия христианской пропаганды, символического выражения католической догмы.

1.Развитие:

• популярна XIII < рост городов, хотя зародилась раньше

• борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма

• к XII драма секуляризируется >светские элементы – мистерии / миракли →комич. Театр

2. литургическая драма:

• всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный

• исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица

3. мистерии: XII-XIII

• на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали

• от алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII)

• XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха

• XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.

• сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть

• сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)

4. циклические мистерии – поздние, →1450

«Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли во всех мистериях:

• интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно

• много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов

• пышное и занимательное зрелище

5. миракли: XIII

• источники – предания о чудесах богоматери, святых

• сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план

• «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф

6. комический театр XIV-XV

• источник: народное комедийное творчество – жонглёрское

• Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали

• появляются профессиональные актеры

• фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых

• пьесы морализующего характера

• «аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические