Билеты. Вариант 8.
11. Стадиальные разновидности эпоса в мировой литературе (по Е. М. Мелетинскому).

11. Стадиальные разновидности эпоса в мировой литературе (по Е. М. Мелетинскому). Соотношение черт «классики» и «архаики» в эпосе раннего Средневековья. «Старшая Эдда»: происхождение и состав памятника. Жанровое своеобразие и поэтика эддической песни. Мифологическая картина мира в песнях о богах (анализ нескольких песен).

Каждая эпоха имеет свое лицо, особое мировоззрение. Основные особенности мировоззрения человека Средневековья определяют тексты.

1. Теоцентризм– Бог, устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.

Христианство принесло новое представление о человеке. В античную эпоху человек стоял в центре мироздания, а его познавательные и преобразующие возможности считались безграничными. Сам человек был как бы наделен совершенной природой, даже боги были антропоморфны. Представление о каллокагате – соединение этического и эстетического, телесного и духовного, внешнего и внутреннего, человек прекрасен во всех своих проявлениях. В христианстве двойственное представление: человек венец творения бога (по образу и подобию), но с другой стороны он греховен (первородный грех). Идея: с приходом в мир Христа от самого человека стала зависеть его загробная участь. Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности.

Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению.

2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира– видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный. Платон.

3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. Пример: эпитафия Эсхила. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.

4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.

выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно.

Соотношение средних веков и античности, есть моменты культурной преемственности. Грамотны были церковнослужители. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. Некоторых авторов почитали: Платон, Аристотель и Вергилий. Буколики – 4 эклога, рождение младенца.

Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни.

– 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира.

боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

«Прорицания пророчицы». Именно здесь картина сотворения мира, золотого века и гибели. Здесь же и надежда на новый, обновленный мир, где все примирятся.

Верховный бог – Один (Вотан). Происходит из диалектов. Первая версия происхождения имени – отец, прародитель, вторая – бешеный. Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их.

Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии. Песнь о Нибелунгах.

– древе знаний. Постоянно ходит по миру как странник. Черный плащ, два волка и ворона. Поддерживает баланс добра и зла. Есть в песнях «Старшей Эдды» собрание житейской мудрости. «Речи высокого».

Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея.

– бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначал он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами.

Богини: ФРигг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами.

– мир как система усадеб. Ясень мировое древо.

Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.

Герой перед лицом судьбы – центральная тема Старшей Эдды. Главным героем является Сигурд (Зигфрид). История клада Нибелунгов. Нибелунги-Нифлунги. Подземный мир. В германской традиции много сказочных черт. В Исландии люди жили родом. Сигурда они награждают множеством родни – из рода Вёльсунги. Дальний потомк Одина. В скандинавской традиции у него есть старший брат Хельги. Сигурда воспитывает кузнец.

– хранителя клада. Властелин клада тот, у кого кольцо Нибелунгов. Хранитель проклинает кольцо. Клад отдали великану и пошло, поехало…